Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население области и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. Общеизвестно, что развитость рынка услуг определяет качество жизни населения.
Жилищно-коммунальное хозяйство Магаданской области на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который на начало 2009 года включал в себя жилищный фонд общей площадью 4 479,3 тыс.кв. метров, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др.
В нем задействовано 114 предприятий и организаций.
Анализ итогов финансовой деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства в 2006-2008 годах показывает, что ситуация в сфере ЖКХ неоднородна. Несмотря на положительный финансовый результат в целом (225,8 млн рублей), доля убыточных организаций в 2008 году составила 29% (в 2007 году -32%), из них 64% - организации, предоставляющие населению жилищные услуги
Немаловажным факто ром, влияющим на эффективность работы жилищно-коммунального хозяйства является своевременная оплата населением жилищно-коммунальных услуг. В среднем по области на конец 2008 года фактический уровень платежей населения составил 91,4% (в 2007 году - 88,3%). Задолжен ность по оплате за жилищно-коммунальные услуги сложилась в размере 248.7 млн рублей, или 9%.
Для системы жилищно-коммунального хозяйства Магаданской области в настоящее время актуален ряд проблем. Обозначим некоторые наиболее значимые из них. Обеспечение качества условий проживания определяется уровнем благоустройства жилья, надежностью и экологической безопасностью его обслуживания.
Всеми видами благоустройства одновременно оборудовано только 2 450,2 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 55% жилого фонда. В нем проживают 89,5 тыс. человек, или 55% населения.
В среднем 8% жилого фонда не оборудовано водопроводом, 9% - централизованным отоплением и канализацией, 14% - горячим водоснабжением.
Главной проблемой жилищного сектора остается наличие ветхого и аварийного жилья. В Магаданской области на 1 января 2009 года 11% жилфонда является ветхим и аварийным, а это 162 дома, из которых 55 - аварийные. Для сравнения в среднем по России на ветхое и аварийное жилье приходилось 3% общей площади жилищного фонда.
Ликвидацию ветхого и аварийного фонда невозможно осуществить, не решая задачу модернизации и капитального ремонта жилья, еще не достигшего уровня ветхости, в противном случае проблема наличия такого фонда может стать непреодолимой.
В последние три года в области наметилась общая тенденция наращивания объемов жилищного строительства. В 2008 году на строительство жилья за счет всех источников финансирования было направлено 338,7 млн рублей, на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов коммунального хозяйства - 476,9 млн рублей.
Реформа ЖКХ - одна из самых сложных, потому что затрагивает интересы каждого. И здесь как никогда необходим особый подход.
При относительно низких доходах основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья по-прежнему актуальными остаются вопросы повышения социальной направленности жилищной реформы, реализации мер государственной поддержки определенных социальных групп населения.
Правительство Российской Федерации установило федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, который в 2008 году определен в размере 22%.
По отчетным данным, в 2008 году уровень платежей граждан за жилье и коммунальные услуги по установленным ставкам и тарифам составил 57,4%, что на 1,7 процентного пункта выше уровня 2007 года.
При этом фактический уровень возмещения населением затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги увеличился на 3.3 процентного пункта против уровня 2007 года.
Продолжают осуществляться мероприятия по проведению реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направленные на переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг населением.
При этом контроль за формированием тарифов на эти виды услуг передан органам исполнительной власти. Жилищно-коммунальное хозяйство работает по регулируемым ценам и тарифам.
По величине прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги среди субъектов Дальневосточного федерального округа Магаданская область в 2007-м и 2008 годах занимала первое место (20% и 31% соответственно).
Удорожание тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг за период с 2006-го по 2008 год составило: на отопление и горячую воду - в среднем 2 раза; на электроэнергию и оплату жилья - 58% и 61% соответственно: на холодное водоснабжение 43%.
Замечено, что при планомерном росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги повышается и оплата этих услуг населением.
Рынок жилищно-коммунальных услуг - один из самых емких и по своим масштабам сопоставим с рынком продовольственных и непродовольственных товаров. Основной фактор, влияющий на его формирование, - денежные доходы населения.
В свою очередь, основной статьей денежных расходов населения были и остаются потребительские расходы (91%), около трети из которых на протяжении последних трех лет составляли расходы на оплату услуг.
В 2008 году доля расходов на оплату услуг ЖКХ в потребительских расходах обследуемого населения составила 12,3% (в 2007 году - 10,8%).
По данным обследования бюджетов домашних хозяйств, в 2008 году уровень потребления населением платных услуг находился в зависимости от материальной обеспеченности семей, от числа членов домохозяйства и его иждивенческой нагрузки. Семьи с разным уровнем материального достатка имеют значительные различия в затратах на оплату жилья.
В низкодоходных семьях 68% всех расходов на услуги составляют жилищно-коммунальные платежи, тогда как у высокодоходного населения эти расходы составили 30%.
По итогам 2008 года объем жилищно-коммунальных услуг населению составил более 2,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 0,7% выше, чем в 2007 году.
Блок жилищно-коммунальных услуг в структуре платных услуг населению области традиционно занимает вторую позицию после транспортных услуг и составляет 33%. В 2008 году в среднем каждый житель заплатил за услуги ЖКХ 15 834 рубля, в том числе плата за жилье составила 2 296 рублей, за коммунальные услуги -13 538 рублей с человека.
Анализ данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств показал, что в 2008 году 80% домохо-зяйств не были удовлетворены своими жилищными условиями.
Из общего числа домашних хозяйств 8,1% планировали изменить свои жилищные условия.
Собирались купить другое жилье (или обменять на другое жилье) 4,3% домохозяйств, состояли на учете по улучшению жилищных условий - 1,2%, собирались купить еще одно жилье - 0,7%.
Оценили свои жилищные условия как плохие и очень плохие 10% обследуемых домохозяйств, из них большинство домохозяйств (79%) не собираются изменять свои жилищные условия из-за отсутствия возможностей их улучшения.
Анализируя показатели статистических наблюдений за развитием сферы платных услуг населению, было отмечено, что потребление отдельных видов услуг носит сезонный характер. Это непосредственно касается и услуг системы ЖКХ.
Ежегодно с июня по сентябрь объем платных услуг в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения сокращается: плата за жилье - на 9 процентных пунктов, за горячее и холодное водоснабжение, канализацию и электроэнергию на 14 процентных пунктов
Спад объемов услуг ЖКХ в летний период, в первую очередь, связан с выездом большой части населения на отдых за пределы области.
Распределение объема жилищно-коммунальных услуг по секторам реализации за последние два года претерпело значительное изменение. Существующее законодательство делает возможным смены формы собственности организаций жилищно-коммунального комплекса, предполагая при этом повышение результативности их деятельности.
Производителями жилищно-коммунальных услуг Магаданской области выступает как государственный, так и негосударственный сектор. Количество организаций ЖКХ, работающих в государственном секторе экономики, в 2008 году не превысило 16% от их общего числа.
Ими оказано 0,3% всех жилищно-коммунальных услуг. На рынок жилищно-коммунальных услуг приходит все большее число малых предприятий, однако их доля на рынке пока недостаточна -17,5%. Сумма предоставленных ими услуг составила всего 107,2 млн рублей - это 4,1% общего объема услуг ЖКХ по области.
Неоднозначно складывается ситуация на рынке жилищно-коммунальных услуг в районах области. Как показывают данные, услуги организаций ЖКХ обходятся населению очень дорого и занимают практически повсеместно первое место в структуре всех расходов.
Следует отметить, что спектр услуг, предоставляемых предприятиями системы ЖКХ в районах, очень ограничен, стабилен и носит обязательный характер.
Вместе с тем в г. Магадане картина несколько иная. В настоящее время существенно расширена номенклатура предоставляемых услуг. Так, кроме традиционных работ по профилактическому ремонту, жилищно-эксплуатационными службами выполняется установка приборов учета воды в квартирах, металлических дверей, замена канализационных и водопроводных труб, ремонт жилых помещений, кровель и другие работы.
Кроме этого, ремонтом жилья в областном центре, наряду с организациями ЖКХ, занимаются различные строительные и ремонтные предприятия, а также индивидуальные предприниматели.
- Реформой предусмотрено "обеспечить условия проживания, отвечающие стандартам качества", а это значит, что в квартирах должна быть круглосуточно горячая вода, качество ее должно соответствовать санитарным нормам, температура внутри помещения не должна быть ниже 18 градусов.
Кроме того, должно быть обеспечено содержание в хорошем состоянии мест общего пользования: лестничных клеток, лифтовых холлов, общих коридоров, а также фасадов и крыш зданий, дворовых территорий, внутри-квартальных дорог, своевременная уборка мусора.
Основным способом достижения этих целей является совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Дальнейшая деятельность жилищно-коммунального хозяйства области связана с выполнением программ реформирования ЖКХ и энергосбережения, включающих ряд значительных изменений, которые в конечном итоге должны повлиять не только на состояние самого сектора, но и экономики области в целом.
Одновременно с этим не следует забывать и о решении еще одного немаловажного вопроса, а именно вопроса разработки механизма повышения доступности жилья для различных категорий граждан.
Приобретение жилья остается пока еще острой проблемой для значительной части населения, нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как ипотечное кредитование, на которое сделана ставка в нашей стране, большей части граждан практически недоступно.
Как видим, тема реформирования существующей системы ЖКХ остра и актуальна как никогда и требует к себе повышенного внимания.
Людмила Чиркина
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области