Обеспечить незаселенные, «безжизненные» территории Магаданской области сервисом и устойчивой сотовой связью в одиночку сегодня предпринимательству не по силам и не по карману.
Нередко нам приходится куда-нибудь выезжать, бывать в разных городах, переезжать на автотранспорте из одного населенного пункта в другой,
и даже в качестве пассажиров, чего уж говорить о водителях, мы даем оценку состояния дорог в том или ином регионе. По сути, дороги, будь они федеральные, региональные или муниципальные, являются экономическим показателем благополучия той или иной территории, в какой-то мере ее лицом.
Проблема качества дорог поднимается постоянно начиная с 90-х годов, когда практически сошло на нет финансирование работ по содержанию и ремонтам. Как видно из сказанного Президентом РФ В. В. Путиным на недавнем заседании Госсовета в Новосибирске, актуальной она остается и по сей день. Но понятия качества, комфорта, безопасности не могут ограничиваться лишь полосой, что пролегает между обочинами. Губернатор Магаданской области Владимир Печеный весной этого года провел совещание, главной темой которого было создание дорожного сервиса.
- Колымская трасса, будь то участок дороги регионального или федерального значения, совершенно не обеспечена инфраструктурой. Связи нет, отдохнуть негде, придорожный сервис в виде кафе-избушек можно назвать сервисом только условно - все устарело, все из прошлого века. Мы же обязаны создать такую инфраструктуру вокруг дорожной сети, чтобы у колымчан была возможность остановиться на отдых в комфортном придорожном комплексе, - отметил глава территории.
И тогда, и сегодня Владимир Печеный затрагивает еще один из аспектов, обеспечивающих бе-зопасность, оперативное реагирование на ДТП, различные ЧС, - это связь.
- Актуален вопрос оперативности оказания помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, поскольку в Магаданской области расстояние между населенными пунктами может составлять сотни километров, морозы опускаются за 50 градусов, а дороги и перевалы часто переметает. Пострадавшим на таком участке дороги необходимы связь и уверенность в том, что помощь к ним прибудет в кратчайшие сроки, - говорит он.
Федеральная автодорога «Колыма» - сегодня это единственная транспортная артерия, связывающая Магаданскую область с соседней Республикой Саха (Якутия). Об имеющемся придорожном сервисе на участке ФАД «Колыма», проходящем по территории Магаданской области, о том, насколько он сегодня соответствует нормативным требованиям, какая работа проводится по его улучшению, рассказывает руководитель филиала ФКУ Упрдор «Колыма» в г. Магадане Сергей Кривошеин.
- Сегодня на участке автодороги федерального значения Р-504 «Колыма», проходящем по территории Магаданской области, насчитывается 12 объектов дорожного сервиса, тех, что находятся непосредственно в придорожной полосе. Из них пункты питания в п. Ларюковая, Атка, Карамкен, Палатка и г. Магадане. Помимо этого, есть еще объекты питания, расположенные на территории муниципальных образований, - говорит Сергей Алексеевич. - Автозаправочные станции расположены в г. Сусумане, п. Ягодное, Оротукан, Атка, Палатка, Сокол. Из станций техобслуживания зарегистрирован только «Шиномонтаж» в Соколе. Станции ТО, не входящие в придорожную полосу, имеются в населенных пунктах, расположенных на ФАД «Колыма». На протяжении 834 км 40 площадок отдыха (это количество соответствует нормативу). В первую очередь наиболее посещаемые пользователями автодороги стоянки оборудуются биотуалетами и беседками. В текущем году оборудовано 11 площадок отдыха. Работа в этом направлении продолжится и в следующем году. Что касается названных объектов дорожного сервиса, то для обеспечения комфортного и безопасного проезда по ФАД «Колыма» такого количества объектов явно недостаточно. Согласно существующим нормативам на автодороге III категории пункты общественного питания, автозаправочные станции, станции ТО должны располагаться через каждые 100 км. Для дороги IV категории, а из 834 «магаданских» километров это порядка 60 процентов, расстояние должно составлять 150 км. На отрезках Сусуман - Ягодное - Оротукан и Атка - Магадан расположение АЗС соответствует требованиям. Но есть и участки с большим разрывом между объектами дорожного сервиса, как по пунктам общественного питания, так и по автозаправкам, например, от Оротукана до Атки (порядка 200 км) и от Сусумана до границы с Якутией (порядка 205 км). Улучшить ситуацию с обустройством придорожной инфраструктуры ФАД «Колыма» может только участие малого и среднего бизнеса. В сферу деятельности Упрдора не входит оборудование автодорог объектами дорожного сервиса. Росавтодор и, в частности, ФКУ Упрдор «Колыма» согласовывает размещение объектов с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения. Здесь учитываются многие факторы, например, чтобы объекты дорожного сервиса не ограничивали видимость, должным образом были оборудованы съездами, запроектированы и устроены необходимые разгонно-тормозные полосы. К сожалению, из-за низкой плотности населения на протяжении ФАД «Колыма» здесь эта сфера бизнесу непривлекательна. Кроме того, барьером является и долгая процедура согласования разрешительной документации на строительство объектов дорожного сервиса. Учитывая необходимость обеспечения электроэнергией, горячей и холодной водой, объекты сервиса будут располагаться прежде всего в пределах населенных пунктов. В этом состоит проблема обеспечения сервисом участка ФАД от Атки до Оротукана. Но, если выйти за границы Магаданской области, могу сказать, что проблема дорожного сервиса присуща всем дорогам Российской Федерации. Проведенный недавно Росавтодором анализ говорит о том, что на автодорогах федерального значения дорожный сервис не отвечает реальным потребностям участников дорожного движения. И основным фактором этого так же, как и в нашей области, является неравномерная заселенность той или иной территории. Аналогичная нашей ситуация складывается во всем Дальневосточном федеральном округе, - сообщает Сергей Кривошеин.
По его словам, сейчас решение данного вопроса прорабатывается Росавтодором. Так, дорожным агентством совместно с общероссийской общественной организацией «Опора России» разработана концепция развития дорожного сервиса. Понятно, только лишь усилий малого и среднего бизнеса здесь будет недостаточно. Поэтому в рамках государственно-частного партнерства Росавтодор готов оказывать содействие по присоединению объектов сервиса к автодорогам. Концепция весной текущего года прошла публичные слушания и в настоящее время находится на рассмотрении в Министерстве транспорта РФ.
Если говорить об обеспечении ФАД «Колыма» сотовой связью, это уже должно стать плодом совместной работы энергетиков, связистов, Правительства Магаданской области. Участие Упрдора обусловлено местом установки базовых станций связи, то есть дорожники подключатся в том случае, если таковая станция будет устанавливаться в полосе отвода.
Итак, очевидно, что, обеспечив сервисом и сотовой связью незаселенные территории, Магаданская область населением не прирастет. Вряд ли внедрение связи увеличит и интенсивность движения на ФАД «Колыма». И все же реализация этой идеи является прогрессивным подходом к развитию экономики региона. Традиционно сначала появляется производство, постепенно оно обрастает инфраструктурой, со временем улучшаются условия жизни и труда. В данном случае все идет наперекор традициям, а именно создаются комфортные условия для жизни и работы до начала реализации крупных проектов по строительству и добыче полезных ископаемых, что, несомненно, станет еще более привлекательным условием для инвесторов, в том числе и зарубежных компаний.
Глеб Бояркин.