У нашей морской экологии масса рисков
Многие годы состояние бухт Нагаева и Гертнера тревожит как экологов, так и простых магаданцев, облюбовавших эти места для отдыха и рыбалки
В последнее время коммунальными службами достаточно активно ведутся работы по благоустройству. Например, «Горняк» превратился в комфортную зону отдыха для горожан. Там появились пляж, волейбольная сетка, урны, скамейки-качели, детский городок, ограждения. Проведены работы по асфальтированию территории, установке уличного освещения, озеленение и другие работы. Также ежегодно идет санитарная очистка пляжей от мусора (особенно это заметно в период проведения месячника чистоты).
Безусловно, мы видим и ценим результаты проделанной работы, но, как говорится, все это на одеяле, больше опасений вызывает ситуация под ним. Когда же уборка коснется самого моря, а точнее его дна?
В карбюраторе конденсат
Из года в год в зимний период сотрудники магаданского МЧС напоминают гражданам об опасности выхода и выезда на лед бухт. Отдыхать разрешено исключительно на берегу, что и делают многие граждане. Но ежегодно находятся любители подледной рыбалки, которые, всячески пренебрегая предупреждениями, минуя таблички «Выход на лед запрещен!», рискуя своей и жизнью других, рвутся на ледяные просторы, подальше от берега. Иногда эти «покатушки» приводят к плачевным исходам. Вспомним хотя бы эту зиму: в бухте Гертнера одна из таких зимних рыбалок стоила человеческой жизни.
Спасением рыбаков-нарушителей занимается МЧС, а что происходит с утонувшим автотранспортом? Да ничего, лежит на дне, копится годами, да и куда ж ему деваться, в карбюраторе-то конденсат. О количестве машин на дне бухты и о том уроне, который они наносят окружающей среде, нам остается только догадываться. Но не это страшно.
По словам начальника отдела по надзору на море по Магаданской области Тихоокеанского морского управления†осприроднадзора Виктора ВАСИЛЬЕВА, оценка загрязнения от утонувшего автотранспорта в бухте Гертнера несоизмерима по сравнению с возможным вредом от морских судов, покоящихся с 90-х годов в бухте Нагаева. Количество остатков нефтепродуктов (масел и дизтоплива) в этих судах неизвестно, и именно на это стоило бы обратить внимание. Сейчас они в более-менее сохранном состоянии, но по мере их разрушения все это начнет поступать в воду.
Дела Нагаевские
Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу неоднократно поднимался вопрос очистки ее акватории от «утопленников» – морских судов. Собственников эти подводные «руины» не имеют, ведь именно за их счет производились бы мероприятия по утилизации. А раз хозяина нет, значит и счета выставлять некому и, следовательно, об этой ситуации должно побеспокоиться государство и произвести работу за счет собственных средств. Но речь идет об огромных суммах, которых, как мы понимаем, в связи с непростой ситуацией в нашем регионе и в стране в целом просто нет.
Сегодня в бухте Нагаева лежат порядка двух десятков затонувших кораблей. Эта ситуация у Росприроднадзора на особом контроле.
Существует инвентаризация, составленная на основании опубликованных сведений о наличии судов. Совместно с транспортной прокуратурой несколько лет назад были попытки найти хозяев металлолома, но их сейчас уже нет– подводные лодки давно списаны, а владельцы других морских судов просто обанкротились. Также предварительно необходимо провести водолазное обследование с детализацией каждого затонувшего судна. В дальнейшем нужно продумать их подъем на сушу. И затем разрабатывается индивидуальный проект подъема каждого из затонувших судов, в котором предусматривается процедура безопасного извлечения всех остатков нефтепродуктов, находящихся на борту во избежание возможной локальной экологической катастрофы. Также необходимо выполнить ряд требований природоохранного законодательства. Например, таких, как получить право пользования водным объектом федерального значения, получить заключение экологической экспертизы.
Но основная проблема в данной процедуре – найти деньги, которых на подобные благие мероприятия сегодня нет. Вот и приходится знать об опасности, но продолжать хранить и накапливать опасные «трупы» в морских пучинах.
Стоки больше не страшны
В течение многих лет рыбаков тревожил вопрос о сбросе сточных вод в бухту Нагаева. Но можно успокоиться. Пару лет назад произошел запуск насосной станции №3 в данном микрорайоне производительностью 6000 м3/сут. Это позволило направить сточные воды на очистные сооружения и тем самым ликвидировать сброс неочищенных стоков в бухту. За счет этого существенно снизилась нагрузка на водоем и биологические ресурсы, и улучшилась в целом экологическая ситуация в этом районе.
К слову, бухта Нагаева является водоемом высшей категории рыбохозяйственного водопользования, в котором нагуливается молодь и проходят миграционные пути дальневосточного лосося, нерестится и нагуливается тихоокеанская сельдь, обитают корюшка, навага, ерш, мойва и другие виды рыб, имеющие промысловое значение. И, естественно, строительство канализационной насосной станции в этом районе стало жизненной необходимостью, поскольку продолжение сброса неочищенных стоков могло привести к значительному ухудшению экологической обстановки и, как следствие, к уменьшению запасов биологических ресурсов Охотского моря.