Целебная вода в 125 км от Магадана до сих пор не освоена
Есть на побережье Мотыклейского залива заповедный уголок, отделенный сопками от холодных ветров, где река Улукан расходится на два рукава, образуя живописную долину. Здесь водятся белые грибы и растут огромные березы, здесь можно встретить самые разнообразные виды животных и растений, здесь свой особенный микроклимат. И еще это место славится выходящими на поверхность многочисленными минеральными источниками. Мало кто знает, что 67 лет назад на Мотыклее находился уникальный санаторий, от которого теперь практически ничего не осталось…
Колымская Паратунка
Когда говорят о Мотыклейском источнике, чаще всего подразумевают редкий для наших мест термальный родник, но на самом деле в долине находится целый кладезь (около 20) минеральных источников, обладающих абсолютно разными свойствами. Разведаны они были еще во времена Дальстроя,
в 40-е годы. На Мотыклее тогда поставили небольшой цех по розливу воды из горячего источника, и она продавалась в магазинах. Тогда же появился и курорт, но это, конечно, громко сказано: весь комплекс представлял из себя несколько одноэтажных деревянных домиков. В будущем планировалось создать здесь благоустроенное место отдыха для горняков всего Северо-Востока, включая Чукотку. Но развернуться не удалось: роковую роль сыграла природная недоступность заповедного места. Казалось бы, всего 45 км от села Балаганное, всего 4 км от Мотыклейского залива… Однако к источникам можно подобраться только по зимнику или по воде на мелкосидящих судах во время прилива. Ходили туда смельчаки и летом– тропами по болотам и зарослям. Но если в 60-е была еще какая-то надежда на строительство дороги, то в следующее десятилетие проект окончательно заморозили.
По характеру жесткая
Минеральная вода– это вовсе не школьное H2O, а сложное химическое соединение.Мотыклейский источник тоже имеет свою уникальную формулу и давно стал предметом внимания магаданских исследователей. Рассказывает главный научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН, доктор геолого-минералогических наук Владимир Глотов: «В изучение термального источника большой вклад внес крупный гидрогеолог 40-х годов Павел Сопин. Именно он впервые обратил внимание на то, что это действительно очень ценный источник. Чем он ценен? Своими уникальными хлор-кальциевыми водами, которые имеют температуру от +22 до +45 градусов. Мотыклейская вода относится к маломинерализованным, ее можно пить или использовать для ванн. Лечебное воздействие оказывает сама температура, и, конечно, биологически активный хлористый кальций, который полезен тем, у кого болят суставы, имеются отложения солей и кожные заболевания».
Кроме того, вовсе не зря природа дала живительную влагу Мотыклея именно колымской земле. Как говорят ученые, в нашем регионе вся питьевая вода очень мягкая, то есть в ее составе преобладает натрий. Натрий вытесняет кальций из организма, и это способствует росту числа сердечно-сосудистых заболеваний у колымчан. Жесткая мотыклейская вода поможет сохранить баланс химических веществ.
А еще недалеко от мотыклейского горячего источника (по прямой– примерно 12 км) есть холодный родник мышьяковистой воды. Как заметил Владимир Егорович, у нас в России единственный источник мышьяковистых вод– это в Синегорске на Сахалине, так что наш ресурс мог бы стать очень востребованным, особенно для северян с сердечно-сосудистой недостаточностью, с нарушением обмена веществ.
По мнению ученых СВКНИИ, на Мотыклейском месторождении можно лечить целый комплекс заболеваний, не говоря уже о том, что в тех же местах гидрогеологи обнаружили и разные виды сапропелевых грязей, которые по своим свойствам сопоставимы с грязями знаменитого курорта «Садгород» во Владивостоке. Есть здесь и скопления лечебного торфа.
Непридуманные истории
С горячим мотыклейским источником связано немало легенд, описанных в последней книге магаданского публициста и краеведа Николая Добротворского. Хотите верьте, хотите нет, но одна из них рассказывает о чудесном исцелении женщины с больными ногами: прожив две недели на Мотыклейке, она оставила здесь свои костыли и отмахала 50 км по тайге до родного поселка Талон. Вода излечивала от вибрационной болезни, изжоги, заживляла раны… С годами правдивые свидетельства уже наверняка изрядно обросли народным вымыслом. Однако когда-то давно, в 1963 году, Владимир Глотов и сам встретил на источнике человека, которого вылечили мотыклейские воды.
«В 50-е годы этот мужчина работал киномехаником. И вот однажды зимой они проезжали по всем колымским лагерям, приискам, артелям и показывали кинофильмы– в рамках планового культурного развития. И случилось так, что их экспедиция неожиданно попала в наледь. Сани скособочились, мужчина упал и вымок в снежно-водяном месиве. А мороз -40–50°. Принял тогда киномеханик стакан спирта, чтобы не простудиться, и задремал, привалившись к мешку с овсом для лошадей, а мешок был сырой. Когда мужчина проснулся, у него отнялась правая рука– не мог даже пальцем пошевелить. Поскольку это считалось травмой, полученной на производстве, все лечение взяла на себя организация. Киномеханик ездил и в Ленинград, и в Киев, что ему только ни делали– и новокаиновые блокады, и парафиновые ванны,– все, в чем наука была сильна в ту пору. Но эффект от лечения отсутствовал. И вот он прочел в «Магаданской правде» информацию про мотыклейские источники, взял отпуск, и из Балаганного пешком по тропе сам пришел на Мотыклей. Сначала мужчина просто по наитию мазал себе руку илом от источника, потом нагревал мотыклейскую воду и над паром держал больную руку. Уже на третий день он почувствовал, что по коже побежали мурашки. Через 10–12 дней рука начала функционировать, кроме одного пальца, который не восстановился. 3 года этот человек ездил по врачам– и никакого результата, а источник ему помог!»
Еще одно любопытное свидетельство возвращает нас к отчету гидрогеолога Павла Сопина, который сообщает, что на Мотыклее у рабочих сильно повысилась мужская потенция и даже начальник отдела гидрогеологии Н. В. Губкин после посещения источника стал отцом. Впрочем, сам Губкин с этим был не согласен и ссылался на хорошую воду, пищу и чистый воздух.
Кто не рискует, тот не пьет…
В наше время частные лица неоднократно пытали счастья, надеясь «приручить» мотыклейское месторождение, но почему-то не складывалось. А дело ведь и, правда, заманчивое, есть ради чего рисковать, да и перспективы многообещающие. Владимир Глотов экспериментально доказал, что, пользуясь нашим естественным зимним холодом, можно вымораживать воды и получать их концентраты, в том числе в сухом виде. В результате 1 кубометр минеральной воды уменьшается в 30–40 раз до 5–10 л. В таком виде она не только легко «доедет» до Магадана, но вполне реально даже переправлять ее на «материк», ведь расходы на транспортировку уменьшаются многократно.
Проект освоения мотыклейских минеральных источников был представлен Владимиром Глотовым на I Инвестиционной ярмарке в 2014 году. К сожалению, он так и не нашел своего инвестора, но специалисты СВКНИИ по-прежнему не теряют надежды.
«В следующий раз я бы хотел представить проект получения пресной питьевой воды для людей, предрасположенных к сердечно-сосудистым заболеваниям,– заявил ученый.– Это не только мотыклейская вода, но и ланкучанский холодный родник (расположен в 3 км от Снежного), который близок к мотыклейскому по составу. Его исследовал Московский бальнеологический институт и дал заключение о его целебных свойствах».
Москва, Владивосток и Томск признали наши источники, торфы и грязи. Признаем ли мы их и сами когда-нибудь не на словах, а на деле?..