Пропавшее золото КАЗа может сыграть с заводом недобрую шутку. Лишившись доверия горняков, он оказался на грани банкротства. Выстоит ли?
Концы в воду
Основанный в конце 90-х как инструмент поддержки колымских недропользователей (золото, сдаваемое на заводы других регионов, часто исчезало бесследно), сегодня КАЗ потерял в их глазах всякое доверие. Странно было бы, будь иначе. Свой законный аффинированный драгметалл недополучили в 2013 году 30 предприятий! Словно в воду канули 2 тонны золота и 16 тонн серебра!
Понятно, что не испарились они, а были украдены, хотя никаких внятных объяснений следствие до сих пор не дает. Вернее, вообще воздерживается от комментариев. Но у горняков есть и своя версия. «По моему мнению, - считает генеральный директор пострадавшего ООО «Полевая» Н. ДЕРЕЖЕНЕЦ, - была создана своего рода «золотая пирамида» - часть золота выводилась «налево», а недостача покрывалась новыми поступлениями. Эта схема должна была рухнуть рано или поздно - и она рухнула».
Пирамида рухнула, но с носом остались не только недропользователи, но и сам завод - мало теперь предприятий, готовых рискнуть своим добром. Еще год назад они грозились не сдавать золото на КАЗ, если им не возместят убытки. Золото им никто не вернул, и угроза стала реальностью.
Ноль доверия
«Недропользователи напуганы событиями на КАЗ, - говорит министр природных ресурсов по Магаданской области Владимир МИТЬКИН, - поэтому произошел их отток. В 2014 году на КАЗ сдали драгметалл 38 колымских недропользователей и 7 из Якутии. При этом около 80 предприятий, минуя КАЗ, сдали золото за пределами региона. Раньше же в ЦРС золото вывозили не более 12-15 предприятий!»
Николай Дереженец, например, предпочитает КАЗу Красноярский аффинажный завод, туда же, плюс на Приокский завод, сдает золото ОАО «Сусуманзолото», по-страдавшее больше других, - у них на КАЗе пропало 500 кг золота на 700 млн рублей! На тех заводах и расплачиваются вовремя, и пробу ставят более высокую.
В общем, объемы переработки на КАЗе упали на 65% по сравнению с 2013-м! «Руководство КАЗа подало заявление в арбитражный суд о признании завода банкротом», - подводит печальный итог В. Митькин.
Суд решит?
На грани банкротства, однако, провинившийся завод очутился не потому только, что лишился барыша. Не желающие терпеть явный беспредел, недропользователи защищают свои имущественные права в судах. И суды уже выносят вердикты в их пользу. «Обязательства завода превышают его активы», - констатирует В. Митькин. Иными словами, раздача долгов прямой дорогой ведет завод к разорению.
Судьбу КАЗа решит в конечном итоге арбитражный суд. Возможно, признает его банкротом, но не факт. Для самих недропользователей банкротство будет не самым лучшим исходом. По закону они кредиторы всего лишь третьей очереди, и пока она до них дойдет, вряд ли им какая копейка достанется.
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ