Ослепительно белый по-весеннему радостный снег, много-много солнца, редкие жилые постройки невдалеке и выбежавшая на вертолетную площадку красивая и очень приветливая серая лайка… Собаку нисколько не пугают все еще работающие двигатели и винт вертолета, она вертит хвостом и усаживается, довольная, в ожидании на снег, а весь ее вид говорит: «Ну что, прилетели?.. Вот и хорошо! Мы вам рады!».
Так начинается визит группы врачей областной больницы в один из самых труднодоступных населенных пунктов нашей области - национальное село Ямск Ольского района. Выйдя из салона на воздух, люди щурятся от солнца и, словно в оцепенении, завороженно наблюдают, как по снежной равнине к вертолету подъезжают на снегоходах с прикрепленными к ним нартами встречающие. На нарты медики грузят свое оборудование, и мы все гуськом, проваливаясь в снегу, идем к ближайшему зданию барачного типа, как нам сказали, там располагается фельдшерско-акушерский пункт.
Социальный рейс стал возможен благодаря безвозмездной помощи авиакомпании ОАО «НПК «Панх», которая уже почти 8 лет занимается вертолетными перевозками пассажиров и грузов из областного центра в отдаленные точки Ольского и Северо-Эвенского районов.
Данная акция была организована как совместный рабочий эксперимент руководства ОАО «НПК «Панх», Магаданской областной больницы и минздрава Магаданской области. Обследовать жителей отдаленного села прибыли педиатр и детский кардиолог, кардиолог, невролог, окулист, хирург, эндокринолог, терапевт, лор и врач функциональной диагностики.
С собой медики привезли современное переносное оборудование, позволяющее провести УЗИ сердца и внутренних органов, а также проверить кровь и сделать электрокардиограмму. Делегацию возглавляет главный врач МОБ Ирина Полярная. Предполагается, что стороны обсудят результаты квалифицированной медицинской помощи. Кроме того, при необходимости заключат трехстороннее соглашение о том, чтобы аналогичные социальные рейсы узких специалистов в отдаленные населенные пункты осуществлялись системно.
Прибывших встречает заведующая медпунктом молодой фельдшер Евгения Зубакина. О приезде специалистов она оповестила местное население еще несколько дней назад. Поскольку летчики предупредили, что в любую минуту погода может измениться и вертолету придется в срочном порядке возвращаться обратно в Магадан, Женя суетится, «заселяя» коллег по помещениям, тем более что в больничку уже потянулись пациенты.
Первой на прием приходит Елена Новикова с маленькими дочками Любашей и Анечкой. Пятилетнюю Любашу разговорить оказалось трудно, девочка стесняется чужого человека. Зато младшая Анюта общается живо и с большим интересом.
- Вот! - показывает она на пальцах. - Мне три года!
Молодая мама сестренок работает кочегаром. В Ямске с детства, когда-то жила с родителями в тайге, а сюда привезли ее совсем маленькой.
- Хорошо, что врачи приехали, - говорит она. - У нас ведь только фельдшер, а хотелось бы, чтобы и доктора прием вели. Я вот считаю, что нам нужны педиатр и гинеколог.
- Лена, а вы в райцентр или Магадан переехать хотели бы? - интересуюсь я.
- Нет, что вы! Я люблю Ямск, здесь очень красиво, и все такое родное-родное. И тайга совсем как в моем детстве…
Татьяна Автономовна Беляева пришла целенаправленно к окулисту, у нее проблемы со зрением. До сих пор заниматься лечением глаз не было возможности, лишь однажды летала в Магадан на обследование. Она живет в Ямске уже более 40 лет и с удовольствием подхватывает беседу. Рассказывает, как людно и интересно было в родном поселке в прежние времена. Когда-то численность жителей Ямска составляла более 800 человек, а сейчас их около 50, из них 7 детей.
- Здравствуй, дорогая, - обращается она к своей землячке Тамаре Константиновне Логиновой. - Как здоровье? Мы когда-то вместе в саду работа-
ли, - объясняет мне Беляева, - так с тех пор и дружим.
Расцеловавшись, женщины говорят о своих домашних делах. Татьяна Автономовна, собравшись в больницу, оказывается, оставила в печи хлеб и теперь волнуется, как бы он не подгорел.
- Хлеб к нам не возят, сами печем, - просвещает она меня. - Я пеку себе две буханки на три дня. Тут у каждого и духовки для этого есть, и хлебопечи, белый и черный хлебушек люди пекут, вкусный получается, научились…
Тамара Константиновна путается, отвечая на вопрос, сколько ей лет, 75 или 76, со смехом оправдывается, что забыла. Рассказала, что дочь, сыновья и любимые внуки живут в Оле и Магадане, но сама уехать из Ямска никогда не хотела. Родные часто приезжают к ней в гости. Ждет она их всегда с нетерпением, все-таки хорошо, когда семья большая.
Акулина Ивановна Фролова в Ямске также старожил, ей 85 лет. Как и остальные, довольна, что ее сейчас осмотрит доктор.
- Плохо с глазами, - жалуется она. - В феврале в Магадане в больнице была, но сказали, что глазной врач в отпуске. А теперь вот мне и ехать никуда не надо, они сами приехали!
Свою историю охотно рассказывает и Николай Протопоп:
- Уже 34 года здесь. Вроде ничего не болит, я для профилактики к докторам пришел. Редко болею. Вот пару лет назад со столба упал, провода поправить хотел, я тогда на дизельной станции работал. Повредил себе легкие, поломал ребра, челюсти, руку, меня в Магадан отправляли. Там полежал в травматологии месяц, все срослось. Счастливчик я...
Вскоре в ФАПе становится шумно и тесно главным образом потому, что на прием явились сразу пятеро ребятишек. Привела детей здешний учитель начальных классов Елена Гайдукова. Стройная, моложавая, во всеоружии моды, она сразу бросается в глаза. Такое впечатление, что женщина только что вышла из салона красоты. Что ни говори, необычное явление для отдаленного села, где даже и парикмахерской-то нет.
Познакомившись с Еленой Григорьевной, спохватываюсь, что я ведь давно знаю ее заочно. Часто бывая в п. Ола, слышала отзывы людей о ней как об очень хорошем директоре районного краеведческого музея. Также она вела по ольскому ТВ передачу об обучении эвенских ребятишек родному языку. Еще она часто писала статьи в районную газету «Рассвет Севера» в основном на темы краеведения. Из Олы ей пришлось переехать в Ямск
5 лет назад, тогда в селе ушла на пенсию единственная 75-летняя учительница, и Елена Григорьевна заняла ее место.
В настоящее время в трех классах ямской начальной школы учатся трое ребят. Школа маленькая, всего два помещения, зато класс оснащен мультимедийным оборудованием, а дети ежедневно получают полноценные витаминизированные завтраки, включающие фрукты, молоко, йогурты и прочее. Об этом Елена говорит с гордостью. Перед врачебным осмотром учеников и дошкольников вместе с фельдшером Женей они взвешивали и измеряли их рост обычным дедовским способом, приставляя ребятишек к шкафу.
- Елена, у вас раньше была насыщенная творческая жизнь, и вы от всего отказались. А было, что хотелось бросить все и уехать из этой глуши?
- Конечно! Я же все-таки живая женщина, как и всем, мне хочется комфорта. У нас тут нет Интернета и мобильных телефонов, и нужно уметь выживать, колоть, например, дрова, топить печку, носить воду и так далее. Также необходимо занимать и свободное время, а значит, вышивать, вязать… Приходится привыкать так жить, но есть у меня и отдушина. В декабре и августе обычно приезжаю в Олу, еду в Магадан, где хожу в кино, театр, общаюсь с друзьями.
- Наверное, сейчас эвенский язык здесь преподаете?
- Из наших школьников двое детей - ительмены, только одна девочка, моя племянница, эвенка. Получается, некому преподавать.
Как выясняется, малогабаритная школа находится в этом же здании фельдшерского пункта, как и сельская администрация. Жилые дома расположены на большом расстоянии друг от друга, поэтому кажется, что поселок пустынен. Вокруг не видно ни одной человеческой фигуры, только рядом с ФАПом играет немногочисленная ребятня на снегу, который никто не расчищает, хотя, вероятно, и надобности в этом нет. Слышны редкий звук снегокатов и детский смех. Наверное, от переизбытка вокруг пустого пространства все звуки рассеиваются и кажутся приглушенными, негромкими. Из любопытства к медпункту подтянулись и некоторые здешние собаки. Я замечаю, что среди них нет приветливого серого пса, что нас встречал, куда-то убежал. Собаки с удовольствием возятся с малышней и между собой и почему-то молчат. Удивительно, но в Ямске и правда совсем не слышно собачьего лая.
Пока продолжался прием, я успела пообщаться с главой с. Ямск Маргаритой Даниловой. Сегодня ее хозяйственная позиция воодушевляет немногочисленное население Ямска. Ведь еще недавно никто не был уверен, что у данного дотационного национального села есть хоть какая-то перспектива развития. Впрочем, понятно почему. Около 70 % жителей здесь пенсионеры. Молодежь, которая, по сути, не собиралась покидать родные места, все же была вынуждена перебраться в райцентр и поселки ольского побережья из-за отсутствия работы. В Ямске нет градообразующих предприятий. «Магси», что ведет здесь сезонную рыбодобычу, рабочие места местному населению не предоставляет. Не считая школы и ФАПа, люди могут трудиться лишь в котельной и МУП ЖКХ «Ямское». В основном жители живут ловлей рыбы и охотой.
Выход Маргарита Данилова видит в скором создании национальной общины, куда войдут все жители села. Основным видом деятельности будет традиционный. Кроме того, глава планирует сделать упор на сельское хозяйство. Ведь в Ямске особый климат, недаром в советские времена здесь был колхоз-миллионер. Выращивали разные овощи, разводили песцов, были олени, лошади, коровы, куры. Сегодня есть желающие заняться сельским хозяйством. Кстати, уехавшие когда-то молодые люди обрастают семьями и возвращаются. Уже выразили готовность вернуться 12 молодых семей.
- Есть и другие молодые люди, которые, почувствовав уверенность, тоже обязательно возвратятся, - утверждает глава Ямска и предлагает: - А хотите чайку? Вот печенье свежее, конфеты, вон ведра с водой. С краю - с чистой, в другом мы кружки моем…
- А проблем с доставками продуктов, грузоперевозками у вас в связи с отдаленностью нет? - с удовольствием жуя вкусное печенье, интересуюсь я.
- У нас одна проблема - жилфонд. Все жилые постройки возведены в 30 - 50-х годах. Самый «молодой» дом был построен в 1993 году, и тот самострой - возвели общими силами взамен сгоревшего.
Обернувшись к заваленным окнам, я наконец-то замечаю стоящие вокруг рабочего стола Маргариты ящики с продуктами. В них куриное яйцо, йогурт, макароны и т. д.
- В магазине трубы перемерзли, - поймав мой взгляд, поясняет глава, - вот временно и устроили здесь торговый ларек.
Из предбанника доносится чей-то голос, извещающий, что погода все-таки портится, на горизонте начинается поземка, и экипаж вертолета готовится к скорой отправке. Боясь, что уже не остается времени, я бегу искать главного врача областной больницы, узнать о результатах медицинского осмотра и сталкиваюсь с Ириной Владимировной, едва выйдя на улицу.
- Я считаю, что в дальнейшем такие вылеты обязательно должны быть, - комментирует она по моей просьбе визит своей команды в Ямск. - Общаясь с пациентами, мы убедились, что раньше осмотров такого уровня, чтобы можно было пройти разом и узких специалистов и заодно обследоваться, здесь никогда не было. Причем сегодня приводили бабушек, которые, видно, не лечились и не наблюдались годами. Немудрено, что у многих пациентов выявились осложнения, гипертония. Возможно, это связано еще и с тем, что народ здесь ест в больших количествах соленую рыбу. Соль, как известно, притягивает воду, отсюда лишняя жидкость в организме и повышенное артериальное давление.
- Многим здесь нужен стоматолог, - продолжает главный врач. - Кроме того, требуется оснащение сельского ФАПа, где отсутствует современное оборудование. Приходится констатировать, что здесь людям невозможно получить экстренную медицинскую помощь при инфаркте или инсульте. Риск сердечно-сосудистых заболеваний в данном поселке очень высокий.
По словам Ирины Полярной, пациенты из колымских районов нередко поступают в отделения МОБ с запущенной патологией именно потому, что вовремя их не осмотрел, например, окулист или лор-врач. В том, что такие вылеты необходимо делать регулярно, уверен также заведующий отделением кардиологии МОБ Александр Шестаков. Закончив осмотр своих пациентов, он рассказал, что в вверенное ему отделение жители Ямска попадают чаще в экстренном порядке. Но они не более здоровы и не менее больны, нежели население других колымских поселков. Также он отметил, что в Ямск, по сути, была доставлена выездная полноценная поликлиника, единственное, что в этот раз не взяли с собой, - рентгеноустановку и экспресс-лабораторию.
- Александр Иванович, - обратилась я, - если вести речь о кардиологии, вы привезли с собой всего-то несколько сумок. Получается, что районным медучреждениям непосильно приобрести настолько небольшие аппараты?
- Компактное оборудование дорогостоящее, но дело не в этом. Кадры - вот проблема! Если мы поставим данное кардиологическое оборудование в районы, кто будет на нем работать? Ведь и на областном уровне не хватает специалистов и мы работаем, поверьте, достаточно напряженно. Стоит лишь одному-двум врачам выбыть из наших рядов, ситуация существенно осложнится.
По итогам приема, длившегося несколько часов, каждый из врачей осмотрел по 17 - 20 пациентов. Четыре человека были направлены на госпитализацию. Еще несколько пациентов получили рекомендации по обращению в медучреждения в плановом порядке.
…В ФАПе запахло жареной рыбой, приготовленной для врачей. Хозяева заботливо пригласили на обед и нас, журналистов,
но мои коллеги уже мыли кружки в ведре и пили чай с печеньем и рулетом в гостеприимном кабинете Маргариты Даниловой. Там же выложила для всеобщего угощения свои бутерброды Ирина Владимировна. Так что мы все наелись, особенно я, побывав в кабинете главы дважды.
Последние полчаса в Ямске прошли за общей интересной беседой. Маргарита рассказывала о тонкостях добычи морзверя, о том, что сотовая связь и Интернет будут налажены в селе уже предстоящим летом, а также о том, что в прошлом году в Ямске еще существовал последний потик, то есть собачья упряжка, на которой ездил хозяин этих собак. Сейчас лайки просто живут у него во дворе. Еще мы узнали, что местные жители, в том числе и дети, совсем не боятся медведей. А мишки просто ходят мимо села и на людей не нападают. Находясь поблизости, нельзя бежать, чтобы не спровоцировать животное, вот и весь секрет, но его здесь все знают.
По прилете в Магадан Ирина Полярная встретилась с директором ОАО «НПК «Панх» Михаилом Шадриным. Она поделилась впечатлениями о поездке, и руководители обсудили предстоящее подписание соглашения о сотрудничестве. Далее Михаил Дмитриевич сообщил, что «Панх» открывает в текущем году рейс в Северо-Эвенский район, вертолеты будут летать в с. Тополовка и Верхний Парень, до этого маршрут ограничивался лишь райцентром. Ирина Владимировна констатировала, что выездные бригады медиков ранее бывали только в Эвенске. То, что они смогут теперь попасть и в другие отдаленные населенные пункты и наконец-то наладить оказание квалифицированной медицинской помощи их жителям, просто неоценимо, сказала она.
В заключение главный врач поинтересовалась, можно ли будет передать в Ямск посылку, и директор авиакомпании ответил утвердительно. Магаданские врачи собираются подарить ФАПу необходимый инвентарь, аптечку, а еще ростомер,
чтобы фельдшер Женя и учитель Елена Григорьевна следили, как растут ямские дети, не используя для этого старый шкаф.
Автор: Виктория ШАДРИНА