В свете новых экономических санкций актуальным стал вопрос происхождения продуктов, потребляемых колымчанами. Уже понятно, что исчезнут привычные польские яблоки и латвийские шпроты. Но что придет им на смену?
Зона риска
По информации Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области, потребности территории по картофелю местные производители закрывают в среднем процентов на девяносто. Дефицита яйца тоже нет и не предвидится - завозных в продаже не более трети. А вот с овощами все несколько хуже - только треть от потребленного была произведена на Колыме.
Все эти данные за прошлый год, свежий урожай пока не собрали. Но уже понятно, что он будет меньше ожидаемого. По словам Елены ШИНКАРЕВОЙ, специалиста отдела развития рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия мэрии Магадана, в прошлом году на 1 июля городскими хозяйствами было собрано 50 тонн овощей. В этом году цифра значительно меньше - 28 тонн.
По областному агрокомплексу пока таких подсчетов нет. Но зато уже известны площади посевных земель, подвергшихся затоплению. Для субсидируемых регионом крестьянско-фермерских хозяйств это почти 10%, или 430 га. Для личных хозяйств и того больше -1,5 тысячи гектаров. Погибшим этот урожай пока не признан, но ожидать, что он будет обильным, трудно.
Тем не менее пустыми наши прилавки не останутся. Ни для кого не секрет, что основными наполнителями нашего рынка овощами и фруктами были никак не страны ЕС или США - львиная доля давно уже приходится на выращенное в Поднебесной. А там планируют только увеличивать объемы поставок, захватывая освободившееся пространство.
Не хлебом единым
Важные составляющие рациона - мясо и молоко - в большинстве своем у нас тоже неместные: мяса в регионе производят чуть больше 3% от потребного, молока и его производных - около 15%. Все остальное - привозное. И далеко не всегда из России.
Как рассказал «АиФ-Магадан» один из местных предпринимателей, занимающийся поставками мясной продукции, мясо у нас в основном заграничное и значительная часть его приходила из стран, подвергнутых экономическим санкциям - Австралии, Дании, Франции, Канады, Бельгии. Но с учетом того, что уже сейчас поставки из южноамериканских стран, таких, как Аргентина, Бразилия, Чили, налажены, то всего лишь понадобится нарастить их объемы. Это не так сложно, как искать новых поставщиков. Так что дефицита тут не будет.
В перспективе же колымские предприниматели планируют закрывать своей продукцией не менее 15% местного рынка. Это позволит сделать производство мяса бройлера на птицефабрике «Дукчинская» мощностью 200-250 тонн мяса птицы в год и свиноводческий комплекс мощностью не менее 1000 тонн мяса в год, строительства которого начнется уже в следующем году. Причем стоить такая свинина, как обещают, будет 240 рублей за кило, и это при том, что сейчас средняя цена ее 300 рублей.
Что же касается молочных продуктов, то хоть большинство из них и продается под заграничными брендами, произведены они на самом деле на территории нашей страны и из нашего молока. Соответственно, и под ограничения не попадают. Это же касается и большинства мясных деликатесов и полуфабрикатов. Единственное, что действительно может исчезнуть с прилавков, - это некоторые виды дорогих европейских сыров и оригинальных продуктов, не имеющих точных аналогов.
Под шумок
Впрочем, сейчас оценивать результаты изменившейся продовольственной политики государства еще рано. По словам Маргариты БУРМИСТРОВОЙ, владелицы одного из магаданских ресторанов, пока в магазинах еще распродают остатки завоза, прибывшего до введения санкций. По каким ценам завезут на территорию области следующую партию продуктов, пока не известно. Не поддадутся ли поставщики, посредники или продавцы искушению поднять цены или создать искусственный дефицит, объясняя это введением санкций? На эти вопросы ответа пока нет.
Любовь КРИВОНОС