Нужны ли нам «новые русские сказки»?
На прошлой неделе в честь Года российского кино колымскую столицу посетили звездные гости – актрисы Наталья Бондарчук и Анна Снаткина. Приехали не с пустыми руками – Наталья Сергеевна представила магаданцам свою последнюю режиссерскую работу– фильм «Тайна Снежной королевы».
Перед этим актриса побывала с премьерным показом и в других городах, но вот что меня удивило: в СМИ – только скупое упоминание об этом событии. В чем причина молчания кинокритиков?..
В ожидании волшебства
Жанр своей картины сама Наталья определила так – «русское детское кино». По мнению актрисы, с современными детскими фильмами в России дела обстоят «так себе», и с этим трудно не согласиться. То ли снимать некому, то ли снимать нечего, но до сих пор никто не смог создать ничего подобного советским киношедеврам «Гостья из будущего» или «Приключения Электроника». Конечно, на них воспитают еще немало поколений, но реалии этих фильмов все-таки порядком устарели.
То ли дело сказки – никогда не устаревают, существуют вне времени и пространства и всегда любимы детской аудиторией. Наверное, потому Наталья Бондарчук и выбрала «Снежную королеву» величайшего Г. Х. Андерсена– очень красивая и добрая история с хорошим концом. Забегая вперед, скажу, что у Натальи Сергеевны конец получился даже «добрее», чем в оригинале, но об этом чуть позже.
Мы знаем несколько экранизаций «Снежной королевы» – как русских, так и зарубежных. Что же можно было бы ожидать от нового кинопроекта? Во-первых, до сих пор нет по-настоящему классической, полной «андерсеновской» версии. Немного современных технологий и красивых спецэффектов– и можно сделать шикарную, зрелищную, волшебную сказку! Хотелось бы увидеть невероятной красоты снежное царство, игру света под сводами ледяных чертогов, замысловатый и таинственный танец снежинок, буйство холодных красок северного сияния, ослепительные колючие брызги зимнего серебра, быстроногих оленей, несущихся по бескрайним просторам, холодную и неприступную, как будто выточенную из ледяного мрамора, королеву, которая отражалась бы в сотне ледяных зеркал… В общем, полет фантазии здесь бесконечен!
Или можно было бы пойти по пути абсолютного ремейка (в последнее время приходится кривиться от этого слова), но с современными героями, с какой-нибудь собственной задумкой, внезапным поворотом в сюжете, с неожиданными вопросами и терзаниями героев, с глубокой проработкой характеров – могло бы получиться что-нибудь стоящее…
Шварценеггер не в счет
Однако, к моему изумлению, ни того, ни другого в новой картине я не увидела. Понятно, что для шикарной атмосферы в фильме необходим бюджет гораздо больше, чем 5 миллионов долларов, и актеры, наверное, не должны выглядеть так, как будто одевались в костюмерной театра 90-х… Поэтому думается, что создателям моральная часть показалась куда более важной, чем внешняя шелуха, и они решили сосредоточить свой взгляд именно на героической девочке, которая сквозь «бури и грозы» неколебимо пробивается к конечной цели, и на Снежной королеве, которая оказалась вовсе не снежной и вовсе не королевой...
«Современным детям нужны герои, – заметила Наталья Бондарчук, рассказывая о фильме на встрече с магаданцами. – Как-то раз я спросила одного мальчика: какой твой любимый русский артист? И он ответил: «Шварценеггер». Мальчик ни в чем не виноват, актер же с экрана говорит по-русски! Приходишь в кинотеатр – и видишь везде американские фильмы. Но на самом деле так не должно быть!».
Может, и не должно, но что делать, если за все время русские так и не научились снимать хорошее фэнтези? Если нет никого, кто мог бы создавать франшизы, подобные «Властелину колец», «Гарри Поттеру», «Хроникам Нарнии», которые погружают зрителя без остатка в свои невероятно красивые миры? И вместо того, чтобы воротить нос от «американщины», почему бы нам не взять все лучшее из достижений западной киноиндустрии?..
Вот и после сказки «Тайна Снежной королевы» такое чувство, что создатели картины сознательно проигнорировали зарубежный опыт. Решили создать русский фильм с «абсолютного нуля»…
Во время просмотра в кинотеатре «Горняк» я следила за реакцией зала, который наполовину состоял из детей. Думала: мне одной неинтересно, что олень вдруг превращается в человека, одетого в какой-то мех и с рогами на голове?.. С самого начала история не захватывает: неволшебная, обыденная атмосфера, такие же прозаические персонажи, много затянутых сцен, которые чередуются с непонятными скачками, слабая внутренняя динамика… Все это напомнило мне спектакль, театральную постановку– возможно, на сцене 90-х годов она смотрелась бы и неплохо, но не на большом экране! Думаю, если режиссер такой статичностью рассчитывала на детское восприятие, то, очевидно, промахнулась.
По усам текло,
в рот не попало…
Маленькие зрители весь сеанс шумели, бегали по залу, крутились на сиденьях – понятно было, что не только я страдала от скуки. В каждый момент фильма можно было догадаться, что произойдет в следующую секунду. Все точно, как в аптеке, ни сучка, ни задоринки! Концовка стала предсказуема где-то с середины, хотя режиссер явно хотела удивить зрителей неожиданной развязкой. Думаю, что многие из нас с детства жалели прекрасную, но холодную красавицу и мечтали именно о таком финале, когда сердце Снежной королевы удается отогреть силой любви. Вот и отогрели наконец! Минус лишь в том, что сердце самого зрителя так и осталось безучастным к происходящему…
Бывает так же и у писателей, и у журналистов,– пишешь все правильно, грамотно, гладко, даже слишком гладко, будто ручеек журчит… Но зацепиться не за что, распрекрасные мысли и герои проходят мимо, не давая пищи ни уму, ни сердцу… Автор как будто говорит: садитесь, я вам сейчас все объясню! Однако нет ничего скучнее– и в литературе, и в кино, когда все разжевали и положили тебе в рот. Не спасла даже прекрасная игра актеров: Карла Марковича, Дмитрия Харатьяна, Инны Марковой. Под конец хотелось просто с недоумением пожать плечами: а чего ради все это затевалось?
На всякий случай напомню: затевалось все, чтобы поддержать моральный дух нового русского кино и дать рождение новым отечественным «супергероям». Но соли нам не хватило для этого, соли! Лично я, при всем уважении к Наталье Сергеевне, все-таки продолжу смотреть зарубежные детские фильмы. Кстати, на том же «Гарри Поттере» выросло уже не одно поколение русских детей, и от этого менее «русскими» они не стали. В среде «славянофилов» принято поругивать эту киновселенную, но на поверку оказывается, что «критики» ни фильма не смотрели, ни книгу не читали! А ведь ценности картины абсолютно универсальные – любовь, дружба, самопожертвование. Нам нужно всего лишь поучиться тому, как они это делают, и в этом нет ничего зазорного. «Русское фэнтези» ни в коем случае не должно стать синонимом «отечественной преснятины»… Ну и конечно, бюджета для этого требуется столько же, сколько не жалко на настоящий шедевр!