История добрососедских взаимоотношений православных и мусульман в России насчитывает века.
После присоединения Казанского и Астраханского ханств и вхождения Кавказа и Средней Азии в состав Российской империи мусульманская знать органично влилась в ряды московской, а затем и петербургской аристократии.
Лучшие представители исламских народов честно и преданно служили русским царям и императорам. Примечательно, что верность последнему российскому самодержцу в конце февраля 1917 г. сохранили только двое из его приближенных, оба генералы от кавалерии: Гусейн Хан Нахичеванский и граф Федор Келлер. Во время Великой Отечественной войны советские солдаты и офицеры, уроженцы кавказских и среднеазиатских республик, покрыли себя неувядаемой славой на всех фронтах и во всех родах войск. К сожалению, в современном мире традиционный ислам все чаще становится мишенью для различных террористических групп. О том, чем живут мусульмане на Колыме, корреспондент «Магаданской правды» поинтересовался у подполковника МВД в отставке, члена Общественной палаты Магаданской области и Координационного совета по межнациональным отношениям мэрии г. Магадана, заместителя председателя Магаданской областной общественной организации народов Азербайджана и Дагестана «Бирлик» (Единство) Гашима Искендерли.
- Гашим Искендерович, расскажите, пожалуйста, о себе, где вы родились, выросли, какое получили образование?
- Родился я 1 мая 1955 г. в Нахичеванской автономной области Азербайджанской ССР. Учился в сельской школе на национальном языке. В 1969 г. с отличием окончил восьмой класс и без сдачи обязательных вступительных экзаменов поступил в престижный политехнический техникум г. Баку на отделение «Промышленное и гражданское строительство». В 1974 г. окончил политехникум с красным дипломом и получил специальность техника-строителя. После окончания два года прослужил в Советской армии в ракетных войсках. Я с детства занимался спортом и после увольнения в запас поступил в Ленинградский институт физкультуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта, который окончил в 1981 г.
После выпуска был направлен на работу в спортивное общество «Динамо» тренером-преподавателем. Мне было присвоено звание лейтенанта внутренней службы. Впоследствии перешел на службу в МВД Азербайджанской ССР.
- Гашим Искендерович, какое место занимает ислам в вашей жизни?
- Термин «ислам» арабского происхождения и переводится на русский язык как праведность. К сожалению, сегодня враги ислама создали из нашей религии жупел, пугающий, отталкивающий образ. Так называемые ваххабиты, точнее говоря, салафиты - настоящие враги для нас, русских мусульман, и для всей России в целом. Я мусульманин и горжусь качествами, привитыми мне с детства. Это в первую очередь верность Отечеству и своим родителям. На моей малой родине в Азербайджане нет ни одного дома для престарелых. Потому что по нашей вере родители должны до конца своих дней находиться на попечении детей и внуков. Ислам означает верность своей семье и дому. Наконец, ислам - это связь верующих с Всевышним, который един для всех нас, мусульман, христиан, иудеев, буддистов.
- Как, на ваш взгляд, развивается межрелигиозный культурный диалог в нашей стране?
- Россия - это многонациональная и поликонфессиональная страна. И термин «толерантность», который к нам пришел из-за границы, как терпимость к другим людям, верованиям, не очень актуален для россиян, потому что истинное принятие и уважение соседа и его веры у нас в крови. Магадан, который стал для меня вторым родным городом, напоминает мне Баку, где я учился и прожил много лет. Там, как и здесь, нет деления по национальному признаку. И хотя мы родились и выросли во времена атеизма, но уважение к духовным традициям было заложено в нас с детства. Мы и религиозные обряды всегда исполняли. Вместе с русскими соседями отмечали Пасху, а они с нами Навруз-байрам. Я считаю, что уважение и сотрудничество людей разной веры в России - это давняя и укорененная в народе общая для всех нас ценность.
- Кем вы себя ощущаете, живя в России? Азербайджанцем, россиянином, человеком советской формации?
- Россия - это моя Родина. Я очень многому научился, живя среди русских людей. Служил в Советской армии, окончил российский вуз. Считаю себя российским мусульманином и горжусь тем, что являюсь гражданином России.
- Гашим Искендерович, каково ваше отношение к тому, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, в частности, на территории, которую контролирует ИГИЛ?
- То, что творится на Ближнем Востоке под эгидой ИГИЛ, я категорически не приемлю. Потому что эти так называемые мусульмане нарушают все законы Корана. Там написано, что воевать можно только в том случае, если кто-то посягает на твою веру. А в том, что творит ИГИЛ, я не вижу никакой защиты ислама. Они убивают мусульман, христиан, любого, кто не принимает их взглядов. И поэтому мое отношение к ним однозначно отрицательное. Что можно сделать, чтобы это зло не пересекло границы России? Ежегодно в Магаданскую область на заработки приезжает около трех тысяч мусульман. А у нас в городе нет мечети. Если в Магадане будет своя мечеть, то она станет местом для общения и единения всех тех, кто прибывает в наш город из других регионов. По законам шариата каждый мусульманин хотя бы раз в неделю должен совершать общий намаз в мечети. И тогда любой приезжий будет слушать проповеди истинного муллы, представителя традиционного российского ислама. С другой стороны, то, что показывают по ТВ и рассказывают про ИГИЛ, вся их теория и практика чужды России и российским мусульманам. Но нам все равно нельзя упускать свою молодежь, надо занимать ее, образовывать, чтобы не было соблазнов. В советские времена было много бесплатных спортивных секций, сеть культурных учреждений, кружков. Там, где молодые люди могут себя реализовать в профессиональной сфере, а также в культурно-досуговой деятельности, там эмиссары зарубежных террористических организаций не смогут ловить на свою удочку доверчивые души.
- Гашим Искендерович, недавно на турецко-сирийской границе была остановлена московская студентка-отличница, русская девушка. Как вы думаете, почему на посулы исламистов клюет славянская молодежь?
- На мой взгляд, это все происходит оттого, что у молодежи нет нравственных ориентиров. Какое будущее могло быть у той же московской девочки? Хорошее образование гарантировало ей большую зарплату в какой-нибудь коммерческой компании или на госслужбе. Своя квартира в Москве, дача, машина, поездки на модные курорты за границей, танцы, развлечения. В общем все то, что предлагает западный образ жизни, знакомый по голливудским фильмам. А вдумчивым, умным молодым людям в России от этого просто становится скучно и тошно. Нечем заняться для души. Вот поэтому они и ищут себя на стороне в псевдореволюционной борьбе ближневосточных джихадистов. Нам надо дать молодежи возможность реализовать себя на действительно важных участках работы. Как раньше это было на БАМе. Комсомольцы оставляли Москву, Ленинград и уезжали в тайгу строить железную дорогу. Для этого нужны великая цель и великая идея. А помимо этого, должны быть простые и естественные ценности у молодежи: крепкая семья, достойная работа, любовь. И тогда, поверьте, никто не поедет сражаться за ИГИЛ.
- Какая идея нужна сейчас молодежи да и всем нам?
- Идейность, на мой взгляд, это и есть вера, духовность. Русские православные люди должны изучать христианство, регулярно посещать церковь, участвовать в обрядовой жизни, выполнять все предписания своей религии. Российские мусульмане должны также следовать всем правилам и законам шариата, быть активными членами своей общины и тесно взаимодействовать с другими традиционными религиями России. И когда у нас все люди будут выполнять предписания своей веры, тогда никаких проблем не возникнет. Нам надо взять все то лучшее, что было в Советском Союзе, например, воспитывать с детского сада людей в духе интернационализма и братства, а также восстанавливать традиционные духовные ценности, или скрепы, как сказал президент В. Путин. Те самые культурные скрепы, соединяющие российское общество, в котором представлены и христиане, и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Даже если кто-то атеист, пожалуйста, пусть не верит в Бога, это его право. Только он должен уважать чувства верующих и не оскорблять их.
- Есть ли какие-нибудь трудности и проблемы у ваших земляков на Колыме, помимо отсутствия мечети?
- Наша областная общественная организация народов Азербайджана и Дагестана «Бирлик» занимается многосторонней деятельностью. Мы непременно участвуем в общественной жизни Магадана, вместе с другими национальными диаспорами отмечаем такие праздники, как 9 Мая, День России, представляем свою культуру на фестивале «Территория дружбы», отмечаем наши народные праздники, такие, как Навруз-байрам. Кроме этого, любой наш земляк может рассчитывать на посильную помощь. Если кто-то заболевает или умирает, то мы оказываем материальную поддержку нуждающимся, скидываемся на авиабилеты, помогаем увезти тело усопшего на родину. Конечно, в нашей диаспоре возникают иногда проблемы, но мы сообща стараемся решать их и быть законопослушными гражданами России. Для лучшей же интеграции переселенцев из кавказских регионов в российское общество нам необходимо иметь своих представителей в выборных органах, чтобы те могли защищать интересы российских мусульман и способствовали взаимодействию различных этнических общин.
- Гашим Искендерович, у вас есть мечта? Чего вы хотели бы в будущем для нашего города и региона?
- У меня двое детей. Я с удовольствием наблюдаю, как много сейчас беременных молодых женщин и матерей с колясками. Это здорово, особенно на фоне провальных 90-х годов. Однако в целом демографическая ситуация в России еще не столь безоблачна. Мне очень хочется, чтобы в нашей стране количество детских домов уменьшалось год от года, чтобы они исчезли совсем. И здесь молодым семьям нужна не просто государственная поддержка, а привитие традиционных российских культурных и духовных ценностей. Чтобы никто не отказывался от детей, а растил их в любви и согласии. Чтобы не было разводов. Вот это, на мой взгляд, первостепенная задача, требующая безотлагательного решения.