Как масло стало глянцем


Картины мастера превратились в книги

В конце прошлого года в свет вышел альбом-каталог магаданского художника Александра Васильевича Пилипенко, выполненный в формате межрегионального проекта. Родителем данного детища стало издательство «Охотник» под руководством Павла Жданова.

В начале февраля в зале Магаданской областной библиотеки имени А.С. Пушкина альбом был представлен на обозрение неравнодушной публике. Это действительно значимое и долгожданное событие для нашего региона, поэтому не удивительно, что зал был переполнен. Среди почитателей творчества автора, художников, журналистов, представителей культуры, искусства, да и просто ценителей прекрасного, были и первые лица Колымы – губернатор Магаданской области Владимир Печеный, председатель магаданской городской думы Андрей Попов и сенатор Анатолий Широков.

Изюминка проекта



Своя уникальность в проекте присутствует. Желание издателя закрепить юбилей мастера во времени художественным изданием – прекрасный повод к совместной работе профессионалов из разных регионов страны.

Для работы Павел Жданов пригласил специалиста по современному искусству из Владивостока, кандидата искусствоведения Наталью Левданскую, научного редактора и специалиста из Омска кандидата искусствоведения Алла Гуменюк.

На выставке в Красноярске (презентация 3 декабря 2015 года) «Художники Сибири и Дальнего Востока» Алла ГУМЕНЮК рассказала:

- «Безусловно, в таком творческом единении есть свои плюсы. Взглянуть на артистическую деятельность художника сторонним взглядом, несколько иным, чем «у себя дома» и, возможно, более объективно. Известно, что философы, относят искусство к иррациональной сфере деятельности, а его суть, как правило, ускользает из тисков четких понятий. Поэтому в анализе творчества любого художника всегда остается момент субъективности критика. Но, собственно, тем и интересна наша профессия искусствоведа».

Говоря о структуре альбома-каталога, он классичен: аналитическая искусствоведческая статья, альбом иллюстраций. Последующий делится на три части – живопись, оригинальная графика, книжная и журнальная иллюстрации. Каталог, с расширенным цитированием авторов, содержащий в заключении послесловие научного редактора, названное «Время единения».

Три в одном



- «Творчество Александра Пилипенко необделено вниманием, - сказала Наталья ЛЕВданСКАЯ, - к нему обращались сотрудники музеев, журналисты, искусствоведы. Виталий Кандыба – первый приморский историк искусства Дальнего Востока, определил творчество Пилипенко как последователя сюрреализма.

В альбоме-каталоге творчество художника рассматривается в трех ипостасях: живописец, график, книжный график. По большому счету, он живописец, но мыслит прежде всего как график: намечает образы линией и силуэтом, а затем «доводит» их с помощью колористических и пластических приемов. И тут его творческая фантазия и мастерство раскрываются в полной мере. В живописи Пилипенко предстает исследователем, историком и философом».

В графике художник тяготеет к непосредственности восприятия натуры, идет не от рассудка, а от собственной интуиции. Это особенно видно в этюдах обнаженной натуры. Подобные наброски – творческая лаборатория Александра Васильевича. Лаконичная, точная линия создает абрисный силуэт – достаточно выразительный, чтобы восприниматься как самостоятельное произведение, а затем происходит развитие образа, с применением акварели, соуса и т.д.

Основной целью мастера – книжного иллюстратора естественное и разумное желание создать симбиоз вербальных и визуальных метафор, которые помогут читателям более внимательно отнестись к текстам, усилят и обогатят их впечатления от литературного произведения. Живописцу и графику Александру Пилипенко многое в профессии подвластно: интриговать и увлекать сюжетами, забавлять костюмированными сценками и просвещать историзмом, создавать иллюстрации, способствующие возникновению особого притяжения к стихам земляков».

Нас было много



Нет сомнения, что презентованный альбом Александра Пилипенко – уникальный проект. Он единственный на сегодняшний день подобного рода в нашем регионе. В этой книге приняли участие многие, начиная с частных владельцев работ художника, сотрудников библиотеки и краеведческого музея, спонсоров (несколько картин из их коллекций мы могли видеть на стенах зала библиотеки), заканчивая самим коллективом издательства «Охотник». Всего около 50 человек, принявших участие в работе над ним. Дизайнером и автором целого ряда оригинальных оформительских решений выступил Андрей Осипов. Помощь оказал и сын Андрей Пилипенко, живущий в Хабаровске. Таким образом, в творческой работе соединились четыре отдаленных территории Магаданская область, Приморье, Западная Сибирь и Дальний Восток.

Перевод текста осуществил Лэрри Рокхилл-Хлыновский, значит проект можно считать и международным. На сегодняшний день экземпляр альбома уже находится в Англии в библиотеке Полярного института Скотта Кембриджского университета.

- Хотелось бы выразить благодарность работникам музея, искусствоведу из Владивостока Наталье Левданской. Жаль, что мы не презентуем эту замечательную книгу в музее, что было бы закономерно и естественно. Тогда была бы возможность представить работы разных лет в форме полноценной выставки… Благодаря Сергею Григорьевичу Бекаревичу сохранились еще ученические работы Александра Пилипенко, которые тоже вошли в каталог, – рассказывает руководитель и вдохновитель проекта П. Жданов.

Отдельное спасибо хотелось сказать меценатам и спонсорам проекта. Без их участия этот альбом вряд ли появился бы. Кстати, этот проект уникальнен еще и потому, что он осуществлен на «народные» деньги. Благодаря поддержке Ирины Борщевской, Александра Голубенко, Ларисы Городецкой, Геннадия Григорьева, Константина Ермилова, Геннадия Кузьменко, Владимира Милотворского, Владимира Христова, Александра Шаферова, Даниила Шафеева и многих других появилась эта красивая книга, включающая 130 работ прекрасного художника, – добавил Павел Жданов.

***

В совместном докладе «Межрегиональное сотрудничество в области изо­бразительного искусства» в Красноярске искусствоведы Н.Левданская и А. Гуменюк подчеркнули, «что проект альбома-каталога «Александр Пилипенко. Живопись, графика» – пример свободного сотрудничества профессионалов».

А лучше сказать, что это проект свободных людей, ценителей искусства.

Автор:  Н. Мифтахутдинова. "Вечерний Магадан"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки