Чужие здесь не ходят...


Городская мусорная свалка последнее время на слуху. Организованная еще в 1972 году, она уже заполнена на 70 процентов, вред окружающей среде очевиден.

Ядовитые продукты разложения убивают почвенную микрофлору, выделяются в воздух, стекают в расположенные поблизости водоемы.
Чтобы уменьшить негативное влияние полигона на окружающую среду, городские власти собираются модернизировать объект. Также идет речь о строительстве мусороперерабатывающего завода.

В далеком от нас Новгороде за 5 лет построили полигон ТБО, отвечающий всем современным технологическим и санитарно-экологическим требованиям, истратив на это 1,5 миллиарда рублей. Насколько в этом плане перспективна магаданская ситуация? Давайте обсудим.

…Полигон ТБО - зрелище специфическое. Удушающий смрад, груды мусорных отходов и тысячи, тысячи чаек. Тому, что в таком количестве их не увидишь даже на берегу моря, удивляться не приходиться. Местные чайки ассимилировались и выбрали не море и не магаданские дворы, а сытную благополучную жизнь на свалке. Они с удовольствием копаются в мусоре и время от времени взмывают с громким гомоном в воздух. И тогда из-за летающих над городской свалкой огромных птичьих стай становится не видно неба.

Асфальтовая дорога посреди полигона извилисто уходит за мусорный горизонт, я выхожу из машины и тут же наступаю случайно, фу, на огромного рыжего таракана. Ранее в беседе руководитель ООО «Полигон ТБО «Магаданский» Олег Боталенко говорил, что городская помойка кишит не только крысами, но и тараканами, но я, признаться, не очень-то поверила. Как объяснил Олег Владимирович, на полигоне не выполняется необходимая технологическая подсыпка, в свалочных массах идет процесс брожения и гниения, независимо от времени года температура там держится 17 - 18 градусов, оттого на большой городской помойке прекрасно живется и этим «домашним» тварям.

- …Крыс здесь не так уж много, - восстановил справедливость работник городской свалки Иван Иваныч (назову его так). - Вон наша кошка Муська, что в боксе живет, каждый день притаскивает по две-три, не больше!

- А может, она просто думает, что с нее хватит? - предполагаю я. Но Иван Иваныч снисходительно молчит, дескать, что ты понимаешь в свалочной жизни. Едва увидев редакционную машину на территории полигона, он словно из-под земли вырос: нельзя здесь находиться посторонним.

- А почему им можно? - киваю в сторону расположившихся прямо посреди мусора под каким-то козырьком от большого разломанного ящика людей бомжеватого вида и опять не получаю ответа.

Человек семь - и мужчины, и женщины - то ли спасаются под крышей от дождика, то ли решили… пообедать. Ну да, они на самом деле что-то жевали, явно закусывая.

- Ого, сколько у вас тут собак кормится, - переключилась я, увидев огромную свору двор- няг. - «Собаколиквидаторы», ну те, что со шприцами, сюда не заглядывают?

- А пусть попробуют, - недобро усмехается мой собеседник. - Да, животным здесь у нас хорошо, - голос у него теплеет, - мы их не обижаем. Хорошие они. Кошки с собаками дружат…

- Да! Моих здесь семеро! - источая запах спиртного, к нам подошла женщина, одна из обедавших. Настроенная доброжелательно, она не против рассказать мне о нюансах местной жизни, но Иван Иваныч тут же отправляет ее бесцеремонно назад.

- Вот благодаря им, - Иван Иваныч кивает в ее сторону, - существует этот полигон. Ничего не горит, посторонние не ходят. Как только кто-то чужой появился, сразу звонок с мобильника к нам на вахту. У нас ведь как, курить запрещено, с сигаретами нельзя. Малейшая искра и - пожар! Дело не только в сигаретах, специально ведь поджечь могут…

- Специально? А кому, интересно, это нужно?

- Ну как кому, тому, кто платить не хочет, думает на халяву мусор скидывать, а не получается. Тут же такие пожары были: и мусор горел, и техника… Буквально на днях поджог был, но загасить сразу успели. Халявщики знают, что на полигон вторая дорога есть, оттуда пытаются на территорию въезжать и гадости чинить. Я вчера на бульдозере туда съездил, все перекопал…

- Иван Иваныч, а зачем посторонние сюда приходят?

- За металлом цветным. За день можно собрать 30 кг меди, 1 кг стоит 170 рублей. И черный металл собирают. Что тут непонятного?..

Ежегодно на свалку поступает более 400 тысяч кубометров мусора, и 80 процентов - это отходы жилфонда. По словам руководителя ООО «Полигон ТБО «Магаданский» Олега Боталенко, предприятие не имеет возможности выполнять природоохранные функции, то есть производить технологическую подсыпку для захоронения отходов с последующим разравниванием слоев.

- Находимся, что называется, на последнем издыхании, - констатирует Олег Владимирович. - Техника полностью изношена, имеет нулевую стоимость. Между тем бедственное финансовое положение нашего предприятия создается фактически искусственно. Бюджет формируют главным образом платежи управляющих компаний, которые, как известно, собирают с населения миллионы рублей. Тем не менее платить за услуги оператора полигона (89 руб. 44 коп. за кубометр) управляющие компании не хотят.
Лидеры по неплатежам - ООО «Любимый город» и «Любимый город наш». За год эти две управляющие компании в общей сложности задолжали полигону 1 миллион 400 рублей. Также злостными неплательщиками являются ООО «Соцжилье» и «Магаданская управляющая компания». Накопил задолженность и «Жилсервис», правда, он пока еще не в зоне риска.

- Безусловно, пытаемся привлечь должников по суду, - продолжает Олег Боталенко, - но ведь сколько времени на это уходит и сколько попутно всевозможных нюансов возникает! Вся нагрузка лежит на тех, кто платит регулярно, понимая всю меру ответственности. Это управляющие компании, которые возглавляют Валерий Булынин, Наталья Коротоношкина, Дмитрий Шульга. Почему никто не задумывается над тем, что добропорядочные плательщики вынуждены тянуть бремя неплатежей своих коллег?

Уменьшить негативное влияние на окружающую среду, установить компактные очистные сооружения, земляную плотину для накопления сточных вод и прочее необходимое технологическое оборудование - эти мероприятия предполагаются проектом, который согласно контракту с мэрией г. Магадана разрабатывает хабаровская компания «Гидростройпроект». Стоимость модернизации в целом, по предварительным подсчетам, обойдется почти в 250 миллионов рублей. Изыскания планируется выполнить в этом году.

Куратор модернизации главный инженер «Гидростройпроекта» Иван Судариков настроен оптимистично, считает реальным срок - максимум 10 лет. Иван Кузьмич - бывший житель Магадана, еще раньше он работал здесь проектировщиком, говорил, что строительство нового полигона будет более затратным мероприятием, нежели продление жизни старого.

Руководитель ООО «Полигон ТБО «Магаданский» Олег Баталенко упомянул в беседе со мной, что коллектив предприятия (водители и приемщики - 14 человек) - это проработавшие на своих местах по многу лет люди, ныне пенсионеры, и выразил тревогу, что сегодня нет желающих устроиться на столь грязную, неприятную работу. Остается надеяться, что через 10 лет полигон преобразится настолько, что условия труда уже не испугают тех, кто придет на смену нынешнему составу.

Наряду с запланированной модернизацией местного полигона ТБО мэрия г. Магадана выступила инициатором инвестиционного проекта «Строительство мусороперерабатывающего завода в городе Магадане». Заместитель мэра Юрий Гришан подчеркнул, что подобные инвестиционные проекты помогут обратить на Крайний Северо-Восток внимание российских и зарубежных инвестров. Муниципалитет готов предоставить для них определенные преференции: снижение налоговых ставок по земельному налогу, освобождение от арендной платы на время строительства, а также содействие муниципалитета в решении административных процедур.

Темой аналогичных заводов изобилует Интернет, за 350 рублей можно скачать любой бизнес-план, и тут же обращаешь внимание, что данный вид предпринимательства сейчас один из самых прибыльных. Человечество с каждым годом увеличивает количество отходов своей жизнедеятельности, и их переработка - архиприбыльная инвестиция. Пусть так, но что касается нашего города, картина пока, я считаю, туманная.

Общая стоимость проекта 378 миллионов рублей, потребность в инвестициях 375 миллионов. Кем-то установлено, что максимальный срок проекта - 5 лет. Но из его документального описания я поняла только то, что он актуален. Процентный состав твердых бытовых отходов (бумага, полимеры всех видов, черный и цветной металлолом, текстиль и т. п.) очень велик. Реализация проекта даст возможность создать упорядоченную производственную инфраструктуру по промышленной переработке мусора, организовать прибыльное производство для выпуска вторичных товаров: тротуарной плитки, упаковочной тары, изделий из полимеров и т. д. А как будет налажен данный процесс, непонятно. Везде проходит информация, что в России нет таких заводов, которые способны перерабатывать все фракции одномоментно. В любом случае часть мусора придется сжигать. А это смог, одинаково опасный как для людей, так и для природы.

Сфера инвестиций в мусоропереработку считается перспективной из-за высокого спроса на продукцию мусороперерабатывающих заводов и низкорисковой из-за твердых муниципальных тарифов. Но те же иностранные инвесторы, рассчитывающие на выручку от вторсырья, зачастую остаются при своих интересах.

В общем, вопросов немало, и, вероятно, заниматься проектом должна рабочая группа, что могла бы представить на всеобщее обозрение расчеты, аналитические выкладки и степень риска.

…Недавно прокуратура вынесла предприятию ООО «Полигон «Магаданский» предписание, что согласно инструкции эксплуатации объекта необходим ежедневный дозиметр-контроль отходов, которые привозит каждый вновь приезжающий на территорию мусоровоз (порядка 200 машин). Данный прибор стоит около 100 тысяч, но при этом потребуется, как минимум, две рабочие ставки для специалистов. В сегодняшних условиях это нелегко.

- Мы в суде пытаемся перенести сроки предписания. Приобретать такой дорогой прибор ради того, чтобы он номинально был, глупо. Честно говоря, хочется в будущее смотреть. Уже ведь существуют комплексы, в программное обеспечение которых данная процедура «вшита», возможно, у нас появится такое оборудование, - помечтал Олег Владимирович.

Только задумайтесь, когда-то нас коробило от того, что чайки перекочевали с берега моря на городские помойки. Незаметно чистая свободная морская птица стала символом отхожего места - мусорной свалки, и уже никто этому не удивляется. Как бы теперь нам самим не приучиться воспринимать проблемы магаданского полигона ТБО как норму. Вопрос уже настольно назрел, что его надо решать незамедлительно. Если человеку постоянно говорить, что он свинья, он захрюкает. В нашем случае мы захрюкаем, продолжая фактически не замечать «грязную» тему.

Виктория ШАДРИНА

Автор:  Виктория ШАДРИНА "Магаданская правда"









Колымские колонки