К историческим в Магадане отнесены только дома «ленинградской застройки»
Несколько недель назад Магадан вновь лишился одного из своих старых зданий - бывшего Управления морского порта. Дом с башенкой снесли. На его месте будет парковка. И с рациональной стороны это понятно - помещений в порту достаточно, а вот для машин места явно не хватает. Представляло ли строение историческую или архитектурную ценность можно, конечно, спорить, только от таких споров ничего уже не изменить.
Беседовать негде
Несколько лет назад разо-брали беседку в городском парке, построенную еще военнопленными японцами. Постфактум было сообщение, что строение находилось в аварийном состоянии и не подлежало восстановлению. Но даже сейчас, по прошествии времени, этот снос у старожилов вызывает бурю возмущения.
Признавать ценностью каждое строение старше 40 или 50 лет тоже нельзя - тогда вся типовая застройка города 60-х, 70-х годов прошлого века попадет под охраняемые объекты. А городу нужно расти и развиваться, и проще всего строить новое жилье на месте старого. Да и деревянные двухэтажки, от которых город практически избавился, никак не отнести к памятникам архитектуры или культуры, а им, между тем, никак не меньше полувека. Как же провести это разделение, чтобы не потерять неповторимое лицо города, но и не оберегать заведомо не имеющие никакой ценности дома?
История на улицах
- Историческими здания называются не только потому, что давно стоят в Магадане, но и потому, что представляют архитектурный интерес, - говорит заместитель мэра Магадана Юрий Казетов. - Они зарегистрированы в реестре исторических зданий, памятников архитектуры, культуры. Для этого был собран необходимый пакет документов, проведена экспертиза. Сегодня такая работа проводится, и даже есть программа поддержки исторических зданий города. Архитекторы у нас определили, что это дома по улице Портовой, проспектам Ленина и Карла Маркса - то, что называется «Ленинградской застройкой». Но и все остальное, что находится в пределах города, тоже требует какой-то экспертизы и освидетельствования, чтобы понять насколько это представляет интерес. Опять же, это очень тонкая грань. Сегодня на побережье стоит почти разобранное деревянное здание, и с архитектурной точки зрения оно ценности не имеет, но с другой стороны - это одно из первых зданий, привезенных сюда в 1929 году из Владивостока. Там даже сохранена маркировка для сборки на торцах бревен.
С моей точки зрения, его можно сохранить как историю нашего города. Или вот для меня интересно здание на перекрестке Транспортной и Речной. Стоит здание, старое и некрасивое, но и это историческое напоминание - это бывшее депо магаданской узкоколейки, которая шла из города до Палатки и Стекольного. Для города оно может быть историческим памятником.
Всем миром
По каждому конкретному сносимому дому проводить общественные слушания невозможно, с этим, думаю, никто спорить не будет. Но и терять историю города только потому что не внесли вовремя в реестр тоже неправильно. Но, оказывается, магаданцы сами могут заявить о необходимости сохранять то или иное сооружение, просто написав письмо в мэрию города. «Комсомолка» предлагает своим читателям вместе подумать и решить, какие здания в городе нуждаются в защите от сноса или перестройки. Предложения можно отправлять на адрес redaktor@magadaninfo.ru или в редакцию. Составив такой список исторических памятников, мы передадим его в мэрию.
Василий ВАРАПАЕВ.