От Севера спасенья нет!


«День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? »

Олег Куваев

В Магадане 12 августа отметили юбилей Олега Куваева, знаковой личности Крайнего Северо-Востока России, писателя-геолога. Название главного произведения всей его жизни - романа «Территория» - стало синонимом Магаданской области и закрепилось в высоких кабинетах Кремля. «Территория» для нас - символ той самой романтики, что позвала в северные края сотни прекрасных специалистов важнейших отраслей экономики. Его произведение не было связано с ГУЛАГом. Но как же он был привязан к Северу, земле, пропитанной золотом и слезами людей, что осваивали Чукотку и Колыму! Олег Михайлович увидел нашу территорию перспективной, с достойным будущим и людьми, для которых самое главное - труд, дело на благо страны. По признанию писателя, его роман - это «история о людях, для которых работа стала религией со всеми вытекающими отсюда последствиями: кодексом порядочности, жестокостью, максимализмом и божьим светом в душе». В 1977 году произведение было отмечено как лучшее о рабочем классе. Так и есть. Для геологов и золотодобытчиков, полярников, племени людей, имя которым романтики, «Территория» остается настольной книгой.

Со дня рождения Олега Михайловича прошло 80 лет. Cейчас невозможно представить нашу область без упоминания его имени. На Северо-Востоке зародился и достиг вершины писательский талант геолога О. Куваева. В наши края он прибыл в 1957 году, начинал в Певеке в Чаунской экспедиции, исследовал острова Айон и Врангеля, гряду Новосибирских, которые разбросаны, как шутят геологи, по южному побережью Северного Ледовитого океана. Там Олег Михайлович и встретится со стариком Кьяе и Чинковым, Баклаковым, бичами Куценко, Салаховым, Кефиром, другими персонажами знаменитого романа. Друзья О. Куваева говорили, что на его полке всегда стояли книги Майн Рида и Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя и Джека Лондона, русская классика, труды путешественников и исследователей севера, различная литература по геологии. Над его кроватью в общежитии висела карта СССР, локти упирались в Северо-Восток, его он и выбрал местом распределения по окончании вуза.

Вы видите один из ранних снимков автора «Территории». Он 1941 года, в ту пору писателю было всего 7 лет. На редких фотографиях глаза Олега Михайловича излучают радость, в основном они грустные. Такое ощущение, будто он смотрит прямо в душу. Разглядывая снимки, запечатлевшие его в разные годы, не покидает чувство, что он словно прощается с нами. О. Куваев ушел на взлете своего таланта в 40 лет весной 1975-го. Помню, мы, студенты-магаданцы ДВГУ, наверное, впервые осознали боль утраты, когда кто-то, вернувшись с главпочтамта, куда ездил на переговоры с родителями, сообщил печальную новость. Был выходной, вечером в общежитии устроили танцы. Кто-то, заглянув в комнату, где играла музыка, громко произнес: «Куваев умер!». И сразу что-то дрогнуло внутри. Еще совсем недавно, в школе, мы, семиклассники, зачитывались его рассказами с такими поэтичными названиями: «Берег принцессы Люськи», «Зажгите костры в океане», узнали о розовых чайках, приносящих счастье. Все с восторгом произносили имя автора. Столько было радости и надежд, связанных с ним. еще бы, потрясающий писатель! Его фамилия гремела на всю страну, когда вышла «Территория». Помню потрепанную «Роман-газету» 1975 года и такой же журнал «Молодая гвардия», где была опубликована «Территория». В Магадане и на Чукотке журнал зачитывали до дыр. Многие проглатывали за одну ночь.

В Магадане и Певеке, Анадыре и Москве, в Провидения и на земле вятской, взрастившей писателя, прославившего Северо-Восток, осталось много его настоящих друзей. Имя О. Куваева стало паролем романтиков 60 - 70-х годов.

Приехав в этом году в отпуск в Северную столицу, при первой же встрече со знакомыми услышала вопрос: «А юбилей Куваева магаданцы отмечать будут?». Интересовались жители Инты. Оказывается, они считают «Территорию» своей. И тому есть объяснение: у них не было писателя, который бы по таланту мог сравниться с О. Куваевым. Знаменитый роман стал их настольной книгой. Думаю, автор был бы по-настоящему счастлив, узнав, как дорожат его наследием на Ямале, Печоре, в Сыктывкаре. Там труд геологов и горняков, как и места проживания коренного населения севера, никто из писателей не удостоил вниманием так, как это сделал Олег Михайлович.

ПОЗНАКОМИЛИСЬ 55 ЛЕТ НАЗАД

- Вообще, о геологах написано мало. Даже художественных фильмов о нас немного. Сложна и трудна профессия, - говорит ветеран отрасли доктор геолого-минералогических наук ведущий научный сотрудник СВКНИИ Б. М. Седов.

Он познакомился с Олегом Михайловичем осенью 1959-го, когда прибыл в Магадан по окончании Ленинградского горного института, к тому времени О. Куваев работал здесь почти два года.

- В то время после летних экспедиций по Колыме и Чукотке было принято собираться в Магадане и анализировать итоги полевого сезона, - вспоминает Борис Михайлович. - Обсуждения проходили подолгу, народу собиралось много, намечали планы, заводили знакомства, перераставшие в крепкую мужскую дружбу. Иногородние жили в Снежной Долине, их каждый день привозили в СВКНИИ на автобусах. Геологи до хрипоты спорили, подводя итоги, обсуждали последние новости и, конечно, книги. Говорили о романах Хемингуэя, который тогда был в моде, считался иконой стиля, и в каждой магаданской квартире красовался портрет американского писателя в свитере, а художник-оформитель Борис Карасев сделал очень красивую гравюру с его изображением. Вместе с Олегом по распределению прибыли Владимир Воропаев, Юрий Мартынов, Вячеслав Москвин. С Игорем Шабариным Олег собирался, но так и не осуществил заветную мечту - обогнуть Чукотку на байдаре и пройти по р. Омолону. Летом 1976 года писатели Альберт Мифтахутдинов и Владимир Христофоров в память об О. Куваеве сплавлялись по р. Омолону маршрутом, описанным в повести «Дом для бродяг». Позже будет издана документальная повесть «Отражение в реке» как «отчет об одной экспедиции».

Борис Михайлович добавил еще один штрих к портрету писателя. Группу, в которой учился Олег Михайлович, нацеливали на поиски урана, что подразумевало особую подготовку в стенах вуза. Уровень геофизиков-ядерщиков в Московском геолого-разведочном институте был весьма высоким:

- О. Куваев обратил на себя внимание и тем, что представлял наиболее емкие отчеты. За небольшой срок работы на Чукотке провел интереснейшие и ценные с научной точки зрения исследования, на что и обратил внимание легендарный директор Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Н. А. Шило, пригласивший Олега Михайловича в НИИ. Тот принял предложение. В характеристике 1964 года, которую написал Н. Шило, дана оценка Куваеву-геологу: «руководимые им экспедиции в сравнительно короткое время выполнили съемку прибрежной части Ледовитого океана от мыса Дежнева на востоке до устья р. Индигирки. Полученные в результате съемки данные представляют большую ценность для суждения об отдельных, в том числе кардинальных, вопросах геологического строения северных территорий Магаданской области и Северо-Восточной Якутии. О. М. Куваев при проведении исследований в Арктике проявил организаторские способности и хорошую теоретическую подготовку в области геофизики».

К тому времени «Охота и охотничье хозяйство» опубликовал его первый рассказ «За козерогами». Следующие появились в выходившем огромными тиражами журнале «Вокруг света». Постепенно его призванием и второй профессией стал литературный труд.

- Помню добрые отзывы Олега Куваева, - продолжает Борис Седов, - о писателе Борисе Горбатове, посвятившем произведения Арктике. Ему нравился роман Томаса Манна «Иосиф и его братья». Олег отозвался о нем: «Написано лаконично», чем дал понять, что и ему так же хотелось бы овладеть пером.

Мой собеседник заметил, что именно так составлял геологические производственные отчеты О. Куваев. Вскоре Олег Михайлович оставил работу в институте, несмотря на перспективную область исследований, за которые ему были бы обеспечены звание и лауреатство, заверши он их. Ведь тогда было открыто промышленное золото Чаун-Чукотки.

Борис Михайлович припомнил еще одну интересную деталь. Олег Куваев отчеты печатал на собственной машинке, буква «м» на ней подпрыгивала. По ней в институте узнавали автора. Позже у него появилась немецкая «Эрика», ставшая для многих предметом зависти. Весной 1965 года Олег Михайлович в последний раз выезжал в поле и тогда же написал: «...весь мой жизненный опыт пока связан с геологией. Геология ныне - наука и производство, она все более становится четким промышленным комплексом и дальше будет развиваться именно по этому пути. Надуманные истории про... «ахи» над месторождением... звучат чаще всего оскорбительно для геологии. Все случается в силу житейской необходимости, но это нельзя возводить в ранг сугубо типичного. Вот именно в этом я вижу на ближайшее время свой долг пишущего человека, это долг перед товарищами по профессии, с которыми вместе приходилось работать, радоваться, рисковать и просто жить». Геология вывела его на путь литературного творчества. Профессионализм Куваева-геолога и Куваева-писателя представляет собой нечто цельное, диалектически слитое.

У СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПАЛАТКИ

В минувший вторник, в день юбилея писателя, в Магадане в библиотеке, носящей его имя, прошел большой литературный вечер. Гости с головой окунулись в атмосферу романтики и полевого быта шестидесятых. При входе стояли символическая палатка и рюкзак, потолок и стены превратились в пространство белых облаков и снега. В зале, который по замыслу устроителей вечера олицетворял Чукотку, можно было условно развести костер и в котелке заварить чай или походную кашу, достать блокнот и записать впечатления о проделанном за день маршруте. В зале, где с 1999 года размещен портрет писателя, выполненный художником Михаилом Хазивым, - переливающаяся на солнце кварцевая друза и личные вещи: геологический молоток и магнитометр, с которым работала партия Олега Михайловича на р. Ичувеем в Чаунском райо- не: - Прибор уцелел чу- дом, - рассказывает директор библиотеки Клавдия Цыгальниц- кая. - Его принес Борис Седов, он же ранее в нашу библиотеку, получившую имя писателя в 1999 году, предоставил немало уникальных документов, связанных с исследованиями Олега Михайловича на Чукотке в годы работы в СВКНИИ. Вот меховая одежда, в которой выезжали в поле, бинокль, даже чучело полярной совы. В двух витринах геологический и писательский уголки, где редкие снимки, копии документов, полевых книжек, отчетов, письма. У нас собрано все литературное наследие писателя, газетные и журнальные публикации, статьи литературных критиков Ю. Шпрыгова, В. Иванова, В. Курбатова, А. Шагалова о творчестве О. Куваева. Его книгами располагают все филиалы городской и Пушкинской библиотек, в селах и поселках области, в школах.

На вопрос, востребовано ли наследие Олега Куваева, Клавдия Александровна заметила: «Его книги охотно берут люди среднего и старшего поколений. Накануне юбилея отмечаю всплеск интереса к творчеству писателя. Недавно появился новый, выпущенный в Москве, трехтомник, где опубликованы письма Олега Михайловича к друзьям и близким. В ранее изданных книгах этого не было. Надеемся, спрос возрастет и читатели уделят больше внимания наследию этого писателя».

Хотелось бы, чтобы молодое поколение также любило и ценило автора знакового для нашей территории романа, ведь О. Куваев своим творчеством будил в душах читателей любовь к своему краю, его жителям, людям с горячими сердцами. Но ценят ли это магаданцы и насколько хорошо знают его романы и рассказы? Что касается молодежи, то, как это ни горько и обидно, приходится признать: подростки мало знакомы с творчеством писателя. Об этом надо задуматься взрослым и предложить школьникам, проводящим на каникулах дни, а то и ночи у экранов компьютеров и за планшетами, прочесть рассказы «Берег принцессы Люськи», «Птица капитана Росса», «Чудаки живут на Востоке».

Хочется верить в то, что из памяти магаданцы никогда не вычеркнут Олега Куваева, потому что его жизнь и творчество - неотъемлемая часть Колымы, ее биографии, судьбы, а значит, и нас самих. Недавно стало известно, что на Аляске вышел сборник рассказов молодого автора из Магадана Ксении Мельник. Книжка нашей землячки, посвященная Магадану и Колыме, пользуется большим спросом в Америке. Может быть, и ее ждет большое будущее и она вслед за Олегом Куваевым прославит нашу территорию? Пожелаем ей в этом удачи, что выпала 40 лет назад автору романа «Территория».

Марина ПРАСКОВА

Автор:  Марина ПРАСКОВА "Магаданская правда"









Колымские колонки