И хотя времена, когда обслуживающие компании занимались исключительно штамповкой квитанций на оплату, прошли, проблемы остаются.
Это является предметом беспокойства, недовольства жителей, которые зачастую не знают, за что платят, как расходуются их средства, куда они уходят. Чтобы сферой ЖКХ руководили не сомнительные дельцы, а квалифицированные специалисты, Министерство строительства и ЖКХ РФ решило провести тестирование должностных лиц в рамках лицензирования обслуживающих организаций. С 23 декабря 2014 года в Магадане его осуществляет специально созданная Государственной жилищной инспекцией Магаданской области комиссия.
100 ВОПРОСОВ - 100 ОТВЕТОВ
По словам главного государственного жилищного инспектора Магаданской области Василия Кравцива, до 10 февраля аттестацию должны пройти руководители 48 управляющих компаний региона. Для того чтобы получить документ, дающий, в свою очередь, право на получение лицензии, необходимо ответить на 86 вопросов теста из 100. Первым успешно прошли тестирование руководители ООО «Обслуживающая организация города Магадана», ГУК «РЭУ-3» и «Жилсервис». Своими впечатлениями поделился генеральный директор «Обслуживающей организации города Магадана» Сергей Зюбин, который ответил на 96 вопросов из 100:
- Вопросы толковые, видно, что их готовили профессионалы в сфере ЖКХ. Они касаются конструктива жилого дома, его износа, организации работы аварийной службы, уборки подъездов, текущего и капитального ремонтов и многого другого. Я и два моих ведущих специалиста без запинки ответили на все из них. Исключением стали вопросы, которые касаются электроснабжения домов. К сожалению, мы пока не занимаемся этой сферой.
ЧТОБЫ ТОРМОШИЛ ОСТАЛЬНЫХ
- Большинство собственников жилья инертны, замыкаются в рамках собственной квартиры… Как можно таких активизировать?
- Мы ищем и находим активных собственников жилья. И поверьте моему опыту, в каждом доме такие есть. Как показывает практика, порой достаточно одного активного жильца, чтобы тот тормошил остальных, организовывал собрания. Еще лучше, когда организован совет дома, куда входит несколько активных жильцов. Как правило, работа в таких домах по благоустройству подъездов, прилегающей территории идет еще быстрее.
- Красивый холл в доме по ул. Набережной реки Магаданки, 5 - это рекламный ход вашей компании или такое будет во всех остальных домах, которые вы обслуживаете?
- Это не рекламный ход, а вектор, по которому мы развиваемся. Вы сами видели, во что превратился после пожара подъезд в доме по ул. Арманской, 41. На собрании, которое организовали собственники жилья, мы представили смету ремонта. Обсудили, проголосовали «за» практически единогласно.
Сегодня этот подъезд и не узнать. Вообще мы решили полностью отказаться от старомодной побелки и покраски, которые традиционно применяются во время ремонта подъездов. Если разбито старое окно, стремимся установить новое пластиковое. Надо, чтобы было красиво, прочно и на десятилетия. Современный ремонт в качестве тестирования мы пока сделали в трех домах. Нам важно знать, какой из отделочных материалов окажется практичнее и долговечнее. Уже стало очевидным, что лучше всего себя показала текстурная штукатурка, которую можно красить несколько раз. Она красива и долговечна.
КАПРЕМОНТ ПО АДРЕСУ
- Вы создали свою систему адресного капремонта, когда жильцы точно знают, сколько надо собрать средств для ремонта текущей крыши или межпанельных швов. И как показала практика, такая система оказалась работоспособной. Интересно знать ваше мнение по поводу областного фонда капитального ремонта, куда мы все вносим платежи.
- Как у руководителя управляющей компании, который болеет за своих собственников, у меня по этому поводу сформировалось собственное мнение. Не так давно я встретился с руководителем некоммерческого фонда капитального ремонта Магаданской области Антоном Семеновым и предложил ему каждые 3 месяца совместно проверять состояние лицевого счета домов. На собранные средства проводить мероприятия по улучшению мест общего пользования - ремонтировать подъезды, фасады, текущие крыши. И нашел поддержку. Таким образом, часть средств будет накапливаться в фонде, а другая использоваться для капитального ремонта, который нужен сейчас. Тем более что устав фонда это допускает. Если это будет происходить, нам удастся выполнить главную задачу - привести в надлежащий вид обветшавшие дома.
- По каким тарифам работаете и как они формируются?
- Мы работаем в рамках тарифов, установленных мэрией г. Магадана. Но, признаюсь, их едва хватает, чтобы обеспечить качественное обслуживание домов. В наступившем, 2015 году решили установить в трех домах экспериментальный тариф, который бы позволял производить более широкий спектр ремонта и обслуживания. Однако резко взлетевший курс доллара и евро по отношению к рублю заставил нас взять паузу. Спрашиваете при чем здесь валюта? Дело в том, что практически все строительные материалы, которые применяются для текущего ремонта, импортного производства. Например, в декабре прошлого года мы приобрели партию полипропиленовых труб в Москве по одной цене, а сегодня она в полтора раза выше, топливо выросло с 38 до 44 рублей за литр. Словом, тратим средства на топливо, материалы, оборудование, а тариф стоит на месте. Мы стараемся удержаться в рамках этого формата и не допустить провалов в работе. Понимая, что первый квартал нового года будет крайне тяжелым, я обратился с письмом в мэрию г. Магадана, чтобы нам оказали поддержку. Любую - прямую, косвенную. Она необходима нам для того, чтобы удержать тариф на прежнем уровне.
«СВОИ ДВОРЫ БУДЕМ ЧИСТИТЬ САМИ»
- А теперь о самом наболевшем - уборке дворовых территорий. С наступлением зимы в областном центре ребром встает вопрос: кто должен чистить - управляющие компании или КЗХ? Пока обе стороны занимаются перекладыванием функций друг на друга, количество получивших травму в гололед с каждым днем только увеличивается. Как вы для себя решили эту проблему?
- Мы не стали ни с кем спорить и доказывать свою правоту. Просто взяли и забрали прилегающие дворовые территории себе. Городским властям так и сказал - свои дворы будем чистить сами. У меня есть деловое соглашение с одной известной компанией, у которой наши слесари обслуживают базу - ремонтируют систему водовода, канализацию. Те в случае необходимости в рамках взаимозачета услуг выделяют 3 - 4 трактора. Например, дворы домов по ул. Зайцева, которые недавно перешли в нашу компанию, отродясь не чистились. После того как я дважды направил туда технику, люди нарадоваться не могут чистоте и порядку. В декабре прошлого года мы потратили около 200 тысяч рублей на расчистку дворовых территорий, которые обслуживает наша компания. У нас уже есть малая техника в виде снегоуборщиков, в перспективе намерены приобрести более мощные тракторы и погрузчики. Вообще, я считаю, что все в управляющей компании должно быть свое - от техники для расчистки дворов до строительных материалов для ремонтов подъездов и фасадов. Я уже не говорю о нашей аварийной и диспетчерской службе, которую у себя организовали. Только так можно добиться высокого качества обслуживания жилых домов. Другого пути просто нет. Зависимость от кого-либо - прямой путь к банкротству.
ПРИВЕТСТВУЮТ ИНИЦИАТИВУ
- Силами только КЗХ очистить дворы областного центра физически невозможно, - считает заместитель мэра г. Магадана Александр Малошевский. - Да и средств из городской казны требуется огромное количество. Поэтому мэрия приветствует инициативу тех управляющих компаний, которые начали сами проводить механизированную уборку дворовых территорий. Помимо «Обслуживающей организации города Магадана», очистку дворов проводит «Жилсервис», на очереди «Надежда» и «Уютный дом», которые приобрели снегоуборочную технику.
Однако сейчас руководителям управляющих компаний явно не до механической уборки дворов. Тем более что чистить пока нечего, снега в Магадане выпало мало. Тестирование, получение квалификационных аттестатов - вот что их сейчас больше всего волнует. Ведь если не получишь аттестат, не видать и лицензии, дающей право на управление и обслуживание многоквартирными домами. Здесь всех превзошла руководитель ООО «ГУК «РЭУ-3» Наталья Коротоношкина, которая ответила на все 100 вопросов из 100. Поработав немного в проектном институте, она всю жизнь трудится в коммунальной сфере, знает все от «а» до «я». Начинала техником-смотрителем жилищной конторы объединения «Северовостокзолото», сегодня руководит управляющей компанией.
- Да я не одна такая, - говорит Наталья Коротоношкина. - На все 100 вопросов успешно ответил ведущий специалист «Жилсервиса» Антон Галькин. Они касаются отопления, водоснабжения, перепада температур, обслуживания. По поводу механизированной уборки дворов у меня и многих других руководителей управляющих компаний принципиальная позиция - беречь квартплату, которая рассчитана только на содержание домов. Мы же не в Сочи живем, где снегопад - редкое явление, а в Магадане. Столько снега мы не в состоянии вывезти. А если начнем это делать, то не в впишемся в тариф.
ОТЛИЧНИКИ
Своим мнением по поводу уборки дворовых территорий поделился руководитель управляющей компании «Жилсервис» Максим Малахов, который во время тестирования ответил на 98 вопросов из 100, показав твердые знания по жилищному законодательству, санитарным нормам, обслуживанию многоэтажных домов.
- Когда возникает необходимость в механизированной уборке дворовых территорий, на КЗХ не киваем, а нанимаем стороннюю организацию, - пояснил он. - Своей техники у нас пока нет. Настоящим испытанием для нас стала прошлогодняя зима, когда в Магадане выпало много снега. Но ничего, справились. В начале этого года осадков мало, но думаю, сюрпризы погоды нас ждут впереди. Пока занимаемся подсыпкой во дворах, чтобы люди не падали в гололед.
НЕ СДАЛИ…
- На сегодняшний день протестированы 11 управляющих компаний города, - рассказала и. о. руководителя Государственной жилищной инспекции Магаданской области Светлана Казакова. - Это только областной центр. Пока никто из руководителей управляющих компаний из районов к нам не приезжал. Из всех участников тестирование не прошли только двое. Озвучивать фамилии пока не буду, так как количество попыток пересдачи не ограничено. Причем бесплатно. Приказом Минстроя № 789 утвержден блок из 200 вопросов. При тестировании в произвольной форме нам дали право выбрать 100. Как правило, управляющую компанию представляют ее руководитель и ведущий специалист, который может заменить его в случае ухода директора в отпуск или на больничный. Например, от ООО «РЭУ-6» было три человека. Двое сдали, один нет. Успешное тестирование дает право на получение квалификационного аттестата и лицензии на право управления многоквартирными домами. Для нас крайне важно, чтобы обслуживанием жилищного фонда в областном центре и трассовских поселках занимались исключительно профессионалы.
Автор: Виталий Холоимов