Аэропорт Магадан - ворота золотой Колымы, считает глава территории Владимир Печеный. 22 июля губернатор принял участие в программе, посвященной 25-летию аэропорта, и поздравил авиаторов с многолетней стабильной и успешной работой.
Магаданский аэропорт в п. Сокол начал функционировать в 1963 году. Именно тогда была сдана в эксплуатацию 1-я очередь ИВПП длиной 1680 м. Статус международного аэропорт Магадан - 56 км (Сокол) приобрел 2 июня 1991 года, а уже 26 июля 1991-го решением № 1963 Магаданского горисполкома зарегистрировано образование государственного предприятия «Аэропорт Магадан», ставшего в регионе примером развития отечественной гражданской авиации.
Сегодня взлетно-посадочная полоса с асфальтобетонным покрытием длиной 3452 м и шириной 59,5 м, а также современное радиосветотехническое оборудование аэродрома обеспечивают посадку по минимуму первой категории ИКАО и позволяют принимать все основные типы воздушных судов.
- Нынешнее поколение авиаторов, равно как и предыдущие, - это профессиональные, мужественные люди с закалкой, умеющие принимать сложные, жизненно важные решения, - говорит директор аэропорта Сергей Замараев. - В небе слабых нет. Все наши сотрудники преданы своему делу и этой северной земле.
Хотя дефицит кадров все еще ощущается, на предприятие приходит целеустремленная и полная сил молодежь. Коллектив аэропорта омолаживается, а оборудование модернизируется. 14 апреля в аэропорту Магадан приземлился «Боинг-777». Регулярными перелеты «трех семерок», что во флоте у авиакомпании «Россия» («дочка» «Аэрофлота»), стали с мая 2016-го.
- Сегодня ВПП аэропорта Магадан может принять все типы воздушных судов - аэропорт получил разрешение на обслуживание самолетов «Боинг-777», «Эйрбас-330» и их модификаций, - рассказал руководитель управления дорожного хозяйства и транспорта министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Сергей Ерохин. - Технический, скажем, проверочный рейс был в 2015-м. Сотрудники обустроили воздушную пристань, в том числе подготовили специальные трапы, автолифт для подачи бортпитания, надувной трап для спасения пассажиров, и получили допуск на прием таких судов.
В последние годы в регионе значительно расширилась маршрутная сеть. Впервые за последние 5 лет начался прирост пассажиропотока. А после пике «Трансаэро» на рынок пассажироперевозок Колымы зашли и новые игроки: «Аэрофлот», «ВИМ-Авиа», «Икар», «Россия», «Аврора», «Сибирь», «Якутия», «ИрАэро», «АЛРОСА».
Но остаются проблемы. Напомним, 10 лет назад в связи с необходимостью приведения аэропортового комплекса в соответствие современным стандартам началась реконструкция международного аэропорта Магадан. В 2015-м был завершен первый этап, включающий восстановление покрытий искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки № 4 и пассажирского перрона. Однако значительная часть работ выполнена с дефектами и недоделками. Кроме того, в связи с получением отрицательного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» по проектной документации финансирование (порядка 2,8 млрд. руб.) на вторую очередь не было включено в федеральную адресную инвестпрограмму на 2016 год. Планируется, что эти средства перенесут на 2017-й.
В настоящее время заказчик-застройщик по объекту - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» - находится в поиске подрядных организаций для выполнения работ по выявленным дефектам. А в конце июня в Главгосэкспертизу России направили доработанный проект реконструкции второй очереди аэропорта Магадан в п. Сокол, заключение ожидается к концу августа - началу сентября. С подрядчиком, допустившим дефекты, контракт расторгли. По словам гендиректора ОАО «Аэропорт Магадан» Сергея Замараева, общая стоимость устранения недоделок оценивается в 100 млн. руб. Компания-застройщик в рамках гарантийных обязательств может выделить около 20 млн. из собственных средств.
- На эти деньги в аэропорту необходимо провести первоочередные работы по устранению дефектов. Это восстановление мест просадок полотна, реконструкция стоянок и части рулежных дорожек. Такие меры позволят принимать самолеты типа двухпалубного «Боинг-747-400», для которого необходима специальная стоянка, и Ил-96-300, - отметил Сергей Замараев. - Скажу откровенно, реконструкция в 2015-м и 2016-м провалилась. Все еще стоит вопрос финансирования исправления дефектов первой очереди. У подрядчика нет средств на устранение недостатков в рамках гарантийных обязательств, а новые стройкомпании на конкурс выходить не спешат.
Для решения задач по модернизации и привлечению инвестиций прорабатывается вопрос включения аэропорта в перечень региональной собственности.
Аэропорт для Колымы - важный стратегический объект. Какие бы сложности ни стояли на пути авиаторов, свои задачи аэропорт выполняет и будет выполнять - обслуживать суда, отправлять пассажиров, принимать грузы, не останавливаясь ни на день.