РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ ОБЪЯВИЛИ, ЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПО ЗАКОНУ О ВОЛЬНОМ ПРИНОСЕ МОЖНО ЖДАТЬ УЖЕ В 2016 ГОДУ. ЭКСПЕРИМЕНТ СЕРЬЕЗНЫЙ - РАЗРЕШИТЬ НАРОДУ САМОМУ ДОБЫВАТЬ МЕТАЛЛ, ЗА КОТОРЫЙ, КАК ИЗВЕСТНО, ЛЮДИ ГИБЛИ И ПО-ПРЕЖНЕМУ ГИБНУТ. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ И «ПО УМУ», И «ПО ЗАКОНУ»?
ЗАКОН - ТАЙГА
Эту историю из жизни написал один блогер под ником «Xodar», путешествовавший по Колыме. В своем онлайн-дневнике он рассказал, как остановился в г. Сусумане, расположенном вдоль федеральной трассы, и к нему подъехала пара местных жителей, предложив перевезти 10 кг золота в Москву за 500 тысяч рублей. Естественно, он отказался, а в пояснении написал, что так и не понял, кто же это был: либо действительно местные криминальные дельцы, выкупающие у населения тайком намытое золото, либо информаторы полиции, которая решила поправить статистику раскрытых преступлений.
На Колыме до сих пор существует понятие «хищник» - человек, который без документов добывает золото. Моют лотками в ледяной воде все светлое время суток. Иногда лотком можно ничего не намыть, а пустая порода каменной усталостью наливает руки. Но настоящие «хищники» - это перекупщики, которые либо скупают золото по заниженной в 2-3 раза цене, либо попросту отбирают. Иначе пуля в лоб - закон здесь тайга.
При этом ежегодно органы правопорядка докладывают об изъятом золоте, которое вывозят с Колымы. В последний раз прокуратура области заявила об осужденном на два года условно жителе Колымы за попытку вывезти почти 10 кг золота в Республику Ингушетия. К слову, взяли его не на границе области, а на железнодорожной станции «Новосибирск Главный».
Разрешение вольного приноса, как обещают власти, серьезно подкосит существующую теневую экономику. Сегодня человек, намыв несколько граммов золота, несет его, нарушая закон, в криминал. Считается, что вольный принос все эти годы не прекращался, вот только благодаря «черным старателям» налево утекает до нескольких тонн нелегального золота в год.
Станет ли закон о вольном приносе волшебной палочкой, которая превратит «черных старателей» в законопослушных налогоплательщиков и заставит исчезнуть перекупщиков?
КАК БУДЕТ?
Согласно проекту закона, на отработанных промучастках, россыпных месторождениях и мелких месторождениях с запасами до 10-15 кг золота будет разрешена добыча драгметаллов частным лицам в условиях упрощенного порядка доступа к недрам и льготного налогообложения.
«Участки будут раздавать из резервного фонда, это однозначно, - рассказал «АиФ-Магадан» министр природных ресурсов и экологии области Владимир МИТЬКИН», - залицензированные участки или те, что стоят в перечне согласованных для лицензирования. Это будут отдельные участки, они есть в нераспределенном фонде».
Для промышленной добычи такие участки не представляют интереса, однако частные предприниматели могли бы продолжать мыть золото, которое осталось после отработки россыпей.
Чтобы индивидуальные предприниматели могли мыть золото, необходимо упростить процедуры доступа к недрам для граждан России, выдавать им без конкурса (аукциона) упрощенные лицензии на пользование участками, ввести для них упрощенную систему налогообложения, а также упрощенный порядок приемки золота.
Ожидается, что для добычи россыпного золота на Колыме частникам будет предоставляться в пользование на пять лет земля площадью 0,15 квадратного километра. Сегодня в нераспределенном фонде недр Минприроды около 200 таких участков. Давая разрешение индивидуальным предпринимателям самостоятельно добывать золото на бесперспективных, с точки зрения горнодобывающей промышленности, участках, можно создать до 1000 рабочих мест. По предварительным подсчетам, только на Колыме вольный принос даст дополнительные 250-300 кг золота в год. Но много ли это?
«300 кг - это копейки для золотодобычи, и хорошего здесь мало, - сказал «АиФ-Магадан» руководитель артели «Полевая» Николай ДЕРЕЖЕНЕЦ, - народ побежит с артелей, причем с тех, где добывают по 40-50 кг золота за сезон. При этом и сами вольные старатели золота в достаточном объеме не добудут, и артель недоберет. В итоге потери золота увеличатся.
Тут же те, кто не смог хоть немного намыть, работая на себя, начнут обрезать проводку, лазить по сараям, воровать и разбирать технику. Возникнут проблемы и у полиции, и у ФСБ, криминогенная обстановка только возрастет, хотя и сегодня она довольно серьезная. Начнется разгул преступности, бандитизма, вырастет количество преступлений.
Конечно, пусть экспериментируют, крупных золотопромышленников это никак не коснется, работники найдутся всегда, а вот мелкие предприятия пострадают. Если и вправду разрешать вольный принос, то нужно и легализовать свободную реализацию золота. Чтобы его можно было купить, как хлеб или конфеты. А пока золото не будет признано товаром, толку не будет. За границей так и сделано: добыл золото - носи его в кармане, пока не сдашь в приемные кассы, там с этим проблем нет. А у нас наоборот, все время сидят на хвосте различные службы, не дай бог поймают с граммом золота - посадят. Зато тех, кто ворует миллиардами, не сажают».
СПАСТИ РУЧЬИ
Есть опасения и у наших экологов. Дело в том, что в проекте закона сказано, что при вольной добыче не должна быть использована тяжелая техника. Непонятно одно - что считать тяжелой, а что нетяжелой техникой. Конечно, места, где можно будет добывать золото, - труднодоступны, но мы прекрасно знаем, как с этим справляются, например, браконьеры. Лосося они добывают в промышленных масштабах, а спецоборудование доставляют и морем, и по суше туда, где не каждый геолог пройдет.
Если экологический контроль не будет налажен должным образом, то при такой вольной золотодобыче урон природе могут нанести серьезный. Ведь где работает техника, там и масло, и бензин, и технический мусор. Многие колымские ручьи и реки являются нерестовыми и впадают в Охотское море. Поэтому данный вопрос нельзя обходить стороной.
ВЫХОД ДЛЯ ПОСЕЛКОВ?
Конечно, существенного прироста золота в закрома за счет этого закона не произойдет. Но признание вольного приноса важно в социальном плане. Для многих поселков - это единственный способ выживания; если у жителей поселков появится возможность для цивилизованной золотодобычи, то им будет намного выгоднее, заплатив налог, не таясь, заниматься старательством.
А если эксперимент удастся, то, возможно, его распространят и на другие золотодобывающие регионы. Какое же решение предложат нам власти?
Почему бесконтрольны?
- На сегодняшний день у нас настолько слабый экологический контроль, что и на предприятиях, осуществляющих стационарную добычу, не всегда проводятся эффективные контрольные мероприятия. Инспекторов мало, территория большая, добраться до всех просто невозможно. Вольноприносители будут бесконтрольны однозначно. Ведь какие-то особые положения и условия по экологическому контролю сегодня в законе не прописаны.
Что же касается эксперимента, то наш регион наиболее удачен с точки зрения территориального расположения: Колыма - довольно закрытый край, нет железной дороги, а федеральная трасса одна, значит, вывезти золото отсюда сложнее.
Но помимо помощи старателям, необходим жесткий контроль, чтобы понять все плюсы и минусы решения. Ведь с большой тревогой за последствиями будут наблюдать жители Красноярской, Иркутской, Читинской областей, Камчатки. Они полностью понимают негативные эффекты, если должным образом работа не будет проконтролирована. Это касается не только сохранности металла, но и окружающей среды.
В Российской империи вольный принос золота разрешили в 1865 году. Но из-за недоработки закона и методик золотодобычи во время «золотой лихорадки» на Дальнем Востоке многие старатели погибали. В Советском Союзе вольноприносительство действовало до 1954 года. Сегодня индивидуальная добыча золота, серебра и цветных металлов в стране запрещена.
После дефолта 1998 г. и роста цены золота на мировом рынке в обществе вспомнили об имперском законе 1902 года «О свободном обращении шлихового золота», по которому частным золотопромышленникам в России было разрешено свободно осуществлять операции по купле-продаже и переработке драгметаллов. 80 процентов золота в начале прошлого века добывали старатели-одиночки.
Вопрос об изменении Закона «О недрах» с конца 90-х поднимался и обсуждался при каждом новом составе Госдумы - безрезультатно. Но с некоторых пор, кажется, ситуация изменилась. В октябре в Правительстве РФ во главе с председателем Дмитрием Медведевым обсудили поправки к Федеральному закону «О недрах», разрешающие добычу золота индивидуальным предпринимателям. Следующий шаг - чтения в Госдуме, при этом многие эксперты уверены в положительном решении.
После дефолта 1998 г. и роста цены золота на мировом рынке в обществе вспомнили об имперском законе 1902 года «О свободном обращении шлихового золота», по которому частным золотопромышленникам в России было разрешено свободно осуществлять операции по купле-продаже и переработке драгметаллов. 80 процентов золота в начале прошлого века добывали старатели-одиночки.
Вопрос об изменении Закона «О недрах» с конца 90-х поднимался и обсуждался при каждом новом составе Госдумы - безрезультатно. Но с некоторых пор, кажется, ситуация изменилась. В октябре в Правительстве РФ во главе с председателем Дмитрием Медведевым обсудили поправки к Федеральному закону «О недрах», разрешающие добычу золота индивидуальным предпринимателям. Следующий шаг - чтения в Госдуме, при этом многие эксперты уверены в положительном решении.