Проблемный смартфон


За прошедший год в Магаданскую областную общественную организацию «Защита прав потребителей» обратилось около 100 человек, недовольных качеством купленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ.

Также мы консультировали граждан по правилам обмена и возврата товаров и другим вопросам. Здесь наша задача - рассказать потребителям товаров и услуг об их правах и разъяснить алгоритм действий. Мы объясняемся с руководителями предприятий торговли и быта, помогаем заявителям в составлении претензий со ссылкой на статью действующего законодательства. Как правило, вопрос решается положительно и требования потребителей удовлетворяются.

Ситуации, с которыми сталкивается население, самые разнообразные. А бывают и совершенно неожиданные. Так, жительница Магадана, купившая легинсы, уже дома обнаружила на них массу отверстий. Естественно, обменять ей покупку в магазине отказались, мол, покупательница их рассматривала и дырочки появилась по ее вине. Мы посмотрели эти колготки. Дырочки действительно трудно увидеть, для этого надо растянуть изделие. Но это не ручное нанесение дефекта, а происшедшее во время выработки изделия. Переговорили с руководством магазина, и покупателю пошли навстречу.

Другой случай. Обратилась жительница поселка, купившая в городе по заказу электрический кабель определенной длины. Вечером обнаружила, что в куске не хватает 3 с лишним метров, из-за чего изделие нельзя использовать по назначению. Обратилась к работникам магазина, а там сказали, что она сама могла отрезать недостающую часть. В беседе с покупательницей мы выяснили, что кабель отмерялся в подсобном помещении и она при этом не присутствовала, что является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55. После нашего обращения в магазин и разговора с предпринимателем товар покупательнице обменяли.

Напомню, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении в товаре недостатка потребитель по своему выбору вправе потребовать: замены на товар этой же или другой марки модели; соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьими лицами. Или вообще отказаться от договора купли-продажи и потребовать возвращения уплаченной за товар суммы. Это правило не распространяется на технически сложные товары, перечень которых утвержден постановлением правительства. Эти товары можно обменять или вернуть в магазин при обнаружении недостатков лишь в течение 15 дней со дня покупки. А по истечении этого срока требования потребителя удовлетворяются в случае: обнаружения существенного недостатка; нарушения срока устранения недостатков товара или неоднократного устранения разных недостатков в течение года. При решении вопроса продавец проводит проверку качества товара и выявляет, по чьей вине произошел дефект. В случае возникновения спора о причинах неисправности или некондиции товара проводится экспертиза, по результатам которой принимается решение. Право потребителя - участвовать в этих мероприятиях.

Наиболее сложно решается вопрос по замене оборудования беспроводной связи для бытового использования, имеющего сенсорный экран и обладающего двумя и более функциями, то есть мобильных телефонов, входящих в перечень технически сложных товаров. Трудность заключается в том, что в Магадане сервисные центры отсутствуют и проверить качество техники можно только в других городах Дальнего Востока. При этом нарушается право потребителя лично присутствовать при выявлении дефектов.

Например, к нам обратилась гражданка М. Она приобрела смартфон, а дома обнаружила, что одна функция не срабатывает. Тут же принесла аппарат в магазин, а ей предложили, как и положено по закону, провести проверку качества. Согласно заключению специалиста дефект не был обнаружен, с чем покупательница не согласилась, считая, что телефон отремонтировали. Мы ей рекомендовали, не забирая смартфон из офиса продаж, обратиться с заявлением в суд, который может назначить проведение независимой экспертизы, для выяснения, проводился ли ремонт. Также посоветовали предварительно о своих действиях поставить в известность продавца.

И таких обращений масса. Поэтому рекомендуем покупателям внимательно рассматривать в магазине приобретаемые изделия, тщательно проверять качество, не отходя, как говорится, от прилавка, чтобы не создавать себе трудностей в дальнейшем. Ну а если возникли какие-то осложнения, проконсультироваться до того, как начали действовать. Наш тел. 64-92-20, адрес: г. Магадан, ул. Билибина, 2а.

Ксения СУХАНКИНА,
председатель МООО «Защита прав потребителей».

Автор:  Ксения СУХАНКИНА "Магаданская правда"









Колымские колонки