В министерство образования Магаданской области поступают просьбы законодательно установить пятидневку.
Родители настаивают: дети так же, как и взрослые, должны иметь два дня отдыха, а у них учеба занимает всю неделю. Если шестидневка и в начальном звене и даже в субботу они приходят из школы поздно, а в воскресенье опять садятся за уроки, то им и передохнуть некогда.
БОЛЬНОЙ ВОПРОС
К сожалению, пока это невозможно. Почему - разъяснила начальник отдела общего образования министерства Ирина Горностаева.
- Все вы знаете, что унифицированной модели организации учебного процесса в общеобразовательных школах не существует, по действующему законодательству режим работы каждой определяется самостоятельно, происходит это коллегиально, по согласованию с родительским комитетом либо попечительским советом школы, - сообщила Ирина Владимировна. - Учебная нагрузка учащихся регулируется санитарными нормами и правилами. В них прописано, что 5 дней в неделю занимаются только первоклассники, а со 2-го класса по выпускной - как по пятидневной, так и по шестидневной неделе. Кроме того, учащиеся 4-го класса занимаются 6 дней в неделю в связи с введением в учебный план обязательного для изучения предмета «Основы религиозной культуры, светской этики», который не позволяет уместиться в пятидневку. Это те нормы, на которые мы опираемся. Но как рассматривать влияние этого часа на здоровье ребенка? Мы направляли свое мнение в центр, но Минобрнауки однозначно заявило, что дети в 4-м классе должны заниматься в субботу, туда переносится один урок и внеурочная деятельность.
То, что ученики сегодня перегружены, ни для кого не секрет. Но что могут сделать школы?
- Если говорить честно, то я, как руководитель, считаю, что дети должны отдыхать, тем более учитывая наши северные условия, - заявила директор лицея № 1 им. Н. К. Крупской Наталья Гришенко. - Родители правы: наши ученики вообще не отдыхают, особенно в старшем звене. Но у нас с 4-ми классами проблема, они занимаются в субботу, и из-за них работает фактически вся школа. Моя позиция: можно отыскать какое-то приемлемое решение на местном уровне или обратиться в федеральный центр, ведь в других регионах каким-то образом составляют учебные планы так, что дети не занимаются по субботам.
- Мы узнали, каким образом им это удается, - пояснила Ирина Горностаева. - Попечительские советы или родительские комитеты школ выходят на родительские собрания параллелей и обращаются с заявлением к директору с просьбой рассмотреть вопрос о переходе на пятидневную неделю обучения. И далее коллегиальное решение школы согласовывается с Управлением Роспотребнадзора. Но не во всех случаях там с этим соглашаются, поскольку увеличивается нагрузка на учащихся. Хотя нам таким опытом надо воспользоваться.
Вопрос этот больной и из года в год поднимается, ведь дети и родители стремятся отдыхать по субботам, да и учителя тоже. А если руководствоваться санитарными правилами и нормами, которые регламентируют требования к общеобразовательным организациям, то тут два варианта: и пяти-, и шестидневная неделя. Но есть нормативы максимальной недельной нагрузки: положим, для 4-го класса при шестидневке - не более 26, при пятидневке - не более 23 академических часов. Если школьное расписание позволяет уложиться в эти показатели, то Роспотребнадзор идет навстречу.
Врио главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» Валерий Саухат высказал свое мнение:
- Экспертиза расписания уже прошла во всех школах. Мы сами знаем, какой это мучительный процесс. И мы вас услышали. Но тут парадокс. Вы хотите, чтобы ваши дети отдыхали или учились и набирались знаний? Наверное, чтобы каждый ребенок чего-то достиг. И тут надо смотреть на его здоровье, способности. Родители, которые не хотят, чтобы их дети учились по шестидневной неделе, могут отдать их в другую школу, достигать определенных вершин в любой можно.
Что ж, это правильно - при желании получить знания можно в любой школе. Только сегодня родителей волнует еще одна проблема: районирование не дает выбора! И если вы по месту жительства прикреплены к простой школе, то в лучшую гимназию вряд ли попадете.
ГРУЗ ЗНАНИЙ
Но как быть с нагрузкой в среднем и старшем звене? Почему там шестидневка? Хотя в Магадане есть школы, где дети не учатся в субботу, и их немало. Занятий больше в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов. Но это и понятно: чтобы получить более глубокие знания, надо много трудиться.
- Считаю, что родителям на семейном совете нужно расставить приоритеты: зная своего ребенка, необходимо выбрать, что важнее - здоровье или образование, - сказала директор гимназии № 24 Татьяна Ильяшенко. - А у нас чаще всего амбиции взрослых не позволяют детям осуществить то, что в них заложено природой. У родителей есть право искать ту школу или гимназию, какая им подходит. Не бывает хорошего образования без упорного труда. У нас небольшое здание, и потому мы не имеем возможности заниматься в одну смену.
- Конечно, возникает парадокс: с одной стороны, мы все понимаем, что учеба - это колоссальный труд, и видим, какую нагрузку несут наши дети при шестидневке, - отметила Анжела Шурхно. - Родители, отдавая своего ребенка в лицей или гимназию, заведомо знают, что он будет изучать не один язык, а два и углубленно многие предметы, чтобы вырасти с четко заданной траекторией, и на выходе станет участником олимпиад, призером, обладателем грантов. Конечно, мы хотим только добра, счастья и здоровья своим детям. Но вынуждены констатировать, что между их здоровьем и желанием родителей устроить им светлое будущее разрыв серьезный.
Конечно, противоречия налицо. И поэтому сегодня родители не высказывают вслух своего недовольства. При анкетировании и детей, и взрослых мнения разделились. Одни сетуют: где брать время на увлечения - музыку, спорт? А другие ищут выходы и находят формы взаимопомощи. Так, восьмиклассники говорят, что уже привыкли работать в субботу, особенно если учителя не так много задают уроков на понедельник.
А вот мнение одного из родителей: «Если не хотите шестидневку, попрощайтесь с возможностью дополнительных занятий, уроками английского и танцев. По-моему, хорошее образование важнее, чем возможность выспаться в субботу. Не нужно пытаться лишить своих детей знаний только потому, что вам лень возить их в школу по выходным».
Но министр образования сделала свои выводы.
- Мы едины в одном: в начальном звене требуется определенный подход. Несмотря на то что школа автономна и самостоятельна в выборе форм и средств для обучения, есть учебный план, стандарты и предельные нормы, - сказала Анжела Шурхно. - Подготовим очередное письмо в Министерство образования РФ, в котором теперь уже не попросим разъяснений и комментариев, а выскажем свое мнение и коллег-дальневосточников и предложим вынести вопрос на следующее всероссийское родительское совещание. Но сегодня 4-е классы учатся по шестидневке, хотим мы этого или не хотим, пока вопрос не будет решен на законодательном уровне, чего в этом году скорее всего ждать не приходится. А в среднем звене рекомендовано рассмотреть вопрос о том, чтобы в тех школах, где дети учатся по шестидневке, домашние задания на понедельник не задавали. Но все опять на усмотрение школы. Что касается старших классов, если программа профильная, в пятидневку ее не уложить. Будьте готовы к тому, что нагрузка окажется выше, а учеба - дольше.
И ВО ВТОРУЮ СМЕНУ
Согласно санитарным правилам и нормам первую смену обязательно должны посещать учащиеся 1, 5, 9, 10 и 11-х классов. В школах с углубленным изучением отдельных предметов обучение должно быть в первую смену, как профильное и предпрофильное, которое начинается в старших классах.
Рекомендовано рассмотреть вопрос оптимизации учебного процесса. Как к ней подошли? В Магадане лишь 3 образовательных учреждения обучаются в одну смену: школы № 2, 15 и Эколого-биологический лицей. Как этого удалось добиться? Во второй школе отремонтировали кабинеты, расширили учебные площади. В пятнадцатой не хватало учителей, а теперь, когда в новом учебном году пришли 2 молодых специалиста, дети смогли перейти на односменное обучение. В Эколого-биологическом лицее пересмотрели учебный план, и 3 урока физкультуры не пришлось переносить на субботу.
Кстати сказать, проблема, когда в школах объективно не хватает спортивных залов и учебных площадей, волнует многих. Как рассказала директор ольской средней школы Валентина Ивченко, раньше в поселке было 3 школы, а теперь одна, и ей требуется 11 помещений и спортивный зал. Разрешить проблему сможет только строительство нового здания. Но сегодня в области нет ни одного проекта для строительства, кроме новой школы в п. Омчак. В рамках проекта модернизации образования с 2016 года средства будут выделяться. Так что нам остается только ждать, когда в области появятся новые, современные, удобные для всех школьные здания.
По результатам работы «круглого стола» министром образования А. В. Шурхно отмечена необходимость совместных встреч в таком формате педагогической, родительской общественности, представителей надзорных органов для рассмотрения насущных вопросов и выработки возможных путей решения возникающих проблем.