Еще недавно на рынке труда Магаданской области царил почти социализм: вакансий было валом, безработных - единицы. Но за последний год их полку заметно прибыло, в основном за счет попавших под сокращение.
УЖИМАЕМСЯ?
В непростые времена нам выпало жить - все вокруг дорожает, и ужимаются в расходах не только семейные бюджеты, но и целые предприятия, в том числе государственные. По всей стране идут массовые сокращения, шагают они и по Колыме. Без «материковского», конечно, размаха, но достаточно ощутимые. Начались они еще в прошлом году, но пика достигли в этом - от «лишних» людей освобождаются 64 предприятия.
«Численность уволенных работников на сегодняшний день составляет 1754 человека, - сообщила «АиФ-Магадан» начальник отдела министерства труда и социальной политики региона Ирина ПОПОВА, - до конца года предполагается к увольнению еще 564 человека. В органы занятости обратилось 663 человека, признано безработными 369, трудоустроено 147, пятеро направлены на профессиональное обучение, четверо - на оформление досрочной пенсии. 930 человек (53 %) трудоустроены при проведении процедуры высвобождения. Основная волна пришлась на первую половину года, когда без работы остались работники Рудника имени Матросова и Колымского аффинажного завода - они дали большой поток безработных. Сейчас идут в основном плановые сокращения».
Под серьезные сокращения попали и бюджетные организации. Например, некоторые подразделения УМВД, федеральная служба судебных приставов, Северо-Восточный государственный университет.
В СВГУ «от ворот поворот» в этом году получили 46 сотрудников, еще для 23-х неотвратимый час должен пробить до начала января. Для главного в регионе вуза это, наверное, тревожный симптом. Кадровые сокращения здесь идут не первый год, количество бюджетных мест снижается, на ряд специальностей сохраняется хронический недобор - вкупе с затянувшимися выборами ректора эти факторы дают повод для самых разных кривотолков о судьбе университета. А ну как сольют его с более крупным учебным заведением?
ТОЛЧОК К ОТЪЕЗДУ
Человек, попавший под молот сокращений, защищен законом. Если он вовремя обратился в центр занятости и за полгода не смог найти работу, предприятие все это время обязано выплачивать средний заработок. Это бремя не все желают нести. Оттого могут вынуждать работников писать заявление «по собственному». «Меня должны были сократить, - рассказывает магаданец Алексей, - но, не желая платить пособие, придирались к каждому пустяку, создали все условия, чтобы я уволился сам, иначе, пригрозили, уволят «по статье». Уже третий месяц я в поисках работы».
В областной инспекции по труду, впрочем, уверяют: жалобы на незаконные увольнения не поступали, а вот на задержки окончательных расчетов и среднего заработка при сокращениях - сколько угодно.
Получается, людям и заработок задерживают, и работы нет. Потому что найти работу непросто в Магадане. «В прошлые годы наблюдалась тенденция к снижению уровня безработицы и большое количество вакансий, - говорит директор городского центра занятости Нина ТЕТЕРИНА. - Теперь, напротив, безработица растет, количество вакансий уменьшается. Если в прошлом году на одного человека приходилось три вакансии, сегодня - только одна». Да и эта «одна» несчастная вакансия не всем подходит.
В лидерах на бирже труда - медики, педагоги, водители, неквалифицированный труд. Работникам КАЗа, например, с таким набором вакансий искать работу можно до посинения. «Трудоустроить по специальности людей с КАЗа сложно, - констатирует И. Попова, - среди уволенных много плавильщиков, на Колыме это невостребованная профессия. В связи с этим некоторые бывшие работники завода вынуждены уезжать из области на материк».
Я тоже знаю по меньшей мере двух молодых людей, которые, лишившись работы в Сбербанке, поехали пытать счастья в Первопрестольную. Там устроились в похожей структуре, весьма довольны и возвращаться не собираются. Это на «материке» уволенным ехать особо некуда - перед нами же, не утратившими психологию временщиков, все дороги открыты. А ведь сокращения только набирают оборот. В 2016-м ожидается новая волна. Что принесут они Колыме?