Более 500 кубометров грунта, включающего глыбы и валуны, свалилось на дорогу по направлению в Магаданский морской торговый порт в районе причалов портофлота. Груда камней повалила столбы ЛЭП. К счастью, никто из водителей, двигающихся по Портовому шоссе, не пострадал.
Случайность ли?
По словам научного сотрудника СВКНИИ, кандидата геолого-минералогических наук Бориса ВАЖЕНИНА, ситуация была предсказуема. Возможность ее возникновения он описал в статье, опубликованной в интернет-журнале «Технологии техносферной безопасности» в 2014 году. В ней Важенин разместил фотографию того места, где недавно и сошел оползень. В комментариях к ней указал, что в этом месте наблюдается активизация склонных процессов. И как в воду глядел: через два года сбылось то, о чем он предупреждал.
Кто виноват?
Причин несколько. Основная – это подрезка основания склона, которая произошла при строительстве шоссе и отсыпке искусственной террасы. На ней находятся сооружения торгового порта, пожарная часть и сквер «Морской».
«Обваливание и осыпание грунта я неоднократно наблюдал по весне, когда оттаивал склоновый чехол и образовывался довольно крупный обвально-осыпной конус выноса. «Дармовой» материал, пригодный для строительства дорог, регулярно убирали, тем самым подрезая подножье крутого склона. Это в дальнейшем и привело к крупному обрушению,– рассказывает Борис Важенин. – Осенью верхний слой склонного грунта начинает промерзать. Между ним и коренным склоном находится еще талая прослойка. Вот по ней, как по смазке, и сходят оползни».
Обвально-оползневые процессы активны и на Нагаевском клифе. Согласно исследованиям Бориса Важенина, за десять лет наблюдений там сошло 9 довольно крупных оползней. Один из них, уже размытый морем, имел объем 14 тысяч кубометров, что равно кубу с ребром 24 метра – высотой с восьмиэтажный дом.
Большая часть оползней образуется осенью. Именно в этот период года происходит расшатывание структуры склонного чехла за счет частых переходов через ноль градусов Цельсия. грунт при этом многократно замерзает и оттаивает – вспучивается и сжимается. Это действует на склон как вибратор, выводя его из состояния равновесия.
Подобные сходы, по мнению ученого, еще будут. Обвалы и оползни в наших краях не столь уж и редки. Так, только после экстремальных ливней 2014 года с крутых берегов бухт Нагаева, Гертнера и Веселой вследствие их переувлажнения сошло около 50, большей частью небольших (размером по 50–70м), оползней. Самая крупная глыбовая лавина длиной аж в 480 м сорвалась в море с Каменного Венца.
Что делать?
По словам ученого, для того чтобы снизить вероятный ущерб от обрушений на Портовое шоссе, надо отодвинуть его на 60 метров в сторону моря – на территорию портофлота. Обвальные массы, которые сыпались и будут сыпаться со склона Нагаевской сопки, пожалуй, надо убирать и делать на их месте котлован глубиной в 10–15 метров, способный вмещать крупнообъемные обвально-оползневые тела.
Дорога в порт
На сегодняшний день тот грунт, который убирают с дорожного полотна шоссе, Важенин предлагает не увозить на свалку, а отсыпать у подножья берегового обрыва (у дома № 38 по Портовой улице), грозящего оборвать единственную дорогу в Торговый порт. И делать это надо немедленно для исключения подрезания клифа морским прибоем. Образование в его подножье волноприбойной ниши – особенно в наступивший период сильных осенних штормов – наряду с осенним же промерзанием поверхности склона является причиной схода наиболее крупных обвалов и оползней. Иначе есть вероятность, что «полочка», по которой проходит шоссе, может рухнуть.
Тем временем, как стало известно «ВМ», проекта берегоукрепления и помпезной набережной, о которой мы писали в прошлых номерах, больше не существует. По словам руководителя департамента САТЭК Надежды ГОРНОСТАЕВОЙ, вопрос закрывается по объективным причинам: «Дело в том, что при сверке данных наших исполнителей выяснилось, что организация, которая с нами по контракту выполняет работы по проектированию берегоукрепления с устройством набережной в бухте Нагаева, с июля текущего года не имеет допуска к проведению таких работ. Это выявилось, и, соответственно, мы не можем принять документацию от организации, которая не имеет такого допуска, потому что это основное требование, условие муниципального контракта. В этой связи мы подготовили соглашение о расторжении муниципального контрактного проектирования и направили его в адрес проектировщика для подписания. Другая компания может быть определена исключительно по результатам аукциона».
В следующем году берегоукреплением обещает заняться Правительство региона.