Домашние и злобные.


По официальной статистике, в 2009 году животные покусали 351 магаданца.

В известной песенке поется о том, что "собака бывает кусачей только от жизни собачьей". Под "собачьей" подразумевается, по-видимому, жизнь бесприютная, полуголодная, полная всяческих опасностей.

Именно это безотрадное существование, по логике песенного текста, и заставляет братьев наших меньших злобно скалить зубы и набрасываться на представителей рода человеческого. Но одно дело слова песенки, другое - реальная жизнь. И то, и другое, к сожалению, имеют мало общего, по крайней мере, в отношении факта собачьей агрессии.

В действительности же к покусам людей причастны не только бродячие псы, но и домашние питомцы - обожаемые своими хозяевами, сытые, обогретые и... все равно злобные, для человека опасные.

Они бросаются на нас без разбору пола и возраста - на мужчин, женщин, детей, отправляя своих жертв порой не только в травмпункт, но и на больничную койку, а то (конечно, в исключительно редких случаях) и на кладбище.

С собаки, известно, не взыщешь, не пристыдишь, к ответственности не привлечешь. Зато ее хозяина - вполне. Благо, существуют законы, как обязывающие владельцев нести ответственность за своих питомцев, так и предусматривающие наказание за неисполнение этих законов.

В частности, наказание за нанесенные домашними животными увечья - как следствия хозяйского разгильдяйства и беспечности.

Нам представляется убедительным засвидетельствовать эту очевидность на конкретном примере, положенном в основу публикации. Добавим, что материал предоставлен помощником прокурора г. Магадана М.В. Пинигиной.

"Он не любит чужих!"

События, не будет преувеличением назвать их трагическими, имели место быть в нашем городе в нынешнем году. В центре этих событий -двое детей двенадцати лет отроду и одна большая собака породы немецкая овчарка. Родитель одного из детей, собственно, и есть владелец овчарки.

К участникам событий можно с полным основанием отнести и маму потерпевшего - на исход случившегося ЧП ее решительные действия повлияли не в последнюю очередь.

Поскольку речь идет о несовершеннолетних, мы не вправе называть их настоящие имена, да это и значения не имеет: дадим имена вымышленные. Имена родителей, клички собак также считаем целесообразным заменить - в интересах детей.

Дело было так. Сережа и Таня возвращались со школы домой вдвоем - вместе учились, дружили, жили в одном дворе. Приблизив-* шись к своему дому, Таня предложила погулять еще. РСережа согласился.

"Я только Жужу выведу, - девочка имела в виду свою маленькую собачку, - а ты подожди меня в подъезде, близко к двери не подходи" - это предупреждение было .отнесено уже на счет другой собаки, также проживающей в семье Тани - немецкой овчарки по кличке Кронос. Пояснила: "Он чужих не любит".

Сережа и прежде бывал у Тани в гостях, но Кроноса ни разу не видел, хотя не раз слышал про него. "Где же овчарка? - поинтересовался он как-то, находясь у подруги в
гостях. - "В ванной заперт".

Может, у этого пса все-таки именно собачья, безотрадная жизнь, хоть и сытая? Сидеть целыми днями здоровой овчарке в тесной каморке, фактически без движения - тут, наверное, и по-волчьи взвоешь, и на людей будешь кидаться...

Был ли Кронос "заперт в ванной" и на сей раз? Известно лишь то, что девочка за ним то ли не уследила, то ли просто не совладала. Так или иначе, Кронос исхитрился выскочить на волю...

Сережа ждал Таню с Жу-жей у противоположной квартиры. Он спокойно стоял и, конечно, не думал об опасности, которая его подстерегает. Но вот дверь приоткрылась, и вместо Жужи Сережа увидел совсем иного пса, и не исключено, что инстинктивно содрогнулся от одного его вида - здоровенной овчарки.

В секунду Кронос оказался возле ребенка, наскочил на него. Мальчик с перепугу побежал вверх по лестнице, Кронос -за ним. Между этажами пес настиг убегавшего, вцепился ему в руку и стал терзать Сережа закричал от дикой боли, от страха.

Крики услышала Таня и ее сосед этажом выше, молодой мужчина. Девочка оттащила собаку, сосед посадил Сережу в свой автомобиль с тем, чтобы отвезти его в травмпункт, но Сережа попросил - домой.

Шрам на всю жизнь

Когда сын разделся, Ирина обомлела: рукав рубашки весь пропитан кровью! Пока отец оказывал Сереже первую медицинскую помощь, мама позвонила Тане на мобильный.

Первое, что услышала: "Это не моя собака укусила!". Но не будем судить ребенка - девочка и сама была сильно напугана Едва сосед увел Сережу, как она сразу же набрала номер маминого телефона и сообщила о случившемся.

Вскоре ее родительнице позвонила и мама Сережи, с требованием немедленно предоставить медицинские документы, подтверждающие, что напавшая собака привита. Так как травмпункт был уже закрыт, Ирина повезла сына в Магаданскую областную больницу. Обширная укушенная рана правового предплечья - таков диагноз медиков.

Сережа был госпитализирован в больницу, где ему была сделана пластическая операция под общим наркозом, длившаяся 1 час 40 минут, наложено более 20 швов. На больничной койке мальчик пролежал три недели.

За это время мама Тани, она же - официальная владелица Кроноса, она же, как выяснила мама Сережи,-специалист по разведению немецкой овчарки в Магаданском областном клубе служебного собаководства РОСТО, в общем, мама Тани несколько раз пыталась навещать мальчика в больнице, предлагала свою помощь его родителям, оставила свои контактные телефоны.

Да, объективности ради стоит отметить этот факт -владелица Кроноса оказалась порядочным человеком и готова была искупить вину через действенные участие и поддержку. Она тоже переживала. Но родители Сережи наотрез отказались от каких-либо контактов с невольной виновницей страданий сына.

- Уходите, видеть вас не хотим! - примерно такова была реакция родителей, и понять их, без сомнения, можно. "Никто не вернет здоровье ни моему сыну, пережившему страшный стресс, болевой шок, получившему безобразный шрам на всю жизнь, и страх перед бегущей навстречу собакой, ни мне, пережившей эту трагедию", - с горечью констатирует Ирина в очередном обращении, адресованном теперь уже прокурору г. Магадана.

Социально опасных - усыплять

Почему мать пострадавшего ребенка решилась обратиться в правоохранительные органы? Пока Сережа еще лежал в больнице, она написала заявление в милицию с просьбой привлечь владелицу агрессивной собаки к ответственности.

Ирина хорошо знала: ее сын - не единственная жертва Кроноса. Еще до встречи с овчаркой сын рассказывал, что Кронос покусал одноклассницу Тани - Машу. Он узнал об этом со слов самой Тани, в тот день, когда полюбопытствовал насчет отсутствия собаки в квартире.

Тогда Таня и объяснила, почему запирает овчарку в ванной -чужих та не любит, вот и Машу укусила недавно на лестничной площадке. Только она очень слезно просила Машу не говорить своим родителям, чья собака ее укусила, мол, это сделала бездомная, неизвестная собака.

Иначе папа застрелит Кроноса. Маша послушалась. А ведь она тоже получила травму, и родителям также пришлось везти дочку в Детскую городскую больницу! Медики зафиксировали у нее укушенную рану левого предплечья.

Правду родители Маши узнали от Ирины уже после того, как с Сережей стряслась беда. И не отказали для пользы дела предоставить Ирине документы: справку из больницы с диагнозом Маши, расписку о случившемся с ней.

Ирина приобщила их к своему заявлению как доказательство агрессивности Кроноса. Она пояснила, что считает собаку опасной для окружающих и желает, чтобы подобные нападения впредь не повторялись.

Здесь есть смысл остановиться вот на чем. Исходя из факта двух нападений, мать покусанного ребенка, возможно, совершенно справедливо заподозрила Кроноса в социально опасном поведении. Сегодня на его счету две жертвы, завтра их может быть уже три, четыре и более. Логично? Вполне.

Знала ли Ирина о действующих в Магадане, поселках Уптар и Сокол Правилах содержания собак и кошек, утвержденных решением Магаданской городской Думой» от 25.11.03 г., неведомо, но стоит сказать, что в Правилах имеется указание о социально опасных животных, которые подлежат усыплению по заключению органа государственного ветнадзора.
Выяснилось, что этот орган - отдел ветеринарии при комитете сельского хозяйства мэрии Магадана.

Но заключение об усыплении здесь могут выдать только на основании решения суда -органа, в полномочиях которого признать животное социально опасным.

То есть: если потерпевший считает постановку данного вопроса правомерной, он должен отразить его в заявлении либо в милицию, либо в суд. Для вынесения объективного решения суду потребуются все документы, могущие подтвердить социальную опасность бедной псины.

Правда, пока отделу ветеринарии с подобными случаями иметь дело не приходилось.

Впрочем, принять решение об усыплении можно и без привлечения суда - по обоюдному согласию с потерпевшими или же по собственному почину самих владельцев. Заведующая отделом эпидемиологии ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области" РН Панькова поведала об одной такой трагической истории.

Ротвейлер нанес тяжкие повреждения пенсионеру, что ускорило кончину (но не явилось прямой причиной) последнего. Его дети - владельцы ротвейлера - с горя собаку усыпили. Пенсионера они привезли с материка, и пес его не принял - для него новый человек в доме так и остался чужим...

Штраф для владелицы

Но вернемся к нашей трагедии. Участковый милиционер, которому было передано заявление, не разобравшись как следует, не обнаружил ни факта преступления, ни факта административного правонарушения в данном ЧП. На основании п1 ч.1 ст.24 УК РФ (отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления) он вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Он ссылался на то, что, цитирую "в ходе проверки не было получено объективных оснований, что в отношении потерпевшего было совершено какое-либо противоправное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом РФ и Кодексом административных правонарушений РФ, а имел место несчастный случай".

Те же доводы участковый изложил и маме пострадавшего ребенка. О содержании беседы мы можем узнать из жалобы на это постановление, направленной Ириной в прокуратуру города.

"На мой вопрос, - пишет мать Сережи, - какие меры будут приняты в отношении владелицы агрессивной собаки, милиционер сказал, что к ответственности никого не привлекут, так как никто не виноват. "Как никто не виноват?! Собака покусала уже двоих детей! Хозяев что, даже не оштрафуют?"

И попучила ответ, что. если бы моего сына собака покусала на улице, то на владельцев бы наложили штраф, а в квартире собака не обязана находиться в наморднике. Но хочу обратить ваше внимание, что мой сын был изуродован не в квартире, а в подъезде, который является местом общего пользования.

Я спросила: "Значит, даже милиция не может мне помочь?" Участковый ответил: "А что, мне пойти ей зубы повыбивать?" Он разговаривал со мной так, словно это мой сын покусал собаку. .. Потрясение от услышанного было так велико, что я держалась за стол, чтобы не упасть.

Я поняла, что разговаривать дальше нет смысла: на этом мой визит к участковому был закончен...".

Далее Ирина убедительно просила органы прокуратуры разобраться в данном вопросе. Она вновь подчеркнула, что не ставит своей целью ни месть собаке, которая не виновата, что ее дурно воспитали, ни месть ее владелице - она хочет лишь обезопасить окружающих, ибо не уверена, что в следующий раз в клыки Кроноса не попадет другой ребенок и ситуация не закончится летальным исходом.

К своей жалобе Ирина приложила и фотографию с изображением покалеченной руки сына - так сказать, для пущей наглядности.

Прокурор, рассмотрев материал сообщения, установил, что "проверка проведена не полно, в связи с чем решение является необоснованным и подлежит отмене, а материал - возвращению для организации дополнитвльной поверки, так как в настоящее время не установлена степень тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшему".

Как пояснила помощник прокурора М.В. Пинигина, определение степени тяжести вреда здоровью важно потому, что в зависимости от этого устанавливается вид ответственности. Так, при легкой и средней степенях тяжести владелец собаки привлекается к административной ответственности.

Эта мера предусмотрена п.6 (нападение домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью человека и (или) имуществу) ст.3.10 "Нарушение правил содержания собак, кошек, иных домашних животных и птиц" Закона Магаданской области "Об административных нарушениях" от 15.03.2005 (в редакции от 28.04.2009 г)

Если же это тяжкие телесные повреждения, то с учетом других обстоятельств, установленых в ходе доследственной проверки, применима уже уголовная ответственность по ч.1 ст.118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности)

Телесное повреждение Сережи судебно-медицинская экспертиза квалифицировала как средней тяжести вред здоровью. На этом основании, по требованию прокуратуры, органами милиции был составлен административный протокол по п.6 ст.3.10, который влечет наложение административного штрафа на граждан - в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц - от 5 до 10 тысяч рублей.

Каждый год -сотни укусов

В милицию обращаются немногие потерпевшие от зверья: такое бывает, как отметил начальник ОД УУМ УВД по г. Магадану РА. Хаби-булин, примерно раз в месяц, а то и реже. Жаль. Ведь случай с покусанным мальчиком - вовсе не единичный.

По информации заведующей отделом эпидемиологии (отделом, куда поступают все сообщения об укусах животных из взрослого, детского травмпунктов, из Магаданской областной больницы) Центра гигиены Р.H. Паньковой, на 20 декабря нынешнего года в Центр поступило 351 сообщение об укусах собак и кошек.

И это, пояснила Раиса Николаевна, далеко на самый высокий показатель - бывает значительно больше. Среди животных, нападающих на людей, встречаются крысы, хорьки, хомячки и даже лошади и белки, но все-таки собаки - как бродячие, так и домашние - в этом списке лидируют с большим отрывом.

В рейтинге пострадавших - сами владельцы, их родственники, знакомые, случайные прохожие. Ранения разные - от легких царапин до тяжелых увечий.

В городской травмпункт искусанные магаданцы идут постоянно: по словам старшей сестры Л.Н. Мелкозеровой, к примеру, в январе было 17 пострадавших от собак, в августе - 26. За год явно наберется под 200, точные данные будут известны в конце декабря.

Заведующий детским травмпунктом, главный детский рабиолог (от лат. "rabios" - укус) А. В. Коробков привел такие цифры: из 50 собачьих укусов, зарегистрированных в этом году, 30-35 укусов приходятся на бездомных дворняг, 10-15 - на домашних псов.

Большая часть укусов - спровоцированные. Но что это значит? Только то, что собаки не любят резких движений, каковые они воспринимают для себя как угрозу. Побежал человек или замахал руками - при таких обстоятельствах укус считается спровоцированным.

А коли стоишь, как столб, или идешь спокойно, а собака на тебя все равно нападает -это уже неспровоцированно с ее стороны. Из этого следует, что лучше замереть и по возможности не шевелиться, буде перед вами агрессивная большая псина.

Александр Викторович обратил внимание на тот факт, что причиной нападений часто становится несоблюдение правил содержания собак владельцами. Своих псов такие глубоко несознательные граждане гулять выводят без ошейника, без намордника, без поводка, оставляют без присмотра.

Агрессивные породы -фактор риска

Не собираюсь морализа-торствовать, Боже упаси. И все же, думается, уместно напомнить нашим уважаемым собаколюбам о той огромной ответственности, которую они налагают на себя, заводя большого питомца Вот хотя бы такого, как та немецкая овчарка, что покусала Сережу.

Потому что очевидно: наибольшую опасность представляют не маленькие и миролюбивые собачонки, а здоровенные псы. Совсем неслучайно в Правилах содержания собак и кошек отдельным пунктом прописаны породы, требующие особой ответственности владельца.

К таковым здесь отнесены сторожевые, бойцовые, крупные и агрессивные породы: бультерьер, питбуль-терьер, американский стаф-фордширский терьер, ротвейлер, черный терьер, кавказская овчарка, южно-русская овчарка, среднеазиатская овчарка, немецкая овчарка, московская сторожевая, дог, бульдог, ризеншнауцер, доберман, мастино, мастиф, их помеси между собой, а также другие крупные агрессивные собаки служебных, служебно-спортивных, бойцовых пород.

В этом пункте, в частности сказано, что несовершеннолетние, недееспособные и лица, страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом либо наркоманией, не вправе содержать таких собак.

Разумеется, официальными их владельцами названные категории граждан стать не могут, что, однако, совершенно не исключает возможность случайного либо временного владения. Как в случае с 12-летней

Таней, которая в отсутствие родителей оставалась с немецкой овчаркой одна и подолгу. Задумывалась ли мама Тани о том, справится ли ее дочь с псом, "не любящим чужих"? Вот уж вряд ли.

Всякий здравомыслящий владелец агрессивной породы не может не понимать, что его питомец - сам по себе фактор угрозы для человека. И потому просто обязан обеспечивать безопасность граждан от воздействия домашнего животного.

А пострадавшие от звериных клыков граждане пусть знают, что управу на безалаберных хозяев и их дурно воспитанных собак найти можно - в милиции, в прокуратуре, в суде.

Ольга Кирилловская
"Северная надбавка"









Колымские колонки