Не от хорошей, конечно, жизни идут сюда люди, но кто до такой жизни дошел, остается благодарным: здесь и встретят добрым словом, и накормят досыта.
И ЧИСТО, И СВЕТЛО
«Вы что, обедать?» - недоверчиво и почти сурово меня оглядывает бабушка в большой песцовой шапке. «Еще рано, сказано подождать», - смягчившись, добавляет она, выслушав цель моего визита. На часах без пяти двенадцать, столовая сейчас откроется, пока же, в ожидании, можно погреться в «предбаннике», на людей посмотреть.
Человек пять уже в сборе, все бабушки, у некоторых в руках бидоны. Объясняют: обед забирают с собой, в Дом ветеранов - удобнее и привычнее в домашней обстановке. Целый ворох пакетов с бидонами и банками вносит и вошедшая девушка. Она соцработник, развозит обеды восьми своим хворым подопечным, тем, кто из квартиры не может выйти. На еду, говорит, не жалуются, нахваливают.
Ну вот следует и приглашение: пробило двенадцать. Переступаю порог и я. Что ожидаешь увидеть в социальной столовой? Невзрачные стены, истертый пол, столы неряшливые, ложки алюминиевые, тарелки щербатые. Здесь, конечно, не ресторан, но вполне достойно. Первое, что бросается в глаза, это буйство зелени. Обе стороны уставлены безмолвной, но живой толпой кактусов, фикусов и многих других растений, они разрослись привольно и по-домашнему уютно. Кухрабочая Антонина Королева, страстный цветовод, нежит и холит ботанический сад - это ее детище..
На окнах приятные кремовые занавески, тоже создающие уют. Есть где пристроить одежду - направо вешалка. Пол, стены и потолок отделаны вполне по-современному, почти нет специфических запахов. Помещение светлое и просторное, в нем семь столов, очень опрятных, на четыре места каждый. Несколько человек вижу на раздаче, только прибывшие подходят к женщине в белоснежном халате.
«В мои обязанности входит работа с посетителями, - поясняет администратор социальной столовой Татьяна МАТВЕЕВА. - Помогаю донести еду, если человек с трудом передвигается, веду учет посещаемости, слежу за соблюдением сроков направлений (выдаются на шесть месяцев, по необходимости продлеваются) и флюорографических обследований. Справка о «флюре» обязательна - это требование направлено на профилактику туберкулеза. Без направления и справки получить обед нельзя».
ЛЮДИ БЕДНЫЕ
Пожалуй, не всякий российский город имеет на хозяйстве социальную столовую. Бедных если и кормят, то скорее на общественных, нежели государственных началах. А в Магадане цех по предоставлению горячего питания существует более десятка лет. Работает каждый день, кроме субботы и воскресенья, с 12.00 до 14.00.
Питаться здесь могут следующие категории: инвалиды 1, 2, 3 групп старше 70 лет и одинокие инвалиды 1 и 2 групп, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, независимо от возраста, все насельники Дома ветеранов и лица, освободившиеся из мест заключения. Еще семьи либо одинокие граждане, чей душевой доход не превышает 50 % прожиточного минимума. То есть доход на одного человека должен быть не более 8657 рублей в месяц.
Сейчас на обслуживании 124 человека. В основном пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи. Как ни странно, иной раз и состоятельные граждане пытаются прикинуться бедняками - приносят фиктивные справки о доходах. Наученные горьким опытом, работники держат ухо востро.
«Да, есть такие, кто пытается подделать справки, - говорит директор Магаданского центра муниципальной поддержки мэрии Магадана Галина ЕВДОКИМОВА. - Если есть сомнения, сразу проверяем документы на подлинность, делаем за-просы в Пенсионный фонд, плотно работаем с органами внутренних дел. В прошлом году было два разбирательства по этому поводу, в этом году - ни одного».
Людям, скромно вкушающим свой обед сейчас, незачем прикидываться - по всему видно, что здесь они не от хорошей жизни.
«Здесь я потому, что пенсию мне понизили, - признается инвалид 2 группы Леонид БОРИСОВ, - из 14 тысяч шесть за долги высчитывает Теплосеть, на руки остается восемь тысяч. Тяжкое это бремя - коммуналка, непомерное. Сейчас как живу? Не живу - выживаю. Хлеб да крупа, рыба иногда. Хоть здесь поесть по-человечески. Кормят вкусно, сытно, я доволен».
Кому-то столовая и вовсе не дает умереть с голоду.
«Я беженка из Донецкой области, - рассказывает Валентина ГЕРМАН. - В министерстве труда во главе с министром Анной Головиной мне очень сильно помогли, выделили комнатку, дали кушать. Для меня это сильно много значит. Доходов никаких у меня, кошелек пустой - я сильно болела, еще не успела оформить вид на жительство, потому и работу найти не могу. А здесь поела, и сыта до вечера. Мне все нравится - коллектив доброжелательный, кормят замечательно. Скажу от чистого сердца: в Магадане сильно хорошие люди».
Кто-то приходит сюда не только поесть, но и пообщаться. Вот как та бабушка в песцовой шапке - она завсегдатай столовой уже много лет. Приходит загодя и уходит одна из последних, трапезничает обстоятельно, с толком, не спеша. Дома одиноко, а здесь и поешь досыта, и время скоротаешь, и душу отведешь в разговоре - хоть какое-то разнообразие в жизни.
ЧЕМ БАЛУЮТ?
Какими же разносолами потчует бесплатный общепит? Подхожу к раздаче, разглядываю меню: на первое борщ, на второе пюре картофельное с тефтелей, кисель и хлеб. Конечно, дают снять пробу. Вкусно! Говорю, не кривя душой.
«Все у нас свежее и разнообразное, нет переходящих блюд «на завтра», - поясняет заведующая социальной столовой Лилия СОЛДАТОВА, - каждый день - новое меню. На первое уху варим, щи, суп гречневый, на второе - голубцы, гуляш. По праздникам стараемся побаловать народ чем-нибудь вкусненьким: выпечкой, салатами. Один обед стоит в пределах 74 рублей». В год городская казна расходует на питание 1,8 млн рублей.
А тарелки здесь, между прочим, как тарелки, ложки как ложки, ничего заметно ущербного нет в них. Нет здесь, как уверяют, ни тараканов, ни мышей - санитария соблюдается неукоснительно. Все моется-протирается с хлоркой, целям дезинфекции служат и антибактериальные лампы - кварцуют помещения ежедневно. Проверяющие, в столовую когда наведываются, отмечают полный санитарный порядок.
Обеспечена столовая и необходимым кухонным инвентарем. Намечаются подвижки и в создании доступной среды. Сейчас идет ремонт крыльца, адаптируют его для инвалидов-колясочников. Идея та, чтобы люди, запертые в четырех стенах, могли приехать сюда сами. Крыльцо обойдется в 600 тысяч рублей, это средства муниципального, областного и федерального бюджетов…
Все, к кому из посетителей я ни обращалась, в один голос нахваливали и качество блюд, и доброжелательность атмосферы в столовой. Слышала я только благодарности. А когда спрашивала, какие будут пожелания, имея в виду качество обслуживания, все, не понимая меня, желали одного - счастья, здоровья, хорошего настроения. Это пожелания всему коллективу социальной столовой. И я к ним присоединяюсь.