Аэропорт колымской глубинки


Аэропорт Эвенск в этом году отмечает 65-летие. Он образован в 1951-м после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР, когда центр тогда еще Северо-Эвенского района, а ныне городского округа перевели из Наяхана, что в устье реки Большая Гарманда, в Эвенск.

С образованием нового районного центра возникла необходимость строительства аэропорта с взлетно-посадочной полосой. В архивном фонде Главного управления строительства Дальнего Севера в распоряжениях за 1954 год есть сведения о том, что для регулярной связи областного центра с нашим районом открыли сухопутную посадочную площадку, где эксплуатировали самолеты Ан-2. Тогда же приказом начальника Управления воздушного транспорта была открыта линия Эвенск — Верхний Парень общей протяженностью 180 километров. Начальником площадки был назначен товарищ Трусов.

Первое упоминание об аэропорте, начальником которого был Кожевников, встречается в документах за ноябрь 1954 года. Уже на следующий год авиация была передана Главному управлению гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. В него вошли аэропорты Батыгай, Ожогино, Нера, Депутатский и другие, а также посадочные площадки Северо-Эвенск, Илин-Тасс, Куогостах, Куйга. Радиостанция Эвенска была установлена в служебном доме аэропорта, но электроэнергии в помещении не было, техническое состояние аппаратуры не выдерживало критики. В списках личного состава за 1955 год указаны И. Ф. Мосеев, начальник аэропорта, М. К. Кораблев, старший авиатехник, А. И. Сонвальд, начальник радиостанции, и заправщик Н. П. Мерзляков.

В том же 1955-м аэропорт передали в подчинение Магадану. Для обеспечения связи районного центра с селами действовали посадочные площадки в Эвенске, Чайбухе, Камешках, Гарманде, Верхнем Парене. В 1960 году в Эвенске был принят в эксплуатацию аэровокзал на 15 человек.

Спустя 8 лет возникла необходимость расширения взлетно-посадочной полосы, так как она находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. Для этого демонтировали электростанцию Наяханского рыбокомбината, снесли старую баню и жилые дома вблизи аэродрома.

Постепенно улучшались условия работы служб. В эксплуатацию приняли здание радиопередающего центра, антенное поле, ЛЭП. Увеличился машинный парк, появились новые заправки для обслуживания вертолетов, экипажи которых были приписаны к Эвенску. Это летчики Гришин, Пикалов, Перепечин, Агачев, Романов, Сартаков, Сакиряка и другие. Благодаря малой авиации возросло число рейсов к оленеводам, у них чаще стали бывать работники культуры. Передвижная санитарная авиация регулярно проводила облет тундровиков.

Большой объем работ выполняли летчики, обслуживая геологов и тружеников трех совхозов. В документах 1974 — 1975 годов начальником аэропорта значится фронтовик А. М. Шматенко, в последующие годы В. Д. Устименко, М. А. Федоров, И. К. Элькинд, П. И. Кругликов. Не один десяток лет отдали авиации сестры Л. А. Маркина и Н. А. Пикалова, а также Л. В. Романова.

Немаловажное значение имеют наземные службы — диспетчерская и инженерно-авиационная, от них зависит безопасность полетов. Значительный вклад в общее дело внесли В. Караченцев, Ю. Жильченко, В. Бадусев, В. Рашкевич и другие. Их вызывали на службу в любое время дня и ночи, чтобы подготовить воздушное судно к вылету. Не было у них ни праздников, ни выходных. Среди радиооператоров 30-летний стаж у О. Прохоровой. Трудовой стаж М. Савенко исчисляется с 1979 года. В 2016-м исполнилось 37 лет, как он, окончив Омское летно-техническое училище им. Ляпидевского, вернулся в родной поселок и продолжил свою трудовую деятельность. В 1985 году М. Савенко окончил Киевский авиационный институт и в настоящее время трудится ведущим инженером по аэронавигации.

В 1991 году возникла необходимость строительства новой бетонированной взлетно-посадочной полосы для самолетов большей грузоподъемности. В приказе начальника Магаданского регионального управления воздушного транспорта В. Трезубова отмечено, что силами коллектива выполнены строительные работы по доведению аэродрома до параметров, позволяющих принимать воздушные суда типа Ан-24, Ан-74. Это стало возможно с января 1993 года. Также ввели в строй новое современное здание с контрольно-пропускным пунктом пассажиров. Качественно выполняет работу весь персонал аэропорта, включая аэродромную службу, где трудится О. Алешин. А возглавляет коллектив начальник аэропорта С. Романов, взвешенно принимающий решение руководитель, которому земляки доверили свои голоса, избрав в 2015 году депутатом собрания представителей Северо-Эвенского городского округа.

Автор:  Екатерина БАРЫЛЬНИК "Магаданская правда"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки