Большая радость и надежда появляются у магаданских зрителей, когда в наш театр приезжают настоящие профессионалы и талантливые люди.
Молодой режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий ПАВЛОВ был назначен на должность главного режиссера драматического театра совсем недавно. Но и по его первой постановке - уже полюбившемуся публике "Диогену" - в нашем театре можно увидеть неординарного творца. Сегодня мы поговорим с ним о Магаданском театре и театре, как искусстве.
- Дмитрий, поздравляем вас с назначением на должность главного режиссера драмы в Магаданском театре. Каковы же будут приоритеты в вашей деятельности, куда направите свои творческие силы?
- Спасибо за поздравление. Мне не приходится оригинальничать в своих творческих и административных действиях и изыскивать какие-то особенные способы "оправдания" своей кандидатуры, по простой причине - картина, которую являет сегодня Магаданский драматический театр, показывает, что он переживает не самый лучший период своего существования. Это не сложно заключить из ряда основополагающих факторов. Причины и проблемы, способствующие такому состоянию дел, ясны, но они никогда не вызовут понимания у зрителя и не восполнят ему духовный простой. Потому что это все - политика, а она не вызывает сочувствия у человека.
Находясь в Магадане фактически с сентября, интересуясь историей этих мест и театра, в частности, мне посчастливилось услышать множество удивительных историй от людей, живущих в этом городе, которые помнят иные времена и творческий расцвет своего театра, легендарных мастеров, которые работали и творили на этой сцене. Пытливо вникая в подробности, я поражался, как интересно, точно и современно были решены те или иные спектакли. Невзирая на географический аспект, здесь публике есть с чем сравнивать, она воспитана и даже избалована в правильном понимании этого слова той интеллигенцией, которая всю историю этих краев населяла Магадан. Люди тут не индифферентны к культуре. Они искренне болеют за свой театр, любят его и пристально следят за его судьбой, перенося вместе с ним все испытания, уже не говоря об актерах, служащих сегодня в театре.
Я ни в коем случае не призываю жить прошлым, это безнадежный процесс, а чтобы им не жить, театр должен предлагать что-то качественно новое, по масштабу и профессиональному уровню не слабее чем вчера. Сегодня же нам чаще преподносят низкосортную драматургию в соответствующей режиссуре (если таковая вообще присутствует) о каком-нибудь любовном треугольнике с привкусом дешевого детективного сюжета и еще желательно на какой-нибудь куртуазный французский манер. И таких полотен километрами из каждого утюга. Обоснован такой "необходимый" выбор материала театрами, как правило, одним и тем же аргументом: "публике надо отвлечься от повседневной жизни", "зритель пришел посмеяться и отдохнуть, он устал думать", или такой хит - "на Чехова или Стриндберга не идут, зал не продать" и т.д. Такие чуткие и заботливые "театры", прикрываясь знанием вкуса своего провинциального зрителя, не нужно пояснять, что преследуют и что сеют. В итоге школьники воспитываются на всякой "петросянщине", потому что мы же и определяем, что Гоголь - это не смешно, а Достоевский - нудно и долго, благополучно "делая кассу". Вот оно и преступление, а наказание - невежество, жестокость, несчастье и девальвация ценностей. Такой мейнстрим и императив мы желаем подрастающему поколению. В результате зритель имеет дело с подменой, а не с театром.
От таких работ страдают и актеры, теряя вкус и интерес, профессионально не развиваются, начинают работать фальшивым, внешним, эстрадным способом и ничего не несут со сцены. Такой способ существования не имеет ничего общего с "живым драматическим театром". Или пробуют свои силы в других городах, где им кажется, будет по-другому. Хорошо, если ты еще молод, а чем жить возрастным актерам, которые отдали всю жизнь своему театру? Таких примеров по России бесчисленное количество. Актеру необходимо отдавать, чтобы жить, а что отдавать - голый ремесленнический арсенал? Что проповедовать со сцены? О чем вести диалог со зрителем, на каком открытом нерве? А "живой театр" надо добывать каждую минуту, иначе, всё это трюк, а не искусство.
- Каковы ваши планы на театральный творческий сезон?
- Да, есть театр-производство, и не всегда себе он может позволить в своем репертуаре только серьезные спектакли, ему нужно еще как-то и выживать и на что-то ставить те же "серьезные" спектакли, а на государственную поддержку надежды нет. И часто это единственный путь: штамповать пьесы - "однодневки", к которому вынужденно прибегает театр. Но нельзя допускать, чтобы такие халтуры становились нормой и лицом театра, а следовательно, и города (в котором, например, один театр). Для этого с избытком хватает кочующих столичных антреприз, окучивающих периферийные ДК. Такие "работы" должны являться, как минимум, инвестициями в непосредственное предназначение театра. И поэтому грамотный зритель вынужден скулить по прошлому, ибо такой сегодняшний фастфуд, не утоляет его духовный голод, и поверьте, не отвлекает от повседневности, а только умножает абсурд жизни. Потому что и там, и тут - вранье, только тут еще на котурнах, да с песнями.
В моих приоритетах не уподобляться такой тенденции. А вообще задач достаточно много, но основная - пополнение репертуара новыми постановками, над которыми, прежде всего, буден интересно работать нам с труппой. Я говорю о темах, о проблематике, о современном театральном языке. О лабораторном процессе. О способе, которым мы с актерами будем добиваться подлинного сценического действия и о том, что нас волнует сегодня, и о чем будем вести диалог со зрителем.
Также собираюсь помимо плановых постановок параллельно работать на малой сцене над камерными спектаклями с молодыми актерами.
- Планируется ли участие театра драмы в фестивалях?
- Разумеется, для театра крайне необходимо участие в фестивалях. Первый шаг мы уже сделали, выступив в Питере, ну а следующие ориентиры уже намечены. Будем подавать заявки на несколько театральных фестивалей. Воздержусь пока от подробностей, так как это еще, к сожалению, и финансовый вопрос тоже. Могу с полной ответственностью сказать, что город Магадан вызывает неподдельный интерес во всей стране, да и за рубежом тоже, как и его культурная жизнь соответственно. Он олицетворяет силу и мужество. Его знают, он уважаем и не нуждается в каком-то специальном пиаре. Многие фестивали с радостью включат в свои программы спектакли магаданского театра.
Обо всех планах я не берусь сейчас четко заявлять, так как есть решения, которые на данный момент еще в процессе утверждения. Могу сказать лишь, что 13-14 марта премьера комедии современного петербургского прозаика и драматурга, Сергея Носова, "Берендей". В этом спектакле занят замечательный актерский состав - засл.арт. РФ Валерий Бунякин, засл.арт. РФ Алексей Яновский и арт. Сергей Черных.
В мае я приступлю к новой постановке. Автора пока не назову, но это обещает быть масштабный спектакль, в котором будет занята вся труппа драматического театра, и этой работой мы откроем следующий театральный сезон.
- Будет ли у нас в драме детский репертуар?
- Касательно спектаклей для детей. Безусловно, в репертуаре театра обязаны появляться спектакли для юной аудитории, и этому аспекту нужно уделять особое внимание. Но, к сожалению, выпускать детские постановки с такой частотой, как для взрослых, по ряду причин, очень затруднительно. Но обходить юных зрителей никто не собирается. Опять же, в следующем сезоне есть в планах выпуск сказки, и я уже подбираю материал.
Разумеется, на этом фронт работа театра не исчерпывается. Многое еще обдумывается, решается и мечтается тоже.
- Будут ли приглашаться режиссеры из других городов?
- Я бы очень этого хотел и желал бы театру. Полагаю, что нет надобности пускаться в полемику о необходимости подобной практики. Другой вопрос, что это априори должны быть высокопрофессиональные специалисты, с хорошим вкусом, с интересными идеями, современными режиссерскими решениями своих работ и не пустыми драматургическими предпочтениями. Тут момент не недоверия к коллегам, а банальная проза жизни. Магаданский театр на сегодняшний день, как мне видится, не может позволять себе эксперименты и являться полигоном для самовыражения художников. Я хочу, чтобы меня поняли правильно. Я отнюдь не консерватор, и мне также не чужды новые направления в искусстве. И магаданский зритель должен знать, чем сегодня живет театральный мир. Просто наряду с авангардными работами надо смотреть и добротные, современные спектакли по классике, коими не изобилует на сегодняшний период афиша театра. Так что к этому вопросу нужно подходить избирательно, особенно в выборе материала для будущего спектакля.
Есть еще один нюанс: сроки на постановку даются обычно ничтожно короткие, и это тоже немаловажный момент, который чреват соответствующим качеством работы. Хотелось бы, чтобы актеры, трудясь над спектаклем, чему-то учились у того или иного режиссера. Обнаруживали в себе какие-то неожиданные, новые возможности и качества своей природы, повышали профессиональный уровень, в конце концов. Чтобы происходил полноценный, осмысленный и подробный процесс погружения в материал и работу. А за месяц - полтора, которые отводятся чаще всего на постановку, из которого, в лучшем случае месяц остается на репетиции, так как актеры заняты еще и в репертуаре, не много чего честно можно добиться. А потом режиссер уезжает и его спектакль, мягко говоря, видоизменяется до неузнаваемости, или попросту разваливается по многим причинам. Это уже больной вопрос и лирика. Но приглашать и находить на это ресурсы, тем не менее, необходимо.
- Что бы вы изменили в нашем репертуаре?
- Ну, во-первых, я не имею права что-либо менять в репертуаре, а, напротив, должен беречь и поддерживать спектакли, поставленные другими режиссерами. Если, конечно, та или иная постановка не отжила свой век в силу разных обстоятельств. А во-вторых, ответьте мне - что менять? Те четыре с половиной спектакля, из которых сегодня состоит репертуар "драмы"? Не буду говорить уже об их состоянии и т.п.
Магаданский драматический театр сейчас очень нуждается в пополнении репертуара новыми работами и, разумеется, я буду этому способствовать. На афише театра, безусловно, будут появляться современные авторы, но это будет качественная драматургия, остро резонирующая с сегодняшним временем. Комедии, естественно, тоже, но не развлекательного толка, про какую-то инопланетную абстрактную красивую жизнь, а про сегодня, о нас. А основным своим долгом считаю, чтобы количество спектаклей росло, преимущественно по классическим произведениям.
Вы знаете, в моем арсенале немало очень интересных, оригинальных материалов, но я не могу, как бы ни желал, позволить себе поставить их на магаданской сцене. Это будет преступно с моей стороны, по причине того факта, что в репертуаре драмтеатра почти нет классических названий, как отечественных, так и западных. Не буду копаться в причинах такой стагнации. Заложником некоторых из них я и сам сейчас стал, например, нехватка актеров среднего возраста. Из-за чего, море пьес просто не расходится на труппу. Но дело, я думаю, не только в этом.
И все же, исходя из этого фатального обстоятельства, нет нужды совершать революцию в пользу авангардной драматургии, когда отсутствует элементарно Чехов, Островский, Вампилов, Арбузов и т.д. Очень надеюсь, что рано или поздно магаданский театр сможет позволять себе и эксперименты, это тоже важно, но от пресыщения, а не от безысходности.
- Не потерялся ли театр среди Интернета и телевидения в современном мире?
- Театр всегда находится во взаимодействии со временем и не идет с ним вразрез. Новые технологии или информационные новшества театр вбирает в себя и может проявлять как внутри спектакля, например, в качестве приема, так и во взаимодействии с аудиторией, в качестве дополнительного канала популяризации.
Не случайно театр противопоставляется именно кино, ТВ и Интернету, но не противопоставляется книгам. Это обусловлено необходимостью в активном зрителе, способном к рефлексии, в пределе тем, кто сам может выступать в качестве соавтора производства смыслов. Как и книга, театр опирается на внутренний мир и воображение воспринимающего. Поэтому экранным видам искусства, достаточно пассивным по своей сути, никогда не переманить зрителя. Театр - это единственное не фиксированное, а живое искусство. Кино, ТВ и Интернет - это совершенно другие, безличные медиа. В театре имеет огромное значение эффект личного присутствия, публичности художественного события, прямого эмоционального воздействия актера со сцены на зрителя. Посещение театра - это еще и акт саморепрезентации посетителя в художественном пространстве: не только актеры, но и зритель тоже действует в театре. Высказывание со сцены воспринимается совсем иначе, чем с экрана. Это не пересекающиеся каналы передачи культуры, во многом, как уже понятно, параллельные. Театр именно в силу своей публичности и живой взаимосвязи между зрителем, актером, режиссером и драматургом может диагностировать настоящее и не только обнаруживать симптомы времени, но и реагировать на них образным языком.
- Театр должен воспитывать зрителя. А если публика не требовательная?
- Именно воспитывать, а не потакать, не учить, не заигрывать и не развлекать. На спектаклях, зритель так же трудится, думает, сопереживает, соучаствует, сострадает. Это очень личный, чувственный, глубоко интимный акт переживания. Без ощущения боли, экзистенциальной тоски - театра нет. Зритель также вместе с актерами ищет выход и ответы в этом не идеальном мире. Почему за столько веков ничего не изменилось в людях, ничего их не научило? В какую бездну мы летим, какое зло или глупость творим, и что нас за этим ожидает. Театр должен правильно задавать вопросы, а не давать ответы. А зритель ненавидит, когда ему все разжевывают, иллюстрируют, и не оставляют выбора и воздуха для воображения. Еще и в придачу стараются насмешить. Он умнее, чем нам кажется.
"А судьи, кто?" По каким художественным критериям и кто определяет, что публика не требовательна? Администраторы по зрителю что ли? Вы взгляните репертуар саратовского ТЮЗа, например, или театров Новосибирска, Омска и т.д, и какие режиссеры там ставят. Что, эти города населяют какие-то особенные люди, отличные от магаданцев? Или, как Вы спрашиваете, более требовательны? Или более умные и способные как-то иначе чувствовать? Просто надо не потакать и помогать зрителю деградировать за счет бездарной драматургии. А говорить с человеком про него, про сегодня, честно и бескомпромиссно.
Наталья АЛЕКСЕЕВА.