Рассказ Андрея Осипова о его волонтерской деятельности в Индии и Бангладеше.
Сейчас среди молодежи набирает популярность особый вид туризма - когда человек едет не только отдыхать, но еще и работать, и за его труд ему оплачивают проживание, питание, а иногда даже перелет и экскурсии. Вроде как и мир посмотрел, и не просто на пляже повалялся, а познакомился с местной культурой, еще и денег на отель не потратил. Этим зачастую привлекают в свои ряды добровольцев мировые волонтерские организации. Таким образом и молодой магаданец Андрей Осипов дважды побывал за границей (в 2013 году в Индии и в 2015-м в Бангладеше) как волонтер бельгийской организации «Damien Foundation».
- В 2012 году в Магадан, видимо начитавшись Шаламова и Солженицына, приехала туристка - бельгийка по имени Мартин, - объясняет мой собеседник. - Мне посчастливилось работать с ней в качестве переводчика, и мы подружились. Вообще, она - школьная учительница, но, кроме того, уже около десяти лет координирует деятельность «Damien Foundation» - собирает данные, организовывает поездки, ездит с миссиями. Вот она-то и позвала меня отправиться с ними. На самом деле долго уговаривала организаторов взять меня - все-таки я иностранец, но в итоге все разрешилось. Кстати, я был первым не бельгийцем, который участвовал в миссии от этой организации.
- Вам также фонд оплатил поездку и проживание?
- Проживание - да, а вот за перелеты я платил сам, и это было нереально дорого! У меня сейчас в кошельке лежит 40 рублей до зарплаты - в этом году потратил все, что накопил за полгода на хорошей работе. Посудите сами: туда я ехал по маршруту Магадан - Хабаровск - Москва - Брюссель - Стамбул - Дакка (Бангладеш), обратно - Дакка - Куньмин (Китай) - Пекин - Хабаровск - Магадан. У меня было 9 билетов! Но я, естественно, нисколько не жалею о потраченных деньгах, ведь столько всего увидел, еще и людям помог. Мне действительно повезло, что представился такой случай.
- А вообще ваша группа много взаимодействовала с больными?
- Не очень много, но все-таки мы старались каждый день уделять им внимание, хотя бы просто посидеть с ними, поговорить. Мы по-английски, они на бенгали, никто никого не понимает, но все друг другу очень рады. Кроме того, каждый из нашей группы привез с собой по два чемодана: один с личными вещами, а другой - для этих людей. А вообще работали мы не с самими больными, в Индии строили и ремонтировали дома для прокаженных, в Бангладеше - гараж при больнице и охладительную комнату для медикаментов в нем.
- Тяжело было трудиться? Стройка, жара…
- Самая трудная работа, честно говоря, все равно ложилась на плечи местных, которые трудились вместе с нами, а мы в основном помогали носить что-то, месили цемент, штукатурили, красили, мыли, чистили. Но было очень тяжело: температура выше 40 градусов, огромная влажность (мы еще и приехали в сезон дождей). Потеешь и пьешь, потеешь и пьешь… Каждый день приходилось стираться. От жары есть не хочется, но надо, иначе, если не поешь, на следующий день во время работы может стать плохо. Работали мы, как правило, с 9.00 до 16.00, были часовой перерыв на обед и несколько десятиминутных, чтобы освежиться и прийти в себя. После такого трудового дня едешь домой, и сил уже ни на что не остается - только помыться, поесть и спать. А вот выходные, пятница и суббота, были у нас как бы туристическими - мы ездили по соседним деревушкам, заходили к кому-нибудь в гости, пили с местными чай со сгущенкой - это, видимо, такой привет из Советского Союза. Последняя, четвертая, неделя - полностью туристическая. В Индии мы ездили на юго-запад страны, и это было отдельное приключение. Местные поезда далеки от идеала, учитывая плотность населения и общее развитие дорожной системы. Но было круто, окунулись с головой в местный колорит. Едешь - рядом курицы кудахчут, 500 человек на одно место, на крыше куча народу, гораздо больше, чем внутри поезда, прям как на картинках в Интернете. Правда, оттуда падают частенько… Но это бесплатно, и у многих просто нет другого выхода.
- Настолько бедное население?
- Очень! В нищете живет, наверное, более половины людей. Мы на выходных несколько раз ходили в трущобы, туда, где люди живут, например, рядом с железной дорогой - не в пяти метрах, не в двух, а прямо рядом с ней. Были там, где живут, как мы их назвали, речные люди - под мостом. У них вообще ничего нет, одна набедренная повязка и дом из помоечного полиэтилена. Но они, кстати, все равно кучкуются, создают маленькие общины с главой, какими-то порядками. Средний рабочий в Бангладеше зарабатывает около 300 так (местная валюта) в день. Чтобы покушать 3 раза, нужно около 150. Так что в день реально прожить на 200 так, но только если под мостом. А еще нужно обеспечить многочисленных детей… Они очень рано начинают зарабатывать на жизнь, просят милостыню, среди гор мусора ищут бутылки и сдают. Бытовые отходы - отдельная тема. Мусор местные выбрасывают на улицу, и все это лежит, гниет, тут же коровы пасутся, свинюшки и собачки кушают это все, рядом кто-то торгует какими-нибудь плюшками, сбоку человек спит - в общем, здорово.
- И как, интересно, люди, выросшие в такой атмосфере, относятся к заевшимся в их понимании европейцам?
- Знаете, внутри самой страны настрой очень позитивный. И индусы, и бенгальцы очень открытые и дружелюбные, у них специфичный взгляд на мир, не основанный на материальных ценностях, - их там, собственно, у обычных людей и нет. Они просто наслаждаются жизнью и существуют в гармонии с миром и природой, ко всем относятся очень хорошо - и к своим, и к чужим. Например, я подружился там с одним мальчиком. Он со своей семьей живет под мостом, у них ничего нет. Но это абсолютно адекватный парень, никогда не просил у меня денег, мы просто общались. Хотя, конечно, помогали местным чем могли. К тому же для них бедность - это норма. Так что относятся к европейцам они вполне спокойно, разве что в Бангладеше, где белый человек редкость, могли нас рассматривать или даже подойти потрогать, но к этому быстро привыкаешь. В целом местные были нам рады - приехали, что-то строим, делаем, правда, не все понимали зачем.
- Как зачем? Вы же помогали строить больницы, в которых их будут спасать от смерти... Ведь смертность там очень высокая!
- Да, но, что удивительно, они сами относятся к этому очень спокойно. Даже в семьях, как бы это кощунственно ни звучало, если недосчитаются сегодня одного из 14 детей, никто плакать не будет - еще 13 осталось. Особенно чувствуется это в Индии, ведь страна индуистская и каждый считает, что, сколько ему отмерено, столько он и проживет. Вот у меня туберкулез - ну и ладно, с кем не бывает. Нога отвалилась - ну и что. Для нас это ужасно, а для них - норма, поэтому в больницу редко кто-то обращается. К тому же пенсионная система там практически отсутствует, может быть, только на государственной службе, но большинство об этом и не мечтает. Пока работаешь - ты жив, как только не работаешь - мертв. И если, допустим, сегодня я из-за болезни не пойду работать - я сегодня не буду есть. Вот и затягивают до критической стадии практически все болезни. И еще одна причина: я был в государственных индийских и бенгальских больницах, и мне кажется, что лучше умереть рядом, чем внутри.
- Почему? Все так печально?
- Более чем. Там действительно практически нет медикаментов, ужасная грязь, вонь, антисанитария, крайне мало квалифицированного персонала. Поэтому и нужна работа таких организаций, как «Damiеn Foundation», с их помощью специалисты могут бесплатно вылечить хотя бы какую-то часть людей, обеспечив их всем необходимым. Фонд все отлично организовал. Врачи сами ищут больных в городах и деревнях, хотя это и не просто, но зато есть шанс, что удастся поймать заболевание на ранней стадии. Медицина в «Damiеn Foundation» вообще на очень высоком уровне: специалисты фонда разработали методику по борьбе с лепрой за 9 месяцев (до этого срок определялся в 2 - 3 года). Всемирная организация здравоохранения уже одобрила их методику, и вскоре этой системой, разработанной бельгийскими врачами, будет пользоваться весь мир.
- А вы хотели бы еще раз съездить за границу с группой волонтеров?
- Честно говоря, я сам по себе не миссионер - меня просто позвали, и я согласился. И хотя мне очень понравилось, я не ищу каких-либо других волонтерских программ специально. Если снова позовут - посмотрю по ситуации и, может быть, поеду. Это очень интересно, потому что, когда просто берешь путевку и едешь в другую страну, ты видишь только внешнюю сторону. Но под красивой оберткой могут скрываться нищета, боль и страдания. Как в Индии, например: южные штаты очень популярны среди туристов, поэтому там и чище, и богаче, и инфраструктура более развита. А если хочется действительно познакомиться с культурой, бытом народа, да еще и помочь нуждающимся, а не просто отдохнуть, ничего лучше таких волонтерских поездок, наверное, и нет.
Анастасия Шапошникова.