Некоммерческое партнерство «ЖКХ Контроль» по итогам первого квартала 2015 года составило рейтинг проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании обращений граждан в общественные приемные центров общественного контроля. Всего было проанализировано 7685 обращений из 71 региона России.
В рамках «круглого стола» на тему «Потребительский рейтинг проблем в сфере ЖКХ» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» С. В. Разворотнева представила итоги.
По версии НП «ЖКХ Контроль» наибольшую озабоченность россиян вызывает начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. А именно - непрозрачность предъявленных сумм, расчет платы на общедомовые нужды, перерасчеты, дополнительные платежи. На эту тему, занявшую первую позицию в рейтинге, в общественные приемные поступило 2078 обращений, или 27 % от общего количества. На 2-й строчке - тема капитального ремонта (1168 обращений, или 15,2 %); 1081, или 14,07 %, составили обращения на тему управления МКД: о двойных платежных документах, законности действий ТСЖ, управляющих компаний, раскрытии информации УК, проведении общих собраний собственников и т. д. (3-я позиция в рейтинге); 1055 человек (13,7 %) волновало качество коммунальных услуг, а 741 претензия, или
9,6 %, касалась неудовлетворительного состояния многоквартирных домов.
Приоритеты рейтинга по сравнению с 2014 годом практически не изменились.
В нашем регионе в первом квартале текущего года жители чаще всего затрагивали вопросы управления МКД - 37 обращений, или 27,4 % от 136, поступивших в центр ОК. Большая часть заявлений, в том числе коллективных (32), вызвана получением горожанами квитанций на оплату услуг одновременно от двух управляющих компаний, проблемами с проведением общих собраний собственников, нарушением прав выбора способа управления. Поступали также единичные вопросы на тему раскрытия информации управляющими компаниями, а из поселков области звонили жители, проживающие в домах, оставшихся без управления.
Материалы о двойных квитанциях были направлены центром в прокуратуру г. Магадана, сообщившую о результатах рассмотрения нам и заявителям. Вроде все понятно и встало на места, но до сих пор в центре раздаются звонки с вопросами: «Кому платить?». Управляющая компания как бы выбрана, разослала платежки, но судя по метаниям жителей, они не знают о проведении общих собраний собственников и не проинформированы о принятых решениях и избранной управляющей компании.
2-е место по частоте обращений (29, или 21 %) заняла тема неудовлетворительного состояния многоквартирных домов и ненадлежащего оказания услуг по содержанию и текущему ремонту. По вопросам протечки кровли, межпанельных швов, отсутствия тамбурной двери, из-за проблем с общедомовой канализацией, освещением, уборкой мест общего пользования обратился каждый 5-й.
Только на 3-й позиции - тема начислений за услуги (20 обращений, или 15 %). Магаданцы в основном были недовольны возросшими размерами оплаты за электроэнергию на ОДН в январе (с февраля начисления производятся в соответствии с постановлением губернатора, ограничивающим объемы электропотребления на ОДН 15 % относительно объема индивидуального электропотребления) и невозвратом выплаченных на капитальный ремонт, но неиспользованных УК по назначению денежных средств.
Тема аварийного жилья - на 4-м месте: поступило 17 заявлений (12,5 %) новоселов о недостатках во вновь построенных МКД, обнаруженных после переселения. 5 - 6-е места разделили темы капитального ремонта и неудовлетворительного качества коммунальных услуг - по 8 обращений (5 %).
В пресс-центре ИД «Комсомольская правда» (г. Москва) после представления итогов рейтинга состоялась экспертная дискуссия: можно ли изменить ситуацию в отрасли и как это сделать? Участвующий в обсуждении зампредседателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ П. Качкаев отметил, что долги за ЖКУ в стране достигли почти
100 млрд. рублей, но «среди 5 % неплательщиков только 1,5 % малоимущих граждан, остальные 3,5 % - это вполне состоятельные разгильдяи». Депутат сообщил о том, что сейчас во втором чтении находится проект изменений в Жилищный кодекс, в котором предложен ряд мер по укреплению платежной дисциплины.