Совсем немного времени прошло с момента появления на страницах газеты «Вечерний Магадан» материалов о детском саде №1 столицы Колымы, а сколько нового удалось узнать о его историческом прошлом!
Началось все с того, что на следующий день после публикации на педагогический факультет СВГУ пришла хрупкая пожилая женщина Антонина Матвеевна Федина. Как оказалось, она работала воспитателем в детском саду №1 с 1953 по 1965 год, приехав в Магадан по распределению из Бологовского педагогического училища, которое располагалось под Ленинградом. Напомним, что детский сад №1 открылся в 1946 году, следовательно, в 1953 – ему было всего (или уже?!) 7 лет.
Ее рассказы (а встречались мы несколько раз) и фотографии оказались просто бесценными. Это была своего рода ретроистория не только детского сада №1, но и всего г. Магадана. На все встречи я ходила со своей внучкой Ариной, которая с интересом слушала эти познавательные исторические рассказы, да и сама не раз задавала вопросы.
Вот Антонина Матвеевна бережно передает мне в руки фотографию, где памятную книгу ей вручает заведующая Валентина Сергеевна Пушкарева (фото №1). Белая блузка заведующей, украшенная украинским вышитым орнаментом, говорит о многом: и о том, что приехала она с Украины, и что любит свою родину, и что старалась сохранить свою самобытность и на Колыме. О ней Антонина Матвеевна отзывается очень тепло и не устает повторять, что это лучший руководитель в ее жизни, что таких пунктуальных, справедливых, добрых людей она встречала не часто.
А вот другое фото, на котором весь коллектив детского сада в 1955 году, а в центре В.С. Пушкарева. К слову, 6 человек, запечатленных на фото, это заключенные, которых каждое утро привозили в детский сад, где они работали (предварительно сняв телогрейки с лагерными номерами и остальную одежду заключенных), а вечером они вновь надевали свою одежду заключенных и их увозили в бараки. Не будем указывать, кто из присутствующих был заключенным, ведь в городе могут жить их дети или внуки, может, они не хотят, чтобы горожане прочитали эту страничку истории их семьи.
Истории заключенных очень трагичны. Две учительницы начальных классов из украинского села отбывали наказание за то, что указали фашистам дорогу, по которой ушли партизаны. За это немцы сохранили жизнь их семьям, в противном же случае они все были бы расстреляны. С одной стороны, их можно осуждать, но имеем ли мы на это право?! Понятно, что у погибших партизан тоже были семьи, но… Каждая мать в первую очередь думает о своих детях, стараясь любой ценой сохранить им жизнь. Эти учителя сохранили жизнь своим детям ценой чужой жизни. Жестоко? Естественно, «да»! Предательство? Конечно! Но… как бы поступил каждый из нас в такой ситуации, когда на размышление даются секунды!!! Неизвестно…
Этот рассказ Антонины Матвеевны, как и все остальные, заставляет думать и размышлять. Потому, что история, написанная в учебнике, – это одно и рассуждаем мы там по-другому, а вот история, написанная самой жизнью, вынуждает рассуждать совершенно иначе, ведь самого себя обманывать нельзя. Поскольку души у нас у всех разные и мысли могут быть совершенно неожиданными!
Многие сотрудники детского сада одеты в одинаковые полосатые шерстяные кофты. И опять я слушаю неторопливый рассказ Антонины Матвеевны. Конечно, с одеждой в послевоенное время по всей стране было сложно. Но в закрытом Магадане было намного сложнее, поэтому для того чтобы купить отрез на платье или что-либо из одежды, люди занимали очередь в магазины с вечера, стояли всю ночь, а порой еще и день. Купленная вещь была необычайно ценна и уже неважно, что одинаковые кофточки были на половине женщин Магадана, главное – человеку было, что одеть.
Но нужно отметить, что очередь можно было занять лишь тогда, когда в магаданский порт входило судно с материка и привозило новые товары и продукты.
Игрушек в детском саду у ребят было мало, поэтому воспитатели делали многие пособия своими руками. В магазинах продавались головы для изготовления кукол (сейчас мало кто представляет как они могли выглядеть). Вот из такой головы и старой ветоши шились замечательные куклы. Среди воспитателей были настоящие рукодельницы, которым удавалось из невзрачных подручных средств изготовить настоящих принцесс.
Несмотря на тяжелую жизнь, проводились открытые занятия, утренники и праздники. Конечно, проводились и утренники, посвященные политическим праздникам: 1-го Мая (День международной солидарности трудящихся), 7-го ноября (День Великой Октябрьской социалистической революции) и другие. В такие дни музыкальный зал был украшен портретами вождей: В.И. Ленина и И.В. Сталина. Фото №3. А.М. Демина с детьми на фоне портретов вождей.
С 1953 по 1960 годы детский сад №1 был методическим центром для детских садов Магаданской области. Естественно, что здесь было чему поучиться, поэтому и сами педагоги старались идти вперед в своей педагогической деятельности.
Дошколят водили в парк, вывозили на природу, в общем, жизнь была такой же насыщенной, как и сегодня. К слову, магаданский парк был очень познавательным, хотя, возможно, и несколько политизированным. На центральной аллее были помещены портреты всех членов Правительства СССР. На другой аллее размещались портреты и бюсты классиков. Но главным украшением был большой фонтан, напоминавший фонтан на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) в Москве. Сделан он был из разноцветных камней, которые светились в темноте. Были здесь и стадион, и клумбы, и даже скульптура летчика, ведь без авиации существовать Магаданской области было бы довольно сложно. Получалось, что в парке можно было не просто погулять с детьми, а значительно расширить их кругозор.
А вот, оказывается, о норме детей в группе детского сада в то время никто не задумывался, и речи вообще про это не было – принимали всех детей – главное желание их родителей.
Антонина Матвеевна рассказывает о том, что у нее в подготовительной группе было 46 ребятишек! В современных детских садах норма детей этого возраста составляет 20 человек, конечно, во многих учреждениях их значительно больше, но уж не 46 человек это точно.
Я проработала в дошкольных учреждениях г. Магадана 18 лет, прошла путь от рядового воспитателя до заведующей, и не по наслышке знаю, как сложно управлять большим детским коллективом.
Могу сказать с уверенностью, что работать с таким количеством детей, как было в детском саду №1 в послевоенные годы, могли только люди, любящие свою профессию, а главное – детей, подвижники своего дела, творческие личности и очень ответственные педагоги.
Меня заинтересовало то, что на фотографиях, которые мне показывала Антонина Матвеевна, было много комнатных растений. Удивительно, как они попали в Магадан? Оказывается, многие привозили небольшие росточки с материка, а потом выращивали здесь. Росточек комнатного растения, подаренный кому-либо на день рождения, – это был очень ценный подарок.
Работали все детские сады Магаданской области (если они не были круглосуточными) с 8 часов утра и до 20 часов вечера. Воспитатели работали посменно: первая смена с 8-00 до 14-00, вторая смена – с 14-00 до 20-00. Интересно то, что до 1954 года в детских садах города специальную подготовку детей к школе не осуществляли. Подготовительные к школе группы были организованы лишь в 1954 году. Именно в этой группе у Антонины Матвеевны и было 46 детей, т.к. многие родители, до этого не водившие малышей в детский сад, привели их именно для того, чтобы они смогли прийти в школу с необходимым запасом знаний.
Все воспитатели в детских садах города ходили только в белых халатах с длинными рукавами и завязками (вместо пуговиц) на спине. На обеденных столах у детей всегда лежали белые скатерти, которые ежедневно менялись. Конечно, это немного походило на строгий санитарный режим. Может быть потому, что подчинялись детские сады города Санитарному управлению Дальстроя и лишь много позже был создан Городской отдел народного образования (ГорОНО).
Заработная плата воспитателей в 60 е годы составляла 70 рублей, в то время как на материке она была всего лишь 35-40 рублей. Всем приехавшим из центральных районов страны выплачивались подъемные. Антонина Матвеевна, как и остальные добровольцы, получила подъемные трижды: в г. Москве, в г. Хабаровске и в г. Магадане. Кстати, добирались 15 выпускников Бологовского педагогического училища сначала до г. Хабаровска на поезде, затем каждый получил распределение в разные города Дальнего Востока и лишь выпускницы: Антонина Демина (Федина), Елена Завьялова, Нина Орлова (Шпилькина), Галина Карташова, Зинаида Молодцова приехали в Магадан.
Ездили сотрудники детского сада, как и другие жители г. Магадана, и в отпуск. Причем дорога к месту отпуска и обратно обязательно оплачивалась (впрочем, как и сегодня). Вот только занимала она гораздо больше времени, чем в наши дни. Отправлялись самолеты из аэропорта, который располагался на 13-м км основной трассы. Учитывая, что самолеты были несовершенные, и им требовалась дозаправка, по пути до Москвы делалось 7—10 остановок в разных городах. Довольно часто останавливались на 2- 3 часа, а из-за непогоды оставались на 2-3 дня. Поэтому и дорога в Москву занимала порой 5-7 дней.
Антонина Матвеевна не устает повторять, что коллектив детского сада №1 был очень дружный, все всегда помогали друг другу, никогда не возникало никаких ссор. Вместе проводили праздники, выезжали на природу, на рыбалку – это был коллектив друзей и единомышленников. Может быть, поэтому и своего внука Алешу она до 1989 года водила именно в этот детский сад.
Нужно сказать, что и сегодня, благодаря своему бессменному (в течение 21 года) руководителю Вере Михайловне Шаманиной, это очень дружный коллектив. Коллектив, где бережно хранят историю и берегут реликвии из прошлой жизни детского сада.
В сентябре мы обязательно организуем встречу А.М. Деминой с коллективом детского сада №1. Непременно пригласим ее и на встречу со студентами и преподавателями педагогического факультета СВГУ, где реализуется социальный проект: «Помнить прошлое. Ценить настоящее. Верить в будущее», благодаря которому мы с ней и встретились. Потому, что без прошлого нет настоящего. И очень часто мы забываем использовать опыт прошлого не потому, что не хотим, а просто мало о нем знаем.
Ольга ПАСТЮК, заместитель декана педагогического факультета СВГУ, руководитель проекта «Помнить прошлое. Ценить настоящее. Верить в будущее».