Наша газета уже публиковала беседу с начальником Магаданского филиала Геофизической службы РАН Л.В. Гунбиной о произошедшем 27 декабря землетрясении, эпицентр которого находился у горы Англия в 26 километрах от Магадана. В тот день горожане ощутили подземные толчки силой до 6 баллов. И хотя это событие не вышло за рамки прогнозируемого для нашей местности, оно все же вызвало немалую обеспокоенность у магаданцев.
Сегодня мы продолжаем разговор о сейсмической активности в Примагаданье. Наш корреспондент встретился с заведующим лабораторией неотектоники СВКНИИ РАН профессором, доктором географических наук Владимиром Николаевичем Смирновым. На этот раз темой для интервью стало не конкретное недавнее землетрясение, а вероятность повторения подобных событий в перспективе
- Владимир Николаевич, расскажите об официальном прогнозе на возможные землетрясения в городе и его окрестностях, который содержится в карте сейсмического районирования.
- Сегодня мы пользуемся картой 1997 года. К этому времени была закончена огромная, почти десятилетняя, работа по составлению этого главного документа. Руководил ею заведующий лабораторией Института физики Земли РАН, ученый-сейсмолог с мировым именем профессор В.И. Уломов. А на местах сбором и обработкой данных занимались ученые из различных регионов России, в том числе и ваш покорный слуга.
Существует три различных варианта карты общего сейсмического районирования территории России - под литерами "А", "В" и "С". Первая из них содержит прогноз на землетрясения, которые могут происходить у нас с вероятностью один раз в 500 лет, остальные, соответственно, события, прогнозируемые с частотой раз в 1 000 и в 5 000 тысяч лет. Вариант "А" - наиболее востребованный. Именно им руководствуются при проектировании строительства большинства гражданских объектов, в том числе жилых домов. Это означает, что здания, которые были возведены после 1997 года в городе и близлежащих поселках, должны возводиться таким образом, чтобы выдержать последствия землетрясения до 8 баллов.
- А какие требования по сейсмостойкости применялись в строительстве до 1997 года?
- До этого момента все руководствовались картой 1978 года. Она была составлена по другой, ныне устаревшей методике, и зона Примагаданья оценивалась в ней как 7-балльная. Ну, а до 1978 года в гражданском строительстве и вовсе ориентировались на 6 баллов.
- Выходит, все, построенное до 1997 года, при сильном землетрясении может рухнуть?
- Ну, я бы не высказывался столь категорично. Дома, построенные качественно, как правило, имеют некий запас прочности. И выявить их реальную сейсмостойкость может только подробное обследование. Думаю, общая картина по безопасности жилья в городе не будет выглядеть совсем уж фатально - строили у нас хорошо.
Но, с другой стороны, каждое здание имеет определенный износ. А если оно еще и изначально было рассчитано на 6 баллов... Есть, конечно, методики укрепления зданий. Однако и затрат они потребуют просто неподъемных. Ну, представьте, к примеру, сколько стоит перестроить все дома по улице Ленина?
- Но ведь последнее землетрясение силой в 6 баллов все эти постройки, несмотря на свой почтенный возраст, благополучно пережили.
- Так и эпицентр его был от нас на расстоянии в 26 километров. А располагайся он чуть поближе? Для примера можно вспомнить землетрясение 1966 года в Ташкенте. Оно имело магнитуду всего 5,2 - чуть сильнее нашего. Очаг находился на глубине - 6 километров, что тоже сравнимо с нашим событием. Но эпицентр был в самом городе. В результате вся центральная часть Ташкента испытала на себе удар в 9 баллов и была практически разрушена.
- Получается, находясь мы в домах, построенных у горы Англия, могли бы сейчас и не встретиться?
- Вполне возможно. Нужно помнить, что мы с вами живем в сейсмически довольно активном районе. Это, разумеется, не соседняя Камчатка или Япония, вдоль которых идут мощнейшие разломы. Но все равно трясет нас достаточно часто. Вот, например, в 1931 году здесь, поблизости в акватории Охотского моря, в 25 километрах от острова Спафарьева, произошли два сильных землетрясения с магнитудой 6.2. Затем, в том же году, на побережье полуострова Онара происходит землетрясение магнитудой 6,6. В 1936 году - землетрясение на побережье полуострова Кони: глубина 16 километров, магнитуда 5,7... Только за последние 10 лет, начиная с 1999 года в Примагаданье произошло 4 ощутимых землетрясения, включая последнее - 27 декабря.
Но самое мощное землетрясение, описанное в отчете местного государственного служащего, произошло в 1851 году на полуострове Кони севернее Сиглана, в районе горы Эгуйя. Как пишет этот администратор, земля тряслась от Тауйского форпоста до Туманского на расстоянии 750 верст. На полуострове Кони были деформации земной поверхности -сошел мощный оползень, были раздавлены и засыпаны землянки коряков. По принятой сегодня классификации эти последствия оценивают в 9 баллов. Кстати, на нашей карте сейсмического районирования внутри 8-балльной зоны Примагаданья есть небольшой 9-балльный "пятачок" - как раз вокруг эпицентра того самого землетрясения 1851 года на полуострове Кони. И мы с вами живем совсем недалеко от его границы.
- Но, судя по той же карте, такое происходит раз в 500 лет?
- Так ведь прошло уже 160. Следовательно, мы сегодня имеем уже более высокую вероятность такого события. Могу добавить, что есть еще такое понятие, как периодичность сильных землетрясений. Для соседней Камчатки она составляет 150 лет. У нас, к сожалению, этот режим пока не изучен. А160 лет после того землетрясения уже прошло...
- Чем дальше, тем страшнее.
- Это не страшилка, а объективная реальность, в которой мы живем. Живут же люди и на Камчатке, и в Японии. Нормально относятся к вероятности сильных землетрясений, но при этом делают все, чтобы свести риск к минимуму. Укрепляют дома, применяют современные методики прогноза.
- И если учесть, что с укреплением домов у нас вряд ли что-то получится, то остается прогноз? Скажите, а кому-то удавалось уже точно предсказать момент землетрясения?
- Скажем сразу, речь идет о краткосрочном прогнозе, то есть о возможности предсказать землетрясение за срок от нескольких часов до нескольких суток. Классический пример тому был в Китае в 1975 году. Получив от сейсмологов прогноз, там решились на эвакуацию целого города с населением около миллиона человек. И в тот же день через несколько часов после завершения эвакуации произошло сильнейшее землетрясение, которое почти полностью разрушило город. Несколько сотен человек все же погибло, но это не то количество, что могло бы пострадать без эвакуации. Правда, спустя несколько лет в том же Китае - уже в другой зоне - без всяких предварительных признаков произошло другое землетрясение. Точного количества жертв никто так и не определил, но достоверно известно, что погибших было более 250 тысяч.
Можно ли было предупредить об этом население? Мы не знаем, насколько была развита у них сеть наблюдения за сейсмической активностью, поэтому не будем ничего утверждать. Но современная методика краткосрочных прогнозов землетрясений позволяет обеспечить очень высокую их достоверность. И у нас в Магадане другого способа обеспечить безопасность населения я не вижу.
- Что конкретно для этого необходимо?
- Создать сеть сейсмических наблюдений. Сейчас в России под руководством профессора Л.Н. Солоди-лова проводится такая работа. И мы в Магадане тоже приступили к составлению проекта создания сети. Как это будет выглядеть? Скажем, сейчас у нас здесь работают три сейсмические станции. Сеть наблюдения за сейсмической активностью должна включать в себя таких станций от 10 до 15. Все они будут расположены вокруг города на расстоянии порядка 30-50 километров.
Далее нам необходимо иметь определенное количество скважин, с тем чтобы постоянно наблюдать за колебанием в них уровня подземных вод и фиксировать выделение газа - радона. Ряд таких скважин в Магадане, кстати, сейчас не использующихся и законсервированных, мы уже имеем. Их тоже можно будет включить в общую сеть Вот этот комплекс наблюдений, плюс информация о разломах земной коры и дадут нам возможность обеспечить горожан краткосрочным прогнозом землетрясений. Стопроцентной гарантии безопасности выполнение этих мероприятий не даст. Но, по крайней мере, принесет нам уверенность в том, что в большинстве случаев мы сможем предупредить людей о стихийном бедствии.
- Как дорого это обойдется и на какие средства предполагается осуществлять финансирование работ?
- Эксплуатация оборудования больших затрат не потребует. Да и на этапе развертывания сети расходы в масштабе территории будут сравнительно невелики. Финансирование предполагается совместное - из федерального и регионального бюджетов. Ну, а конкретнее я смогу сказать только тогда, когда мы закончим работу над проектом и обратимся в администрацию области с просьбой о поддержке этого комплекса мероприятий.
Николай ПАНОВСКИЙ