21 июня в Магадане произошла трагедия - в недостроенном здании, придавленный рухнувшим бетонным перекрытием, погиб четырнадцатилетний мальчик. Еще двое, находившиеся там же, не пострадали. Как выясняется, ребята там работали - выламывали шлакоблоки из стен.
Городские джунгли
«АиФ-Магадан» уже не раз задавался вопросом о безопасности городской среды. В том числе мы говорили о том, что городские недострои должным образом не законсервированы - к ним есть доступ у любого желающего. До минувших выходных обходилось - дети получали только сотрясения и переломы, гуляя по стройкам. В этот раз не обошлось - ребенок погиб. Хотя и находились дети в здании с другой целью, все равно все это звенья одной цепи.
По словам главы пресс-службы СУ СК РФ по региону Вячеслава Каночкина, уголовное дело возбудили по факту нарушения правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшего по неосторожности смерть. Работали ребята не по собственной инициативе - как рассказывают жители поселка Снежный, где все и произошло, предложил им это занятие некий «дядя Вова».
Сейчас этого человека устанавливают следственные органы. Но максимум, что ему грозит по предъявленному обвинению, - лишение свободы сроком до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. Кроме того, как оказалось, проблема куда глубже единичного случая. Ведь «дядя Вова» не один такой. Да и работают на него и ему подобных далеко не только эти трое ребят.
Деньги решают
Один наш коллега рассказывает, как, в бытность его безденежным студентом, подрабатывал на таких же разборках недостроев. По его словам, нанимали их по объявлениям, все договоренности заключались исключительно устно - деньги на руки в конце каждого рабочего дня. В 2008 году это было 700-1000 рублей за смену. Ни о какой специальной подготовке, соблюдении техники безопасности или подобных обязательных требованиях и речи не было.
Работники о работодателе зачастую кроме имени ничего не знали. А строительные материалы, полученные таким путем, с удовольствием покупали строительные компании региона. И происхождением шлакоблоков и бетонных плит никто не интересовался. Коммерсанты - блюдя свою выгоду, ведь б/у дешевле, а там кто узнает, что новый дом построен из старых кирпичей. Контролирующие органы - из-за невозможности отслеживать такие процессы.
Нет хозяина - нет ответа
Возникает законный вопрос - кто позволил вот так бесконтрольно разбирать пусть и недостроенные, но наверняка имеющие хозяина здания? Да и сам владелец без целого ряда согласований и разрешений на такие работы права не имеет. Но как оказывается, этого хозяина пойди еще найди. К примеру, дом на Снежном, по информации департамента САТЭК мэрии города, согласно архивным документам, строился когда-то совхозом «Снежный» как один из четырех двенадцатиквартирных зданий под жилье для работников. К моменту развала совхоза один дом был достроен и ждал чистовой отделки, еще один достраивался. Оба так и были брошены. К слову, рухнул как раз достроенный - первый. И, по оценкам специалистов, он был в более чем хорошем состоянии - с хорошей крепкой кладкой. Если б не разбирали - не рухнул. Так вот, других документов на него в архиве САТЭКА нет. Почему? Потому что регистрационные органы ведомство об изменении собственника никого не уведомляют, поскольку не обязаны. Так что ходят слухи, что здание в собственности у частного лица, но так ли это, пока выясняется.
Сразу после трагедии по распоряжению мэра Магадана Сергея Абрамова была создана рабочая группа, которая до 3 июля проведет инвентаризацию всех таких объектов, выявит их собственников и решит дальнейшую судьбу. Сейчас уже успели провести осмотр таких домов в злополучном Снежном - там их обнаружено больше десятка. И если дом с рухнувшим перекрытием сейчас огорожен и даже охраняется, то ни один из остальных не законсервирован должным образом. То есть доступ туда есть у любого желающего, и работы по извлечению нового стройматериала из старых домов будут продолжаться.