Кому «обременительны» новые правила благоустройства города Магадана


В последнее время ни один проект решения Магаданской городской Думы не вызывал такого пристального внимания со стороны общественных объединений, предпринимательского сообщества и граждан и не порождал столько дискуссий, в том числе в местных средствах массовой информации, как проект новых Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Магадан».

Так, в газете «Магаданская правда» за 27.01.2015 № 7 (20763) опубликована статья «Обременительные правила», в которой выражается сомнение в целесообразности принятия новых Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан», подвергается критике организация проведения публичных слушаний по данному вопросу, состоявшихся 15 января 2015 года.
Давайте разберемся, так ли уж обременительны новые Правила благо­устройства. Кому они выгодны, а кому придется вспомнить о своих обязанностях, возложенных на них не только городскими муниципальными правовыми актами, но и федеральным законодательством.
Действующие Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» были утверждены Магаданской городской Думой в декабре 2006 года.

Необходимость принятия новых Правил благоустройства вызвана тем, что за прошедшие восемь лет существенно изменилось законодательство, в первую очередь жилищное, – обязанности по обслуживанию многоквартирных домов, содержанию и уборке придомовых территорий перешли от муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий к управляющим компаниям, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и не подчинены органам местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден минимальный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе по содержанию и уборке придомовых территорий,
В этой связи возникла необходимость выстраивания отношений мэрии города Магадана с управляющими организациями на новой основе, с учетом изменившегося Жилищного законодательства.

В июле 2014 года департаментом САТЭК мэрии города Магадана разработан проект Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан», учитывающий не только предложения рабочей группы, но и требования решения Магаданского городского суда от 4 июня 2013 года.
Во втором полугодии прошедшего года проект Правил благоустройства и содержания территории в ходе внутреннего согласования был доработан с учетом поступивших замечаний и предложений, в том числе от Магаданской городской Думы и прокуратуры города Магадана.

Уточненный проект Правил благо­устройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» опубликован в газете «Вечерний Магадан» 18 декабря 2014 года, № 51. Он был также размещен 16 декабря 2014 года на официальном портале муниципального образования «Город Магадан» в рубрике «Городское хозяйство. Строительство».

Таким образом, мэрией города Магадана были созданы все необходимые и достаточные условия для заблаговременного ознакомления с проектом Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» всем заинтересованным предприятиям и организациям, общественным объединениям, жителям города Магадана.

15 января 2015 года состоялись публичные слушания по проекту Правил благоустройства и содержанию территории муниципального образования «Город Магадан», в которых приняли участие представители общественности города, региональных отделений политических партий и объединений, предприятий и организаций, в том числе управляющих организаций.

В связи с тем, что у участников публичных слушаний возник ряд вопросов, связанных с классификацией объектов благоустройства, определением порядка участия управляющих организаций в содержании территорий, прилегающих к многоквартирным домам, повышенными требованиями к производствам земляных работ, в мэрии города Магадана после публичный слушаний проведены встречи и совещания с представителями организаций, высказавшими критические замечания, в целях более полного и всестороннего учета их предложений.

Так, в период с 16 по 21 января 2015 года проведено совещание с руководителями и представителями юридических служб муниципальных унитарных предприятий Магадантеплосеть, Водоканал, а также рабочая встреча с экспертом регионального отделения Общероссийского народного фронта Гундориным В.Е.

Протокол публичных слушаний был опубликован в газете «Вечерний Магадан» 22 января 2015 года. Доработанный с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе публичных слушаний, проект Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» 23 января 2015 года внесен мэром города Магадана в Магаданскую городскую Думу.

Проект Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» предусматривает новые принципы участия собственников зданий, сооружений, управляющих организаций в благоустройстве прилегающих территорий. Определение границ придомовых территорий, если такой земельный участок не поставлен на кадастровый учет, будет осуществляться, в том числе, посредством заключения соглашений с управляющими организациями. Более тщательно проработан порядок производства земляных работ, выдачи разрешений на их производства, ужесточен контроль за сроками их выполнения. Уточнены требования к архитектурному облику городских зданий и сооружений, надлежащему содержанию контейнерных площадок и своевременному вывозу твердых бытовых отходов. Пересмотрены отдельные положения Правил благоустройства, касающиеся содержания строящихся объектов, инженерных сетей и воздушных линий, малых архитектурных форм, объектов наружного освещения. Появились новеллы, посвященные праздничному оформлению города, установке шлагбаумов и других средств, ограничивающих движение автомобильного транспорта, эвакуации разукомплектованного и брошенного автотранспорта.

Много критических замечаний вызвали положения проекта Правил благоустройства, регулирующие порядок содержания придомовых территорий, устанавливающие требования к внешнему облику фасадов многоквартирных домов и нежилых зданий. По мнению критиков, органы местного самоуправления не вправе устанавливать какие-либо требования в этой части к собственникам зданий, помещений, управляющих организаций.

С такими заявлениями нельзя согласиться. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и со­оружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Проект Правил благоустройства разработан в пределах компетенции органов местного самоуправления.

Обязанность содержать в надлежащем состоянии и проводить регулярную уборку дворовых территорий, прилегающих к многоквартирным домам, является обязанностью управляющих компаний, товариществ собственников жилья и др., которая вытекает не только из Правил благоустройства, но и из Жилищного кодекса РФ, постановлений Правительства Российской Федерации от 13. 08. 2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», от 3.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Какие-либо дополнительные обязанности по содержанию придомовых (дворовых) и прилегающих территорий, кроме тех, которые уже установлены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, проект Правил благоустройства не предусматривает.
В настоящее время большая часть земельных участков, на которых расположены дворовые территории, не поставлена на кадастровый учет. По мнению критиков проекта Правил благоустройства, отсутствие границ придомовых территорий, определенных в соответствии с требованиями законодательства о государственном кадастре недвижимости (кадастровый учет земельных участков) дает право управляющим компаниям и ТСЖ не исполнять обязанность по содержанию и уборке придомовых территорий.

Между тем, и суды общей юрисдикции, и арбитражный суд в судебных постановлениях неоднократно указывали, что данное обстоятельство не освобождает управляющие организации от обязанности по надлежащему содержанию придомовых (дворовых) территорий.
Следует отметить, что границы прилегающих к зданиям территорий, в том числе границы дворовых территорий, предусмотренные проектом Правил благоустройства, определяются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными приказом Минрегионразвития России от 27.12.2011 № 613. Единственное отличие от Методических рекомендаций заключается в том, что границы прилегающих территорий, подлежащих уборке, закрепляются за управляющими организациями не в принудительном порядке, а после заключения соответствующих соглашений.

Проект Правил благоустройства города Магадана по своему содержанию ничем не отличается от правил благоустройства городов Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Петропавловска-Камчатского и других. В отличие от них проект Правил благоустройства города Магадана более детализирован. Однако правила благоустройства Хабаровска и других городов предъявляют намного более жесткие требования к управляющим организациям, чем проект Правил благоустройства города Магадана.

Так почему же даже такой умеренный проект Правил благоустройства городского округа вызвал неудержимый шквал критики?
В структуре платы за жилищные услуги, которые предоставляются управляющими организациями собственникам жилых помещений, предусмотрена и плата за уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе механизированную уборку дворовых территорий. В городе Магадане управляющие организации и ТСЖ обслуживают 1024 многоквартирных дома. В 2014 году управляющие организации произвели начисления собственникам жилых помещений за уборку дворовых территорий в сумме 76 миллионов рублей. Размер начислений в несколько раз превышает денежные средства, выделяемые МБУ г. Магадана «Комбинат зеленого хозяйства», который осуществляет механизированную уборку не только тротуаров и межквартальных проездов, но и дворовых территорий.

Не в этом ли кроется «обременительность» новых Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан»? Управляющие организации собирают с жителей города десятки миллионов рублей на уборку придомовых территорий. При этом они не желают исполнять свои обязанности по их уборке и надлежащему содержанию, перекладывая всю ответственность и расходы на мэрию города Магадана и городской бюджет.

В.И. МАНУЙЛОВ,
заместитель руководителя правового управления мэрии г. Магадана.

Автор:  В.И. МАНУЙЛОВ "Вечерний Магадан"









Колымские колонки