Изысканный и «вкусный» сюрприз колымским театралам преподнесла на прошлой неделе Магаданская областная филармония - два вечера подряд в музыкально-драматическом театре играли столичные актеры, любимцы публики Марина МОГИЛЕВСКАЯ, Анна БОЛЬШОВА, Нелли СЕЛЕЗНЕВА-НЕВЕДИНА. Ожидался и Владимир Стержаков, но в последний момент вылететь не смог, его заменил МХАТовский актер Александр Васютинский.
Пьеса известной петербургской журналистки и писательницы Татьяны Москвиной «Па-де-де», которую «звезды» привезли с собой в Магадан, - это три забавные женские истории. Камерные новеллы - «Развод по-петербургски» (о жалобах в седьмой раз разведенного ловеласа своей старинной подруге), «Список Шилкиных» (об осторожности в свадебных приготовлениях) и «Не делайте бисквиты в плохом настроении» (о способах утешения разочарованных поэтесс) представили публике непростые отношения мужчин и женщин в современном мире.
Балетный термин «па-де-де», вынесенный в название спектакля, дословно переводится с французского как «танец двоих». Свое одноименное произведение, легшее в основу спектакля, сама публицистка Татьяна Москвина обозначает как «три маленькие пьесы для добродушного театра».
Магаданские зрители оценили как тонкий юмор автора, так и вдохновенную игру актеров, сумевших создать на сцене атмосферу теплоты и душевности, которые столь дефицитны (по утверждению Татьяны Москвиной) в современном прагматичном обществе. Спектакль светлый и очень добрый. А все коллизии - от смешных и нелепых, до грустных и порой даже трагических, вызывали искренний отклик в зале.
О НЕНАВИСТИ К МУЖЧИНАМ
С известной советской и российской актрисой театра и кино Мариной Могилевской мы беседовали как раз перед спектаклем, усевшись на диванчик за кулисами. В августе Могилевской исполнилось 45 лет, но кажется, что ее утонченное лицо, столько лет не сходящее с экранов телевизоров, стало лишь еще прекраснее и моложе. Весь секрет - в долгожданном материнстве, призналась она позже. Но разговор мы начали не с этого.
- Марина, буду пристрастна: пьеса, которую вы привезли, поставлена по Москвиной, а Татьяна Москвина - моя любимая писательница. Я - ее давняя поклонница, у меня есть все ее книги, постоянно их перечитываю…
- И я тоже! Сама обожаю Москвину, у меня тоже есть все ее книги, это просто мои настольные произведения! Когда дурное настроение, или мне по каким-то причинам не очень комфортно, я всегда ее открываю и, знаете, отпускает. В ней столько тонкого умного интеллигентного юмора и в то же время столько смысла, что я считаю ее исключительной в этом отношении.
- Какая книга Татьяны Москвиной ваша самая любимая?
- Больше всего мне нравятся ее «Женская тетрадь» и «Мужская тетрадь».
- А что думаете о романе «Смерть - это все мужчины»?
- Ее большие романы я люблю чуть меньше, чем эссе (улыбается). Люблю ее как театрального критика, как радиоведущую, как острого публициста. Блестящий ум!
- Зная эту писательницу, я бы опасалась театральных постановок по Москвиной, потому что в ней присутствует, мягко говоря, нелюбовь к мужчинам… Взять, к примеру, спектакль «Па Де Де», в котором вы сегодня играете: женщины - главные фигуранты пьесы, и у них один на троих диагноз: они травмированы жестоким фаллоцентричным миром.
- Я бы не назвала это нелюбовью к мужчинам. Я бы назвала это ироничным к ним отношением в тех моментах, где они этого заслуживают. Вам кажется, что она их не любит? Наоборот, мне кажется, она отдает себе полный отчет, что без них никуда. Но просто к их недостаткам она умеет относиться с иронией, а не делать из этого трагедию, вот что. В этом ее большой женский плюс. Москвина близка мне в этой своей иронии по отношению к сильному полу, я в этом с ней солидарна, мне это близко.
- А что в этот спектакль вы внесли от себя? Что добавили?
- У нас такая профессия, что хочешь или не хочешь, а все равно от себя вносишь то, что в тебе есть - свой жизненный опыт, свое отношение к жизни, это однозначно переносится на экран или на сцену, поэтому когда говорят, что артист может не иметь никакого жизненного опыта, а просто уметь хорошо и технично играть, я с этим не согласна. Я считаю, что если у человека пусто внутри, он ничего не скажет со сцены. Вся моя жизнь, весь мой жизненный опыт присутствует на подмостках в этой пьесе, как, собственно, и во всех других. Я абсолютно понимаю, о чем она говорит, я с ней в этом солидарна, поэтому мне кажется, у нас с Москвиной в этом отношении консенсус.
- В одном из интервью вы как-то ск5азали, что для каждой роли ищите свой парфюм. А для сегодняшней пьесы какой парфюм привезли с собой в Магадан?
- Дело в том, что я обычно играю только третью новеллу, а сегодня, в силу того, что у нас одна актриса по причине нездоровья не смогла приехать, играю первую и третью, это два совершенно разных персонажа. Так вот, в первом случае это должна быть либо «Красная Москва», а у меня нет такого парфюма с собой, либо вообще ничего. Я выбираю ничего. А в третьей новелле точно всегда ничего, потому что это женщина, которой не до парфюмов, это женщина, глубоко запутавшаяся в жизни и одинокая, поэтому у нее давно другие приоритеты. Я, кстати, вообще не пользуюсь ни духами, ни туалетной водой, я не люблю сильные запахи, честно. Мне вполне хватает моего любимого перфорированного крема для тела Dolce & Gabbanna «Light Blue», вот он, у меня в сумке.
О ДОЧКЕ И СЧАСТЬЕ
- Вы в Магадане впервые. Что ожидали увидеть и что увидели?
- О, да, на Колыме я оказалась первый раз в жизни! И, признаюсь, приятно удивлена, потому что мне казалось, что Магадан - это так далеко, это страшный мороз, закутанные люди, дискомфорт, и больше ничего. А вот вчера после первого спектакля мы как раз обсуждали с коллегами, какая шикарная здесь у вас публика - насколько интеллигентная, насколько готова думать, а не просто смеяться, как часто бывает. У вас в Магадане очень красиво. Сегодня мы ездили в Нагаевскую бухту, я впервые в жизни увидела купающихся морских котиков, там так много их было! Они плавали, кувыркались в воде! Нафотографировалась я и с вашим мамонтом, поездили по городу, любовались кафедральным собором.
- А на память что-нибудь купили?
- Икры красной! Да побольше!
- Вашей дочке Маше всего 4 года, как переносите разлуку с дочерью?
- Очень тяжело! Она с няней, с бабушкой, рядом с ней много близких людей, но тем не менее я звоню каждые пять минут. У меня везде там стоят камеры и я постоянно в режиме онлайн отслеживаю свою доченьку и это меня немного спасает. Как любая мать, я по ее внешности и поведению могу понять, как она себя чувствует, хорошо ли ей и что у нее на душе.
- Вы говорили, что появление Маши послужило огромным стимулом для новых идей, планов, и даже хотели попробовать организовать свой театральный проект. Удалось?
- Пока нет, некогда. Совсем некогда.
- А со своей подругой, певицей Катей Семеновой записали совместный альбом до конца?
- Нет, не до конца. Записали семь песен и никак не закончим. По моей вине.
- Вы много лет занимаетесь литературным творчеством, по вашему сценарию в 2001г Валерий Тодоровский снял фильм «Когда ее совсем не ждешь», а ваш сборник стихов выйдет когда-нибудь?
- Стихи я давно не пишу. Это было по молодости, и они вовсе не о любви. У меня стихи всегда были, знаете, суровые (смеется). У меня было эдакое конфликтное отношение к жизни и стихи соответствующие, о неудовлетворенности этой самой жизнью. Так что сейчас стихов не пишу, нет времени даже на сценарий. Я еле успеваю работать и заниматься ребенком. Дочь - это вся моя жизнь и я не трачу больше временя ни на что. Каждую свободную минуту провожу с Машей и получаю от этого громадное удовольствие.
- Вы - счастливый человек: безмятежное детство, звездная юность, и сейчас вся так и светитесь, - подобное сияние излучают только счастливые женщины!
- Я вас умоляю! (смеется) Просто я убеждена, что вовсе не обязательно выкладывать все свои проблемы. Это моя жизнь и я не собираюсь ее открывать до конца. Жаловаться мне грех, конечно. Главное, к чему я пришла: что бы ни случилось, я всегда вижу свет в конце тоннеля. И это дает силы. У меня были глубочайшие депрессии, которые длились не один год. Я обращалась к психологам, пила препараты. Ничего не помогало. Пока я не осознала, что депрессия - это болезнь. И самое правильное - это смириться и переждать. Потому что болезнь закончится и дальше все будет хорошо. Знание того, что все пройдет, - лучшее лекарство.
- Все ваши планы сегодня связаны с дочкой. А вы уже решили, кем она будет? Где будет учиться?
- Ну что вы, ей только 4 года. Кем быть - это она решит потом сама, я за нее решать не буду ничего, считаю, это колоссальная ошибка многих родителей. Главное, что можно дать ребенку - это правильное отношение к жизни и хорошую почву для образования. Все остальное ребенок должен решать сам. Я и даю ей все, что можно. Ну, возможно, я все еще сто раз поменяю, не знаю… Мне кажется, девочка обязательно должна заниматься танцами, обучаться пению, двум-трем языкам и освоить игру на фортепиано. Это же так красиво - подойти к инструменту и сыграть. Такие вещи моментально покоряют… Но ребенка нужно направлять очень аккуратно, не заставляя.
- А вас разве не заставляли в свое время? Ведь вы окончили музыкальную и художественные школы, занимались гимнастикой, получили спортивный разряд по плаванию…
- Никогда ничего не заставляли. И спасибо маме за это! Родители просто создали ту основу, с которой мне было легче двигаться по жизни. И читала я много… А каждый отпуск мы проводили в новом месте: путешествовали и по России, и за границу выезжали, что было редкостью в ту пору. Мама показала мне Чехию, Германию, Польшу…
- А зачем вы поступали в МГИМО? И почему не поступили?
- Я очень хотела порадовать свою маму, и мне очень хотелось сделать так, чтобы она мной гордилась. В моем детском понимании мне казалось, что если ребенок учится в институте международных отношений, этим можно гордиться. Это было мое такое детское заблуждение. А потом, поговорив с мамой, выяснилось, что ей были важны совсем другие вещи - чтобы я была счастливая и здоровая, все. Я не поступила потому, что сдала на тройки. Туда без блата поступить было вообще невозможно, это абсолютная правда. Пока переживала, влюбилась и, бросив все, уехала в Киев, там экзамены были позже. Институт народного хозяйства выбрала потому, что была уверена, что смогу сдать все, кроме математики. Папа у меня физик и за неделю меня подготовил так, что первый экзамен я сдала на пятерку и стала студенткой. А может, это была судьба, потому что институт соседствовал с Киностудией им. Довженко, и буквально через полгода ко мне подошел какой-то человек и пригласил на кинопробу. С тех пор моя жизнь кардинально изменилась. Но институт я все-таки закончила. Правда, спроси меня сейчас, что такое дебет и кредит, не скажу. В Киеве встретила человека, с которым прожила счастливо восемь лет. Он был кинооператором и талантливым фотохудожником. Мне повезло - меня он снимал фантастически! В целом мы провели вместе хорошие, хоть и непростые годы. Я была совсем девочкой и многое не ценила, а он, будучи гораздо старше, прощал все мои дурацкие выходки. Я могла во время ссоры швырнуть его фотоаппарат с балкона, а он делал мне ванну с пеной и говорил: «Полежи, успокойся…» Эх, больше таких вещей мне никто не позволял.
- Остались ли спектакли и роли, о которых вы мечтаете?
- Неа! Мне хочется, чтобы мне было интересно работать, не всегда это зависит от роли, многое зависит от режиссера, от коллег, от ситуации, от многих вещей. У меня одно желание - получать удовольствие от своей профессии, от того, что я делаю. Когда это удается, это большое счастье! А мечты по поводу того, что я хотела бы сыграть… у меня давно этого уже нет. Я к профессии отношусь гораздо проще.
- Вы как-то сказали, что мечтаете получить в подарок от мужчины темно-синий кабриолет. Получили?
- Да он мне на фиг не нужен! Это была шутка! В кабриолете ездить по Москве невозможно: там такая вонь, выхлопные газы, что это просто убийство!
- А вы живете вы сейчас, я так понимаю, большей частью, за городом, в доме, который сами спроектировали и дизайнером которого являетесь?
- Да. Я это люблю. Дизайн дома делала, когда была беременная Машей, сейчас тоже успеваю что то подправлять, добавлять, для меня это отдых, и я это умею. И шью, и вяжу с удовольствием, и садоводством занимаюсь.
- Вас любит и боготворит огромная армия поклонников, наиболее предприимчивые из которых даже создали в интернете ваш неофициальный сайт. Вы на него заходите?
- Нет. Знаете, я не интернетный человек, не зарегистрирована ни в каких соцсетях, не выкладываю нигде свои фотографии, не умею всем этим пользоваться
- Вы начали курить в старших классах, удалось избавиться от вредной привычки?
- Нет, продолжаю курить до сих пор! И очень это люблю!
- Где сейчас снимаетесь, над чем работаете?
- Мы закончили шестой сезон «Кухни», он будет последним. Репетирую новый спектакль, и очень много, конечно же, езжу по стране с гастролями.
- А в Магадан еще приедете?
- Очень бы хотелось! И передайте, пожалуйста, от меня всем колымчанам добра, радости, чтобы жизнь приносила вам как можно больше удовольствия!