История города тесно переплетается с биографиями его людей. Одни в нем рождаются и живут, другие приезжают ненадолго и остаются навсегда, третьи, по различным обстоятельствам его покидают.
И хулиганить любил, и петь
Биография нашего героя началась не в столице Колымы. Будущий Почетный работник культуры города Магадана Виктор Коноплев родился в Зырянке Якутской АССР. Почти сразу после рождения Вити через два года родители переехали на колымскую трассу - в Тенькинский район, в поселок Ветреный. Это было в 1960 году. Там фактически прошло его детство и юность...
Сегодня заместителя директора Магаданского муниципального Центра культуры Виктора Коноплева практически не застать на месте - весь в делах. Но он нашел время для «ВгМ». Итак, задаю вопрос, каким же был маленький Витя?
- Был шалунишка, - смеется Виктор, - и хулиганить любил, и петь. Мама рассказывала, что, когда мне было месяцев восемь-девять, я брал карандаш или палочку в руки, и когда играла музыка, дирижировал. Но дирижером стать не получилось. В школе я тоже все время пел, а в восьмом классе создал вокально-инструментальный ансамбль из своих одноклассников и возглавил его.
Во всем «виноват» Леонтьев
Затем после школы Виктор поехал поступать не куда-нибудь, а в Ленинградский мюзик-холл! Откуда вдруг такое решение? А получилось так, что, приехав в Магадан на первый концерт Валерия Леонтьева, который еще не был широко известен, и послушав его песни, воодушевился и поехал в Ленинград - поступать. Первый тур он прошел удачно, а вот во втором попались более сильные вокалисты, и пришлось возвращаться домой. Сейчас вспоминает об этом как о счастье в жизни. Ведь из стен мюзик-холла вышли потом такие звезды, как Сергей Захаров, Людмила Сенчина, Филипп Киркоров. Затем Захарова и Сенчину приписали к Магаданской филармонии, но здесь они появлялись редко, предпочитая выступать в обеих столицах.
- Затем работа в клубе культуры киномехаником, - вспоминает Виктор Анатольевич. - Взяла меня туда на работу Валентина Александровна Бондаренко, которая сегодня возглавляет управление культуры Тенькинского района. Это мой наставник. Она-то и стала на меня давить, мол, тебе надо поступать, и я от тебя все равно не отстану. Так я выучился на киномеханика. Затем была армия, служил в Амурской области. Снова вернулся на Теньку, в свой клуб. Потом поступил в Магаданское музыкальное училище.
Марш на позицию!
Виктор - бессменный ведущий популярного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни и танца «Звездопад». К слову, мне запомнился такой случай. На одном из последних конкурсов юная исполнительница растерялась и от волнения забыла слова, хотя уже пошла вокальная фонограмма. Девочка почти расплакалась. В зале наступила тишина. Тогда ведущий Виктор Коноплев, не теряя ни секунды, быстро подошел к малышке, обнял ее по-отечески и что-то ласково сказал на ушко. Зал зааплодировал в поддержку. Девочка настроилась, перестала плакать и спела свою песню! Но слышали бы вы его строгий громкий голос на репетициях представлений! Это уже совсем другой Коноплев, и достается его подопечным, будь здоров.
Руководитель студии МЦК «АзъАрт» Денис Шлыков, например, до сих пор вспоминает, как в столовой, где завтракали участники фестиваля «Поет село Колымское» (26 больших коллективов области!), он впервые услышал громоподобный голос Виктора, который был режиссером мероприятия: ««Снежка», я не понял! Ну что вы тут расселись! Марш на свою позицию!». Тогда он с секундомером в руке вымерял, откуда пойдет какая колонна, ведь на площадь сливалось четыре дороги.
Он любит четкость и порядок во всем. Требователен к себе и окружающим. Если уж работать, так слаженной командой и болеть за дело всей душой!
Наверное, эти качества ему привили любимые педагоги из Магаданского музыкального училища (ныне Колледж искусств) - Виктор и Людмила Пичуговы, Людмила Голубчикова, Ирина Николаева и другие. Директором училища в то время был Станислав Дмитриевич Гасилов.
«Корчагинец» и Паратунка
Куда идти работать - сомнений не возникало. В ДК «Автотэк»! Ведь когда Виктор трудился киномеханикам в Ветреном, к ним приезжала творческая группа из этого ДК во главе с Андреем Васильевичем Кравцивом. Поехали на прииск им. 40-летия Октября, где Коноплев был у них куратором. Концерты давали в поселках, на полигонах и приисках. Поэтому, еще учась в Магадане в училище на режиссера массовых представлений, Виктор уже подрабатывал в ДК «Автотэк». Учеба запомнилась поездкой по Байкалу, Тихому океану на теплоходе ЦК ВЛКСМ «Корчагинец», где артисты целый месяц давали концерты для рыбаков.
- Мне так кажется, что тогда это было здорово и очень интересно, - делится Виктор. - Я там многое повидал. Очень много концертов мы давали в Амурской области, в Хабаровске, на Камчатке. Помню, как-то 6 марта мы уехали на гастроли, а уже 8 Марта купались на Паратунке. В Магадане еще снег, а мы купаемся - это было здорово!
Дворец продают!
До 1989 года Виктор работал в ДК «Автотэк» - прошел путь от методиста до и. о. директора ДК. И тут наступили лихие 90-е - сам «Автотэк» перестал содержать свой Дом культуры, и всех его сотрудников сократили. Почти год ему пришлось работать в строительном кооперативе, которые выросли, как грибы после дождя по всей стране, в том числе и в Магадане. Потом Виктор пришел во Дворец профсоюзов (так тогда назывался нынешний МЦК), где директором была Людмила Савосина. В эти годы сменилось много директоров.
В это рыночное время Дворец хотели продать банку. Всем сотрудникам пришлось уйти из здания на вольные хлеба на целый год. Виктор вспоминает, как детские новогодние утренники приходилось проводить на втором этаже кинотеатра «Горняк». Выезжали на площадки различных предприятий, красные уголки и так далее. Очень много работали, потому что как-то нужно было выживать.
Сегодня трудно даже представить, что бы делал Магадан без своей визитной карточки - МЦК. Но Дворец отстояли, люди вернулись на работу. Самое главное, что культуру не вытеснили деньги.
И артист, и директор
Виктор Анатольевич часто выступает в роли конферансье на концертах филармонии, объявляет местных и заезжих звезд. Говорит, что, несмотря на большой опыт, все равно волнуется, ожидая своего выхода за кулисами. Он всегда строен, подтянут, с открытой улыбкой и очень торжественно объявляет артистов. Еще одна черта Виктора - скромность. Если вы заметили, он всегда тактично отходит в сторону и указывает открытой ладонью на артистов, когда зрители им аплодируют. Не то что нынешние ведущие, привлекающие внимание к себе в первую очередь.
Можно увидеть его и в новогодних спектаклях МЦК, и в других представлениях - это замечательный, органичный артист. В 1999-м, когда Людмила Горлачева стала начальником управления культуры мэрии, его назначили и. о. директора Центра культуры. Это была большая ответственность. Тогда Ельцин передавал Путину власть, и пугала неизвестность, что будет со страной? МЦК был средоточием культуры в городе. Виктор справился, преодолев все трудности.
- Есть ли у вас самый любимый праздник? - продолжаем разговор.
- Мне по душе народные действа. Но и наше детище «Звездопад» я очень люблю. Наши первые звездочки - Маша Челях, Марина Драган, Виталий Бабич уже выросли и состоялись в жизни.
- А форс-мажоры в работе случались?
- Конечно. Однажды была сильная пурга. Мы проводили фестиваль танцевальных коллективов «Терпсихора». Только я объявил коллектив Олега Землянко, как… погас свет, где-то вырубило пробки. Что делать? И зал предложил петь. Я был удивлен. И мы все вместе с залом пели 20 минут!
- За что вы любите Магадан?
- За его красоту, за окружающую природу, за эти красивые сопки, за его туман приходящий и уходящий из бухты в бухту. Это очень красивые места - бухта Гертнера с тремя братьями. Люблю за чистоту моря, за его красивый, приятный цвет. Недаром, когда бывают солнечные дни, весь Магадан выезжает туда. За бруснику, за голубику, за жимолость и, конечно, за грибы, которые я очень люблю собирать - это вообще неописуемо! Считаю, что у нас, по сравнению с «материком», самая красивая осень, особенно ее цветность ловят фотографы в отражении в воде. Такого не увидишь в других регионах страны.
И люди у нас очень-очень открытые, приветливые, всегда помогут, не в обиду жителям ЦРС. И вот что я еще заметил: когда народ приезжает сюда с «материка», то сразу вливается в нашу жизнь и становится таким же, как мы. И душа становится открытой.
Наталья АЛЕКСЕЕВА