Протяженность Колымской трассы остается прежней, меняется качество, причем в положительную сторону.
Это становится возможным благодаря внедрению новых технологий, добросовестности подрядных организаций. В этом месяце на встрече с руководителями районных СМИ губернатор Владимир Печеный напомнил о задаче увеличения объемов строительства дорог, поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным. Пока же у «Колымы» есть реальный шанс изменить лицо посредством укрепления грунтов органическими вяжущими. Менее восьми лет потребуется для того, чтобы полностью ее обеспылить.
И все же начать, наверное, стоит с главного события, происшедшего в 2014 году: ФКУ Упрдор «Магадан» переехало в Анапу.
С ЦЕНТРОМ В ЯКУТИИ
- Причины переименования и передислокации в Анапу управления федеральных автомобильных дорог по Магаданской области прежде всего связаны с геополитическими изменениями в нашей стране, - говорит руководитель филиала в г. Магадане ФКУ Упрдор «Колыма» Сергей Кривошеин. - Напомню, 18 марта 2014 года в составе Российской Федерации путем присоединения образовано два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Надежное наземное транспортное сообщение с ними может быть осуществлено только по территории Украины, что на сегодня не представляется возможным ввиду политических отношений наших стран. Таким образом, Правительством РФ принято решение о строительстве мостового перехода через Керчинский пролив, который соединил бы Республику Крым с материковой частью России. Проанализировав экономическую ситуацию, проведя комплексный анализ подведомственных казенных учреждений, Федеральным дорожным агентством было решено перенести в Анапу ФКУ Упрдор «Магадан». На основании Приказа Росавтодора № 245 от 29.07.2014 года оно переименовано в ФКУ Упрдор «Тамань» с последующим перемещением в Анапу.
Как пояснил Сергей Алексеевич, на Черноморское побережье магаданское управление переместилось не только юридически, несколько наших специалистов также вошли в штат Упрдор «Тамань». А поскольку предстоящая стройка является уникальной, то подбор кадров идет тщательный, можно сказать, в масштабах РФ. В частности, руководителем ФКУ Упрдор «Тамань» назначен Александр Афанасьев, до этого возглавлявший ДСД «Владивосток», возводившую не так давно объекты дорожной инфраструктуры к саммиту АТР, в том числе и мост на остров Русский.
А как реорганизация закончилась здесь? В соответствии с распоряжением Росавтодора с 5 сентября 2014 года ФКУ Упрдор «Магадан» передало право оперативного управления на участок федеральной автомобильной дороги «Колыма», проходящий по территории Магаданской области, федеральному казенному учреждению Упрдор «Колыма», расположенному в с. Теплый Ключ Республики Саха (Якутия). А для оперативного решения вопросов, связанных с функционированием и развитием дорожного хозяйства в нашем регионе, создан филиал.
- Данная реорганизация для пользователей федеральной автомобильной дороги «Колыма», проходящей по территории Магаданской области, никаких негативных последствий не несет, - отмечает руководитель магаданского филиала Упрдор «Колыма». - Более того, они ее даже не заметили. Что касается подрядных организаций, осуществляющих дорожную деятельность на федеральной автодороге, для них также, кроме заказчика, который теперь находится в соседней республике, ничего не изменилось. Удаленность не влияет на заключение государственных контрактов, поскольку все заказы на выполнение дорожных работ проходят в форме электронных торгов, а контракты подписываются электронно-цифровой подписью.
Впрочем, единственное изменение все-таки есть: поменялся номер телефона круглосуточной диспетчерской службы управления, которая также находится за пределами Магаданской области. Теперь для получения информации надо звонить на номер 8-411-532-41-11. Как заверил Сергей Кривошеин, ее достоверность от расположения службы не зависит, поскольку диспетчер получает все данные от диспетчерских служб подрядных организаций.
Реорганизация, которая проходила в течение трех осенних месяцев, значительного влияния на ход дорожных работ не оказала. Единственное - небольшие сложности возникли при передаче лимитов бюджетных обязательств по оплате действующих контрактов. Но все в короткий срок было урегулировано, и подрядные организации получили деньги за выполненные работы в полном объеме. Общая сумма составила более 1,2 млрд. рублей.
СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
В целях повышения уровня безопасности дорожного движения особое внимание в управлении уделяется проблеме запыленности автомобильной дороги в незимний период.
- Сегодня одной из серьезных проблем ФАД «Колыма» является запыленность, что снижает уровень безопасности дорожного движения. Самый лучший вариант, к которому мы скоро, надеюсь, придем, - реконструкция с устройством капитального покрытия. Росавтодор вкладывает большие средства в реализацию этой перспективы. Работа ведется маршрутно со стороны Якутска. Конечно же, до того как реконструкция автодороги начнется на территории Магаданской области, пройдет какое-то время. Поэтому сейчас выбран более дешевый метод обеспыливания. И здесь одной из прогрессивных технологий является стабилизация грунта путем смешения на дороге с добавлением битума и цемента, - говорит Сергей Кривошеин.
На территории области, а именно в районе Сусумана, опыт такой стабилизации с использованием техники, позволяющей производить большой объем работ, является новаторским. Но по некоторым причинам окончательная сдача объекта получила отсрочку.
- В связи с возникшей сложностью по передаче лимитов бюджетных обязательств, а также ввиду затянувшихся сроков дорожных работ, - комментирует Сергей Кривошеин, - объект был предъявлен к приемке, когда уже лежал устойчивый снежный покров и достоверно определить качество выполненных работ было невозможно. Поэтому оценка перенесена на весну. Если технология оправдает ожидания, то таким образом до 100 км дороги в год можно обеспыливать.
НЕПРОСТО, НО РЕЗУЛЬТАТИВНО
Как сообщил Сергей Кривошеин, в 2014 году после капитального ремонта введены в эксплуатацию два участка ФАД «Колыма» общей протяженностью порядка 4,5 км, а также 6 водопропускных труб.
На объектах капитального ремонта автомобильной дороги внедрено инновационное устройство покрытия капитального типа из щебеночно-мастичной смеси (район перевала Карамкенский - 1 км, район п. Хасын - 3,5 км), что позволит повысить устойчивость к разрушениям от транспортного потока и климатическим условиям, а также обеспечить высокий, стабильный коэффициент сцепления.
В рамках программы ремонта в минувшем году отремонтировано 4 участка автомобильной дороги общей протяженностью 24,7 км и 4 моста общей протяженностью 92,75 пог. м (через ручьи Тахсы, Порфировый, Последний и реку Мякит). Кстати, при ремонте моста через Мякит также внедрена инновация - осуществлено покрытие из фибробетона (с полипропиленовой фиброй) толщиной 120 мм, что обеспечит высокие показатели прочности на растяжение, изгиб, срез, ударной и усталостной прочности, а также продлит срок службы покрытия.
В 2014 году были тяжелые погодные условия, сильные дожди нередко мешали плановому выполнению работ. Кроме того, в июле ввиду обильных осадков на территории области объявлялась чрезвычайная ситуация. Подрядные организации были вынуждены направить значительные силы на ликвидацию последствий паводков. Но, как отмечает Сергей Алексеевич, на ФАД «Колыма» перерывов в движении в связи с ЧС фактически не было. На данный момент ФКУ Упрдор «Колыма» внеплановые затраты, понесенные подрядными организациями, компенсировало в полном объеме: выделено порядка 24 млн. рублей дополнительных средств.
При этом работы велись и по восстановлению разрушений в 2013 году. Тогда после прохождения паводков наиболее пострадавшие участки было решено восстанавливать в три этапа.
- Работа по первому этапу ликвидации последствий паводка 2013 года проведена в полном объеме, - рассказывает Сергей Кривошеин. - По второму этапу в 2014 году задание также выполнено в полном объеме. В частности, мост через ручей Порфировый - это паводковый участок. Максимально пострадавшим является участок в районе Ягодного (1510 - 1536 км). Данный объект включен в программу реконструкции, выделены средства на проведение проектно-изыскательских работ. Плановая дата завершения составления проектной документации - 2016 год. Тогда же начнется реконструкция участка.
Таким образом, программа 2014 года выполнена в 100 %-ном объеме включая услуги и работы по содержанию федеральной дороги и искусственных сооружений на ней.
Заказчиком работ по реконструкции федеральной автомобильной дороги «Колыма» является ФКУ ДСД «Дальний Восток». В 2014 году закончена реконструкция участка в районе поворота в п. Омсукчан протяженностью 14,7 км. Введен в эксплуатацию мостовой переход через реку Колыму протяженностью 417,8 пог. м. В 2015-м начнутся работы по реконструкции участка автодороги в районе п. Атка протяженностью 10,1 км.
В 2016 году будет начата реконструкция трех мостовых переходов через ручьи Пахомыч, Раздельный, реку Левая Хета общей протяженностью 185,3 пог. м. Но, как сообщил Сергей Алексеевич, сейчас с ФКУ ДСД «Дальний Восток» активно ведутся переговоры о том, чтобы реконструкцию по возможности начать в этом году.
О БУДУЩЕМ В ПОЛСЛОВА
Что касается работы филиала, в соответствии с предварительными проектировками в 2015 году планируется отремонтировать 65,5 км автодороги, в том числе участки с капитальным типом покрытия в районе п. Уптар и Ягодное, произвести ремонт трех мостов: через реку Дебин, ручьи Разведчик, Аккорд и начать ремонт моста через реку Нижний Оротукан. В рамках капитального ремонта автомобильных дорог планируется осуществить капремонт 3,640 км автодороги в районе перевала Карамкенский и начать таковой участка автомобильной дороги между п. Сокол и Стекольный.
В настоящее время все планы на 2015 год находятся на согласовании в Федеральном дорожном агентстве, но из-за экономической нестабильности они могут быть подвергнуты корректировке. Точные сведения об объемах дорожных работ на 2015 год будут известны после доведения до управления лимитов бюджетных обязательств, то есть в начале февраля.
В случае согласования программы дорожных работ в 100 %-ном объеме от запланированного финансирование в 2015 году будет увеличено по отношению к 2014-му на 66 %. Это неплохое начало, а более подробно о дорожных работах можно будет сказать ближе к лету, а тогда и вовсе увидеть все воочию.
Автор: Глеб Бояркин.