Не судите, да не судимы будете
Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Это доказало недавнее яростное обсуждение на одной из местных интернет-площадок, куда залили нейтральную заметку про то, что в Екатеринбурге, спустя четверть века после задуманного скульптором Эрнстом Неизвестным, установят наконец-таки свою Маску Скорби.
В отличие от нашей, бронзовую. На данный момент публикация собрала более 500 комментариев, не всегда удобочитаемых. Под этим неэмоциональным словом скрываются сотни колких, ядовитых, едких и даже матерных выражений в адрес известного скульптора, который, к слову, умер в прошлом году. Читать это больно, неприятно, а, главное, непонятно, что происходит в головах людей, живущих на Колыме, но с таким остервенением обеляющих наше общее страшное прошлое, с такой злобой бичующих любого, кто осмелится о нем напомнить.
Но вернемся к монументу. Напомним, всего Неизвестный планировал установить «Маски» в трех российских городах – в Екатеринбурге, Воркуте и Магадане, где было множество лагерей, замкнув таким образом весь ГУЛАГ в «Треугольник страданий». До сих пор памятник был установлен только в Магадане, в 1996 году.
Все чаще сегодня звенят глухие звоночки из конца 60?х – начала 70-х о тех врагах народа, которых в 90-х вновь воспели, – когда потихоньку, но все громче снова называют нацпредателями Галича, Солженицына, того же Неизвестного.
Уже вешают чучело автора «ГУЛАГа…». В телевизоре уже дикторы цитируют «Я выбираю свободу» Галича, называя это произведение гимном тех, кто в 70-х променял эту свободу на заграничные плюшки – гамбургеры и хотдоги. Ну да, конечно же, все они помчались за бугор за гамбургерами.
А на местной площадке дорогие магаданцы скалили зубы, скакали с ветки на ветку и ругали друг друга на чем свет стоит, попутно огульно охаивая великого мастера. Но удосужьтесь – найдите его трактат «Лик. Лицо. Личина» (в интернете все есть), мастер сказал обо всем много лет назад.
Про «лицо поколения», конечно, в данном контексте читай – современное общество.
То, что местные исполнители покрасили монумент корабельным суриком, фактически угробив его, – это, конечно, кощунство, сотворенное по глупости. Михаил Шемякин в мае, когда открывал свою выставку, увидев «Маску», сказал негромко: «Хорошо, что Эрнст этого не видел», а в августе скульптор умер.
Сегодня людям пытаются внушить, что здесь сидели в основном ростовско-донецкая урла, власовцы, «зеленые братья» да полицаи. Нет, никогда здесь не было ни Шаламова, ни Королева, ни Святополка-Мирского, ни Домбровского, ни… Нет, не сгинул под Владивостоком Мандельштам.
Тем же, кто думает, что он что-либо понимает в искусстве… Дорогие магаданцы, добрые колымские братья, ваши лингвистические эскапады против Неизвестного сравнимы с погромом выставки Вадима Сидура, тоже, кстати, фронтовика, оголтелыми псевдоправославными кликушами. Когда невежество и неумение принимать вытекает в ненависть к непонятному – прямая дорога общества обратно к уже бывалым граблям. Неужели так хочется снова и снова наступать?
Справка «ВМ»
«Маска» в Екатеринбурге, в отличие от нашей, будет отлита из бронзы. И никому в голову не придет ее перекрасить. Льют ее частями на деньги жертвователей. Четырехметровый монумент планируется установить на 12-м километре Московского тракта, где расположен Мемориал памяти жертв политических репрессий. Закладка первого камня уральского памятника состоялась в апреле 2015 г. Для изготовления «Маски Скорби» потребуется три тонны бронзы. Мастерская выполняет отливку постепенно, по мере поступления денег, за свой счет. Завершить работы планируют осенью к 100-летию Октябрьской революции и 80-летию начала сталинских репрессий.
Автор: Виктор Зилов