Год назад в Республике Саха (Якутия) стартовала уникальная историко-архитектурная экспедиция. Ее маршрут пролег из столицы соседнего региона по Колымскому тракту вдоль федеральной трассы. Цель исследований - изучение на территории Северо-Востока объектов Дальстроя. Экспедиция прошла по маршруту Якутск - Оймякон - Магадан. На территории Колымы объехали Сусуманский, Ягоднинский, Среднеканский, Хасынский, Тенькинский городские округа и Магадан.
В путешествие снарядились ученые-историки, зодчие Хабаровска, Якутска. Магаданцы присоединились к ним в Мяундже Сусуманского городского округа. В составе экспедиции был Владимир Колосов, член Союза архитекторов Магаданской области. По ходу экспедиции Владимир Григорьевич вел дневник. В нем записи и размышления о встречах с людьми глубинки, о том, что увидели в печально знаменитых местах территории архитекторы и историки, поставившие главными задачами нелегкого маршрута увековечить и сохранить для потомков наследие ушедшей эпохи: лагеря ГУЛАГа, промышленные объекты, которые в тот период здесь построили.
«По машинам!»
20 июля. После 15 часов дня произошла долгожданная встреча с коллегами, выехавшими из Якутска. К гостинице подъехали два автомобиля. Дружеские объятия, команда «По машинам!», и отправляемся из Мяунджи в Сусуман. Первая остановка за п. Каменистый, затем на 692-м км трассы у монумента «Узникам Колымы», где лежат живые цветы. На полированной поверхности гранитной глыбы выбиты слова стихотворения поэта Анатолия Жигулина: «Здесь было мало виноватых. Здесь больше было - без вины». Минутой молчания почтили жертв репрессий, сфотографировались.
К 20 часам добрались в Сусуман. Объехав город, отправили водителя Петра Архипова подыскать место ночевки на берег реки Нексикан, где и разбили лагерь. Утром 21-го числа проснулись от звуков, доносящихся с реки. Это Иван Шишигин и Николай Алексеев, якутские моржи, купались! У них бодрое настроение. На востоке поднялось солнце, на небе ни облачка: день будет отличным. Усаживаемся завтракать и намечаем план на день. Первая встреча с архитектором Галиной Беличенко, с ней идем к руководству. Познакомились с историей городского округа, темпами строительства современных поселков. После этой экскурсии отправились в музей ГУЛАГа, созданный энтузиастом Михаилом Шибистым. Экспозиция занимает большую часть фойе школы, в витринах немало артефактов. Их собирал Михаил Петрович, помогали ему старатели артелей, геологи.
Следующий пункт маршрута - п. Широкий. По пути заезжаем в Балыгычан, на дражный полигон, откуда курс на Мальдяк. На склоне сопки заметил осину! Совсем не северное дерево. По-видимому, здесь оазис: склон на солнечной стороне. Рощица осинок радует глаз нежным цветом. Как будто на «материке»!
Мальдяк смотрится жутковато: со всех сторон котлованы отработанной породы. Землю сняли с золотосодержащим слоем. Здешние постройки - одно-, двухэтажные бараки. Узнали, где находились прииск «Мальдяк» и лагерь заключенных. C 3 августа по конец ноября 1939-го здесь находился главный конструктор космических ракет и кораблей Сергей Павлович Королев. Никогда он не был врагом народа.
Баня в виде чума
Первая остановка экспедиции на Бурхалинском перевале, здесь мы фотографируемся. Узнали, до Ягодного 105 км. Когда добрались, нашли подходящее место для ночевки на берегу речки Дебин, в 5 км от поселка. Разбиваем лагерь, готовим ужин. Александр Демин и Николай Сергеев занимаются обустройством бани. Каркасное сооружение в виде чума, поверх него натянута пленка. Внутри устроили печь из камней - снизу костер, сверху ведро с водой. Вокруг печи камни, поливаешь их, и выделяется много жаркого пара. Одно удовольствие! Отдохнув, намечаем планы на 22 июля.
Поутру разбудили якутские моржи Иван Шишигин и Иннокентий Николаев, они плескались в холодной речке. Вправду, водные процедуры заряжают энергией. После завтрака идем в поселок. В администрации городского округа выступили научный и технический руководители экспедиции Николай Крадин и Иван Игошин, а после них и мы как члены экспедиции. Нам доложили об экономической ситуации, культурной и общественной жизни, историческом прошлом округа. Подарили альбомы «Сердце золотой Колымы». Пешая прогулка по красивому поселку, заходим в музей жертв политических репрессий «Память Колымы», его в 1994 году основал журналист районной газеты Иван Паникаров. С ним едем в Эльген посмотреть остатки строений лагерей «Хатыннах», «Эльген», расстрельную тюрьму «Серпантинка». В пути Иван Александрович рассказывает о прошлом этих поселков, и не верится, что когда-то здесь бурлила промышленная, сельскохозяйственная деятельность. Сейчас там артели «Кривбасс», «Полевая». Не доезжая до Эльгена, справа от дороги та самая сопка, у которой дал последний бой майор Пугачев. Об этом великий колымский сиделец с мировым именем Варлам Шаламов написал повесть, сняли фильм. И вот что узнали об этом от Паникарова. В 1948 году из лагеря близ прииска «Нижний Ат-Юрях» совершили побег заключенные во главе с Пугачевым, они добирались в Сеймчан. Один свидетель этого трагического эпизода по фамилии Бирюков до сих пор жив.
Вскоре прибыли в Эльген, в переводе с якутского это название означает «озеро удлиненной формы». Здесь был совхоз. Слава его гремела, продукцию отправляли по всей области, в Якутию, на Чукотку.
Мы осмотрели то, что осталось от строений печально известного женского лагеря, где отбывала срок с 1940 по 1944 год писатель Евгения Гинзбург, она работала на детском комбинате. По периметру барака заметны столбы с остатками ограждения из колючей проволоки. Перед ними виден заросший травой и полный воды ров. Постояли у памятника жертвам политических репрессий - бывшей расстрельной тюрьмы «Серпантинка». Его открывали четверть века назад. И в 1991 году приезжал М. Е. Выгон, узник, чудом оставшийся в живых. Рядом с обелиском стараниями директора артели «Кривбасс» С. Базавлуцкого появилась беседка, в ней можно присесть и помянуть жертв «Серпантинки», что мы и сделали. Это место зовут Долиной Смерти. Рядом «Хатыннах», лагерь, где заключенные работали на золотом прииске и лесоповале. Паникаров показал деревянную звезду, что венчала конек кровли гаража, она хорошо сохранилась и по сей день заметна издалека. Объект требует сохранения и включения в реестр охраняемых исторических.
Здесь ходили «даймонды»
23 июля. Покидаем Дебин, но прежде направляемся в областной противотуберкулезный диспансер, где Варлам Шаламов лечился и работал с декабря 1946 года по ноябрь 1951-го фельдшером. Еще Дебин знаменит тем, что через реку Колыму возвели в этом месте уникальный мост. Его торжественно открыли 10 июня 1937 года. Автор проекта инженер Сергей Семенов. Конструкция деревянная, арочная. Ленточку разрезал директор Дальстроя Эдуард Берзин. Исторический факт. С ноября 1944 года в Дальстрое появились американские «даймонды». Вес каждой машины доходил до 60 тонн. Наши дороги и мосты не были на них рассчитаны. По распоряжению начальника Дальстроя «даймонды» ходили по трассе до 1948 года, чем нанесли огромный урон дорогам, мосту. Проект нового, металлического, разработал инженер А. Я. Журавлев. Мост ввели в строй в мае 1953-го, прослужил он 60 лет.
После Синегорья, красивого поселка гидростроителей, отправляемся в сторону Ларюковой, открывая путь в Сеймчан! Но сначала село Колымское. Уставшие путешественники отправляются спать, а я долго сижу у костра, подбрасывая в огонь сухие ветки. На востоке пламенеет заря. На протоке крякают утки, покрикивают пролетающие чайки. Ночи здесь еще светлые. Что-то будет завтра? Но отдых, как ни крути, нужен!
По прибытии в Сеймчан первым делом осмотрели Дом культуры. Здание построено в 1953 году в стиле сталинского ампира. Левая часть в аварийном состоянии, ее надо реконструировать. Идем рассматривать деревянное административное помещение муниципального образования «Поселок Сеймчан», постройки 1940-го, оно тоже уникально. В таком же стиле контора геологов. Собрать обо всех историческую информацию помог местный архитектор Игорь Пензин. Он, как и многие из участников экспедиции, учился в Хабаровском политехническом институте у профессора, доктора архитектуры Николая Крадина, который вместе с нами. И снова - дружеские объятия, воспоминания о студенческом времени.
Экспедиция продолжается. Нам нужно посетить краеведческий музей и аэропорт. Хозяйка музея Любовь Шохина рассказала историю учреждения, которое основал Панкратий Иович Борисов, человек-легенда. Экспозиция дает представление об открытиях геологов, мужественных летчиках авиатрассы Алсиб, военном аэродроме. Здесь с 1943 года выполняли полеты экипажи, заправлялись топливом и следовали на фронт. В здании штаба управления аэропорта встреча с начальником Владимиром Кудрявцевым. Затем провели обмеры уникального помещения. Его ввели в эксплуатацию в 1944-м. Примечательно оно тем, что двухэтажное, деревянное и с надстройкой. Фасады в едином стиле, много интересных узлов по оформлению окон, карнизов, балконов. Здание аэровокзала - единственное сохранившееся на авиатрассе Алсиб, это памятник деревянного зодчества, поэтому требует включения в реестр охраняемых исторических объектов.
Мост через Буркот
25 июля отправились по муниципальной автодороге Герба - Омсукчан, ее протяженность 257 км.
Предстоит добраться до моста через ручей Буркот, что на 43-м км.
Мост необходимо обмерить и сделать кроки для дальнейшего выполнения чертежей сооружения. По автодороге в Омсукчан движение менее оживленное, чем по федеральной. Справа тянется русло реки Герба. Места довольно красивые, много зелени, уходящие до горизонта горы. А вот и Буркот. Проезжаем по бетонному мосту 150 м, затем разворот на 180 градусов. Поворот направо, и выезжаем на старый участок автодороги. Николай Петрович вручает незамысловатые чертежные инструменты, мы устремляемся к старому деревянному мосту.
Он представляет собой двухпролетное сооружение. Пролеты - деревянные фермы, по верху которых устроено покрытие по деревянным балкам. Очень интересное и смелое инженерное решение. Но по прошествии времени эксплуатации требуются реставрационные работы: замена балок перекрытия пролетов, деревянного настила проезжей части, ограждения, укрепления узлов примыкания полотна к мостовым пролетам.
Работаем без перекуров. После недолгих сборов отправляемся в сторону Хасынского городского округа. По договоренности с руководством санатория «Талая» должны прибыть на курорт к 20.00. По пути обнаружили идеальный отрезок с твердым покрытием и разметкой по всем правилам федеральной трассы. «Вот так бы везде!» - говорят коллеги. Этот соответствует всем стандартам дорожного строительства. Впереди лежит Талая...