Общественная палата Магаданской области пришла к выводу, что вокруг трудовых мигрантов сложилось немало мифов. А что в действительности?
Аргументы против
По просьбе губернатора области Общественная палата региона изучила вопрос трудовой миграции и впервые провела на эту тему соц-опрос. Он показал: приезжих мы особо не жалуем. Никто из опрошенных не выступил за приток трудовых мигрантов, две трети высказались за снижение квот, а каждый третий - за полный отказ от них.
Массовое привлечение иностранцев, считают участники соцопроса, нашему региону не идет на пользу. И рабочие места наши они занимают, и работу делают низкого качества, и преступность плодят, и с нами, чего доброго, могут ассимилироваться - таков основной набор аргументов против гастарбайтеров. Те, кто так обывательски рассуждает, уверяют люди сведущие, просто не в теме - не знают они нашей печальной реальности.
Работать некому
«Трудовые мигранты не отнимают наши рабочие места, - говорит начальник отдела Министерства труда и социальной политики региона Наталья РОМАНСКАЯ, - а заполняют незанятые. Население у нас настолько малочисленно, что даже если все, от рожденных до самых престарелых, встанут к станку, заместить вакансии мы все равно не сможем. Сегодня каждый третий в горнодобывающей отрасли - иностранный работник. В строительстве - каждый второй. А в сельском хозяйстве кто трудится, кто наши лестницы подметает? Ну не приедут они, дальше что? Работать будет некому».
Поток трудовых мигрантов растет год от года. В 2012-м, по данным миграционной службы, целью въезда работу указали 6188 человек, в 2013-м - уже 9154. И не киселя они едут сюда хлебать - работу все находят, потому что работы - валом. Сейчас на региональном рынке труда 6 тысяч вакансий, а на бирже стоит около 1,5 тысячи человек. Да и те в большинстве своем не имеют квалификации и даже полного среднего образования. Выпускники же свои, по расчетам Мин-труда, могут занять только 10 % рабочих мест.
Плохо работают? «Вы хотите сказать, наши все хорошо работают? - возражает глава КФХ «Комарова» Сергей КОМАР. - Люди везде одинаковые. И среди приезжих есть и те, кто на совесть трудится, и те, кто ленится и водку пьет, но они и получают соответственно».
Что мигранты работают хорошо, уверяют, например, и руководители строительного ООО «Магаданстальизделия», и муниципального дорожного предприятия ГЭЛУД.
Неизбежное «зло»
Напраслину мы возводим и по части криминала. По данным областного УМВД, доля преступлений среди иностранцев не превышает 3 %, что «не оказывает существенного влияния на осложнение оперативной обстановки». В основном на их совести - преступления имущественного характера, то есть кражи и грабежи.
Ассимиляции мы тоже, наверное, зря опасаемся. Немалая часть трудовых мигрантов приезжают на сезон, по завершении которого отбывает на родину. Да и что, собственно, в этом явлении страшного? Гораздо больше то напрягает, когда гастарбайтеры держатся особняком и не говорят по-русски. И не будем забывать, «откуда пошла есть колымская земля», население которой формировалось за счет приезжих исключительно.
В общем, как ни относись к трудовым мигрантам, никуда нам от них не деться - они «зло» неизбежное. Хотя Общественная палата и предлагает Правительству региона учесть запрос граждан не увеличивать квоту на иностранную рабсилу (пусть даже работодатели и завышают свою потребность «на всякий случай»), не факт, что это реально. А вот то, что нас все меньше становится, факт очевидный. В 2012-м нас было 154,2 тысячи, в 2013 - 152,3, теперь уже только 150,3.
Если терять своих граждан мы и дальше будем такими темпами, скоро наша область на одних мигрантах и будет держаться. Уже сейчас обойтись без них мы не можем. Мифотворчество же только мешает нам оценить это явление объективно.
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ