Каждый год в последнее воскресенье октября в нашей стране отмечается День автомобилиста. Современное название этого праздника – «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта». За последнее время количество автомобилистов увеличилось в разы. Эта заметка о работе водителей общественного транспорта на примере одного из них.
Мой выбор пал на маршрутный автобус № 5 (Магадан – Снежная Долина – Магадан). Подошла на конечной остановке «Цветы» к водителю автобуса Сичкарю Юрию Владимировичу и попросилась к нему в попутчики. На мою просьбу он любезно согласился, и мы поехали.
На городских остановках никто не выходил, пассажиры постепенно заполняли салон. Обратила внимание, насколько непросто было водителю на своём громоздком автобусе маневрировать среди плотного потока автомобилей. Но он проявлял чёткую реакцию и внимание к дорожным ситуациям, что говорило о его профессионализме и опыте.
За городом машин было не так много и спокойная обстановка располагала к разговору. Оказалось, что Юрий Владимирович объездил почти полмира. Родился на севере Казахстана, долг Родине отдал на Урале, после армии жил и работал на Донбассе, а оттуда переехал на Дальний Восток, где побывал почти во всех городах.
Водителем Юрий Владимирович работает с 1981 года. Как он сам говорит: «вся жизнь на колёсах».
На одной из остановок в автобус вошёл подвыпивший молодой человек, и спокойная атмосфера в салоне сразу была нарушена. Постучав в окошко, через которое пассажиры оплачивают проезд, парень потребовал, чтобы водитель остановил автобус не на остановке, а раньше, где ему будет удобно. На все объяснения, что это запрещено по правилам дорожного движения и, вообще может привести к аварии, молодой человек только злился. Юрий Владимирович последовательно и спокойно объяснял парню, что остановиться не сможет и в какой-то момент дебошир сдался.
И я отметила, что мастерство водителя автобуса заключается не только в умении водить автотранспорт, но и в способности не дать развиться конфликтной ситуации, из-за которой могут пострадать пассажиры.
На этом примере я поняла, как много проблем может возникнуть у водителя во время рейса и как, не понимая этого, мы дёргаем его своими претензиями. А от эмоционального состояния водителя зависит его реакция в сложной ситуации и, в конечном итоге, наша жизнь.
За городом не все водители придерживаются скоростного режима, и это ещё больше осложняет работу, а непредсказуемость ситуации на дороге заставляет водителя на протяжении всего маршрута быть в напряжении.
На конечной остановке «Снежная долина», пока садились пассажиры, у Юрия Владимировича появилось несколько минут для отдыха.
– В пути может произойти всё что угодно, Вам кто-нибудь помогал в трудной ситуации?
- На то он и Дальний Восток. Ты кому-то помог, тебе помогли. На дороге без этого нельзя. У меня сломалась машина, и я ночевал неделю в тайге под Дальнегорском. Люди помогли не замёрзнуть, выжить. Кто продукты привозил, кто дрова и печку. А здесь не было ничего особенного. Всё буднично. «Шоферская жизнь такая»: сегодня ты едешь, завтра тебя везут или ты везёшь.
Я проехала с Юрием Владимировичем всего два часа из его каждодневной работы и поняла, насколько она сложна. Каждый день в пять часов утра он уже должен быть на работе. А впереди ему предстоит целый день находиться в физическом и эмоциональном напряжении, неся огромную ответственность за жизни пассажиров.
И, несмотря на это, он и его коллеги выходят на маршрут, помогая своим пассажирам вовремя приехать на работу или учёбу.
Прощаясь с Юрием Владимировичем, я пожелала ему вежливых пассажиров, поменьше экстремальных ситуаций, крепкого здоровья и хорошего настроения.
С праздником, уважаемые водители!
Елена КУХТИНА