«МОЛОДЕЖЬ СТРЕМИТСЯ ОСТАВАТЬСЯ В†ЕГИОНЕ», – ГОВОРЯТ ВЛАСТИ. ПРИЭТОМ КОЛИЧЕСТВО АБИТУРИЕНТОВ ВНАШИХ ВУЗАХ ИЗ ГОДА В ГОД СНИЖАЕТСЯ
Сколько у нас студентов
Отчасти этому способствовала демографическая яма середины 90-х, но низовой порог преодолен, и с каждым годом число поступающих в вузы должно расти.
Еще недавно в регионе были наш университет и 6 филиалов пришлых вузов. Сегодня, по последним данным Единой информационной системы Минобрнауки, в системе высшего образования, по состоянию на начало 2015/2016 учебного года, в Магаданской области функционируют 1 государственный и 3 филиала государственных и негосударственных вузов с общей численностью студентов 4 451 человек.
Численность студентов, обучающихся в государственных вузах и в филиалах государственных вузов, составляет 2 854 человека, в том числе с полным возмещением стоимости обучения – 1 240, в негосударственных вузах и их филиалах обучается 1 597 человек.
Численность студентов, принятых в государственные вузы и филиалы государственных вузов, составляет 711 человек, в том числе с полным возмещением стоимости обучения – 378 человек, в негосударственные вузы и их филиалы принято 147 человек.
Численность студентов, выпущенных из государственных вузов и филиалов государственных вузов, – 820 человек, в том числе с полным возмещением стоимости обучения – 302 человека, из негосударственных вузов и их филиалов выпущено 383 человека.
Скукоживание
На региональный рынок труда в 2015 году вышло около 1 050 выпускников очной формы обучения профорганизаций всех уровней. Более 90% выпускников остаются работать в Магаданской области, – сообщают в правительстве.
Но как тогда согласуются такие цифры, когда еще в недавнем прошлом на филфаке на курсе учились по 120 человек, а в прошлом году поступило всего 6? Да плюс десяток на специализацию «журналист». Это «скукоживание» числа абитуриентов привело к объединению кафедр русского языка и литературы. На психологию когда-то был конкурс 12 человек на место, в прошлом же году едва набрали те же 6 человек. «Все потому, что в вузе нет магистратуры. А магистратуры нет из-за того, что нет профессора», – главный аргумент будущих психологов, уезжающих поступать в «продвинутые» города. И это лишь выборочные примеры.
При общей численности профессорско-преподавательского состава в госвузах 166 человек ученую степень докторов наук имеют 14 человек (8,4% от общего числа преподавателей), кандидатов наук – 88 человек (53%). Много это или мало?
О качестве поступающих
Прошлогодние выпускники Магаданской области на ЕГЭ по географии заработали средний балл 47 (в сравнении с предыдущим годом – 39); по литературе – 61 балл в 2015-м против 49 в 2014-м. Из 1250 выпускников математику завалили 436 человек (34,9%), получив неудовлетворительный результат. По русскому языку минимальный порог не набрали 107 участников из 1 245 (8,6%).
В этом году ЕГЭ начнется 27 мая и завершится 30 июня. Итоговые экзамены будут сдавать 1 084 выпускника 11–12-х классов. 1366 учащихся 9-х классов Магаданской области будут проходить ГИА. Период сдачи аттестации – с 26 мая по 21 июня, дополнительный – с 1 по 13 июля и с 5 по 16 сентября.
По западной модели
В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс – это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. Декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Студентам из разных государств сходные уровни высшего образования дают возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения допобразования.
К 2010 году Россия реформировала систему образования в соответствии с положениями Болонской декларации: наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
Согласно новейшему российскому законодательству, выделяют три уровня высшего образования: бакалавриат (4 года обучения для выпускников 11-летних школ и 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений); специалитет (5 лет обучения при очной форме, 6 лет – при заочной), магистратура (длительность обучения – 2 года). Аспирантура – отдельный уровень высшего образования в России, цель которого – подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук.
Теперь же, однако, когда мы отгораживаемся от остального мира, малопонятно, нужна ли нам была эта Болонская система вообще.
Мы и остальной мир
В Академическом рейтинге университетов мира 2015 в топ-200 МГУ – единственный из российских вузов, и то на 86-м месте.
В это же время в Йошкар-Оле 25 апреля Президент России Владимир Путин называет «чрезвычайно опасным» участие иностранных фондов и институтов в российском образовании.
«У нас ведь воспитанием не только дошкольным, но и школьным занимаются все, кто угодно – фонды какие-то иностранные лезут, кого-то финансируют», – выразил недовольство глава государства на заседании «Форума действий. Регионы».
По его мнению, «мы, конечно, должны быть открыты всему новому, но эти фонды совершенно не сообразуются с нашими традициями, культурой». «Это чрезвычайно опасная вещь», – уверен Путин.
При этом нельзя не замечать, что роль международных связей в образовании огромна. Современные же тенденции таковы, что образовательные технологии не стоят на месте. В условиях жесткой конкуренции российские вузы вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку не просто новые, но более качественные образовательные программы. Современное образование ориентировано на практическую применимость, чтобы выпускники смогли максимально быстро и эффективно использовать свой интеллектуальный ресурс при строительстве карьеры.
Лучшие вузы страны
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятке лучших вузов РФ: МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет.