В последнее время ни один проект решения Магаданской городской Думы не вызывал такого пристального внимания со стороны общественных объединений, предпринимательского сообщества и граждан и не порождал столько дискуссий, в том числе в местных средствах массовой информации, как проект новых Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Магадан».
Так, в газете «Магаданская правда» за 27.01.2015 № 7 (20763) опубликована статья «Обременительные правила», в которой выражается сомнение в целесообразности принятия новых Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан», подвергается критике организация проведения публичных слушаний по данному вопросу, состоявшихся 15 января 2015 года.
Давайте разберемся, так ли уж обременительны новые Правила благоустройства. Кому они выгодны, а кому придется вспомнить о своих обязанностях, возложенных на них не только городскими муниципальными правовыми актами, но и федеральным законодательством.
Действующие Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» были утверждены Магаданской городской Думой в декабре 2006 года.
Необходимость принятия новых Правил благоустройства вызвана тем, что за прошедшие восемь лет существенно изменилось законодательство, в первую очередь жилищное, – обязанности по обслуживанию многоквартирных домов, содержанию и уборке придомовых территорий перешли от муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий к управляющим компаниям, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и не подчинены органам местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден минимальный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе по содержанию и уборке придомовых территорий,
В этой связи возникла необходимость выстраивания отношений мэрии города Магадана с управляющими организациями на новой основе, с учетом изменившегося Жилищного законодательства.
В июле 2014 года департаментом САТЭК мэрии города Магадана разработан проект Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан», учитывающий не только предложения рабочей группы, но и требования решения Магаданского городского суда от 4 июня 2013 года.
Во втором полугодии прошедшего года проект Правил благоустройства и содержания территории в ходе внутреннего согласования был доработан с учетом поступивших замечаний и предложений, в том числе от Магаданской городской Думы и прокуратуры города Магадана.
Уточненный проект Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» опубликован в газете «Вечерний Магадан» 18 декабря 2014 года, № 51. Он был также размещен 16 декабря 2014 года на официальном портале муниципального образования «Город Магадан» в рубрике «Городское хозяйство. Строительство».
Таким образом, мэрией города Магадана были созданы все необходимые и достаточные условия для заблаговременного ознакомления с проектом Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» всем заинтересованным предприятиям и организациям, общественным объединениям, жителям города Магадана.
15 января 2015 года состоялись публичные слушания по проекту Правил благоустройства и содержанию территории муниципального образования «Город Магадан», в которых приняли участие представители общественности города, региональных отделений политических партий и объединений, предприятий и организаций, в том числе управляющих организаций.
В связи с тем, что у участников публичных слушаний возник ряд вопросов, связанных с классификацией объектов благоустройства, определением порядка участия управляющих организаций в содержании территорий, прилегающих к многоквартирным домам, повышенными требованиями к производствам земляных работ, в мэрии города Магадана после публичный слушаний проведены встречи и совещания с представителями организаций, высказавшими критические замечания, в целях более полного и всестороннего учета их предложений.
Так, в период с 16 по 21 января 2015 года проведено совещание с руководителями и представителями юридических служб муниципальных унитарных предприятий Магадантеплосеть, Водоканал, а также рабочая встреча с экспертом регионального отделения Общероссийского народного фронта Гундориным В.Е.
Протокол публичных слушаний был опубликован в газете «Вечерний Магадан» 22 января 2015 года. Доработанный с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе публичных слушаний, проект Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» 23 января 2015 года внесен мэром города Магадана в Магаданскую городскую Думу.
Проект Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» предусматривает новые принципы участия собственников зданий, сооружений, управляющих организаций в благоустройстве прилегающих территорий. Определение границ придомовых территорий, если такой земельный участок не поставлен на кадастровый учет, будет осуществляться, в том числе, посредством заключения соглашений с управляющими организациями. Более тщательно проработан порядок производства земляных работ, выдачи разрешений на их производства, ужесточен контроль за сроками их выполнения. Уточнены требования к архитектурному облику городских зданий и сооружений, надлежащему содержанию контейнерных площадок и своевременному вывозу твердых бытовых отходов. Пересмотрены отдельные положения Правил благоустройства, касающиеся содержания строящихся объектов, инженерных сетей и воздушных линий, малых архитектурных форм, объектов наружного освещения. Появились новеллы, посвященные праздничному оформлению города, установке шлагбаумов и других средств, ограничивающих движение автомобильного транспорта, эвакуации разукомплектованного и брошенного автотранспорта.
Много критических замечаний вызвали положения проекта Правил благоустройства, регулирующие порядок содержания придомовых территорий, устанавливающие требования к внешнему облику фасадов многоквартирных домов и нежилых зданий. По мнению критиков, органы местного самоуправления не вправе устанавливать какие-либо требования в этой части к собственникам зданий, помещений, управляющих организаций.
С такими заявлениями нельзя согласиться. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Проект Правил благоустройства разработан в пределах компетенции органов местного самоуправления.
Обязанность содержать в надлежащем состоянии и проводить регулярную уборку дворовых территорий, прилегающих к многоквартирным домам, является обязанностью управляющих компаний, товариществ собственников жилья и др., которая вытекает не только из Правил благоустройства, но и из Жилищного кодекса РФ, постановлений Правительства Российской Федерации от 13. 08. 2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», от 3.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Какие-либо дополнительные обязанности по содержанию придомовых (дворовых) и прилегающих территорий, кроме тех, которые уже установлены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, проект Правил благоустройства не предусматривает.
В настоящее время большая часть земельных участков, на которых расположены дворовые территории, не поставлена на кадастровый учет. По мнению критиков проекта Правил благоустройства, отсутствие границ придомовых территорий, определенных в соответствии с требованиями законодательства о государственном кадастре недвижимости (кадастровый учет земельных участков) дает право управляющим компаниям и ТСЖ не исполнять обязанность по содержанию и уборке придомовых территорий.
Между тем, и суды общей юрисдикции, и арбитражный суд в судебных постановлениях неоднократно указывали, что данное обстоятельство не освобождает управляющие организации от обязанности по надлежащему содержанию придомовых (дворовых) территорий.
Следует отметить, что границы прилегающих к зданиям территорий, в том числе границы дворовых территорий, предусмотренные проектом Правил благоустройства, определяются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными приказом Минрегионразвития России от 27.12.2011 № 613. Единственное отличие от Методических рекомендаций заключается в том, что границы прилегающих территорий, подлежащих уборке, закрепляются за управляющими организациями не в принудительном порядке, а после заключения соответствующих соглашений.
Проект Правил благоустройства города Магадана по своему содержанию ничем не отличается от правил благоустройства городов Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Петропавловска-Камчатского и других. В отличие от них проект Правил благоустройства города Магадана более детализирован. Однако правила благоустройства Хабаровска и других городов предъявляют намного более жесткие требования к управляющим организациям, чем проект Правил благоустройства города Магадана.
Так почему же даже такой умеренный проект Правил благоустройства городского округа вызвал неудержимый шквал критики?
В структуре платы за жилищные услуги, которые предоставляются управляющими организациями собственникам жилых помещений, предусмотрена и плата за уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе механизированную уборку дворовых территорий. В городе Магадане управляющие организации и ТСЖ обслуживают 1024 многоквартирных дома. В 2014 году управляющие организации произвели начисления собственникам жилых помещений за уборку дворовых территорий в сумме 76 миллионов рублей. Размер начислений в несколько раз превышает денежные средства, выделяемые МБУ г. Магадана «Комбинат зеленого хозяйства», который осуществляет механизированную уборку не только тротуаров и межквартальных проездов, но и дворовых территорий.
Не в этом ли кроется «обременительность» новых Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан»? Управляющие организации собирают с жителей города десятки миллионов рублей на уборку придомовых территорий. При этом они не желают исполнять свои обязанности по их уборке и надлежащему содержанию, перекладывая всю ответственность и расходы на мэрию города Магадана и городской бюджет.
В.И. МАНУЙЛОВ,
заместитель руководителя правового управления мэрии г. Магадана.