Визит в регион первого заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Осипова в первую очередь касался участия области в программе создания территорий опережающего развития. Именно ТОРы, по мысли правительства, должны стать точками роста, которые потянут вверх качество жизни населения всего региона.
Как обустроить Дальний Восток
- На Дальнем Востоке, где не хватает в первую очередь инфраструктуры, вести какую-либо промышленную деятельность тяжело: выше издержки, выше заработная плата, покупательная способность одного рубля гораздо ниже, чем в европейской части России. При этом здесь не решены многие социальные проблемы - где-то плохой жилищный фонд, где-то социальных объектов не хватает. Суть территорий опережающего развития в том, чтобы с приоритетом не субсидируемой, конкурентоспособной экономической деятельности создать все условия для реализации инвестиционных проектов, которые дадут людям хорошую заработную плату, рабочие места, уверенность в будущем, при этом обеспечат современный архитектурный облик городу, обеспечат социальными объектами.
Важно сейчас найти территории, где такая деятельность наиболее эффективна и рациональна, и обеспечить их инфраструктурой. Причем проекты должны быстро окупаться. Для этого необходимо определенное налоговое стимулирование - снижение административного барьера, упрощение административных процедур и так далее. И к этому должны примкнуть определенные возможности государства по преданию современных градостроительных свойств этой территории, обеспечению социальными объектами.
Время - деньги
- В ТОРах локомотивом должен выступать частный бизнес. И мы хотим это реализовать. Нужно упрощать, ускорять процедуры согласования для тех, кто хочет по-строить производство. Людям нужно дать хорошую современную работу и зарплату. Если говорить об арктических или северных провинциях, к примеру, Северной Америки, там зарплата выше в 3-4 раза. Но там выработка на одного человека от миллиона долларов, а по нашей статистике - по 540 тысяч в год на человека. О какой заработной плате может идти речь в промышленном производстве, если там такая выручка!
И дело не в том, что человек плохо работает - условия труда и технологии на его рабочем месте, то что называлось раньше фондоемкостью, крайне низки. 1300 тонн в среднем на человека выработка обогатительных фабрик у некоторых конкурентов, а у нас - почти в 30 раз меньше. И у них это происходит вследствие хороших условий для инвестирования и высокого уровня конкуренции. А у нас десятилетиями проекты только обсуждаются. Я беру постановление 1987 года о комплексном плане развития Дальнего Востока СССР и читаю обо всем том, что мы до сих пор решаем.
Если бы Наталкинское месторождение было реализовано в проектной части в тот период, когда золото стоило гораздо дороже, то у нас в любом случае эта фабрика сейчас бы работала. А так как сейчас она проинвестирована не до конца, то в нынешних условиях уже никто не будет ее достраивать.
Реальность или утопия?
- Сейчас наша проблема и задача - в крайне невысокой по плотности населения экономике Магаданской области найти и сверстать территорию опережающего развития. И чтоб она была не выдуманной концептуальной утопией, а экономически самовоспроизводящимся механизмом, с разумными инвесторами, обладающими деньгами, умеющими управлять своими проектами.
Необходимо разумно рассчитать, какие нужны режимы, сколько нужно денег на инфраструктуру, а потом еще и проектно с этим справиться. Вот если у нас получится совместно с областным правительством и инвесторами, которые испытывают к региону интерес, найти эти точки, тогда ТОРы будут реализованы. Но риск абсолютно точно есть.
Перспектива есть
- Мы можем рассматривать проект по агропромышленным видам деятельности как возможную ТОР, но на территории особой экономической зоны мы можем его создать только как агропромышленный парк. То есть внутренне мы можем считать этот проект ТОРом, но будет он работать по упрощенным режимам ОЭЗ, и инфраструктурную поддержку получит именно как агропромышленный индустриальный парк.
Думаем о том, чтобы Яно-Колымскую золоторудную провинцию поддержать как крупный проект. Но сейчас она не совсем соответствует формулам закона. Есть мысли назвать ТОРом одно из муниципальных образований региона. Проекты есть, но их нужно глубоко и детально прорабатывать, в первую очередь с точки зрения инвестиционного спроса - насколько они все- таки сверстываются как комплексный проект.
При этом мы не отказываемся от использования других механизмов поддержки. У нас есть региональные инвестиционные проекты, для которых есть льготы; есть поддержка инвестпроектов через создание инфраструктуры для них; есть федеральная целевая программа, в рамках которой мы можем создавать капитальные объекты, и это является одним из ключевых способов поддержки инвестиционного проекта. Что нужно инвестпроекту? Чтобы для него была площадка и инфраструктура. И мы можем помогать ее создавать.
Но в регионе есть задел по ТОРам, есть ряд интересных инвестпроектов, которые по масштабам сопоставимы с территориями опережающего развития и которые мы планируем поддержать.
Любовь КРИВОНОС