Как известно, в советские времена, в Магадане выходила в печать только одна газета - партийная «Советская Колыма».
В преддверии 75-летия Магадана «ВгМ» решили пройтись по ее старым страницам, которые уже давно стали историей. А помогла нам в этом областная библиотека им. А. С. Пушкина, которая оцифровала этот раритет в Санкт-Петербурге
Первый фонтан
Итак, о чем же писала газета в далеких 1940-х? Интересно, что на последней странице газеты был написан такой адрес редакции: г. Магадан Хабаровского края. Ведь до 1953 г. у Магаданской области еще не было статуса, и наша территория относилась к Хабаровскому краю.
Вот, например, «Советская Колыма» от 12 сентября 1946 г.:
«Все больше и больше благоустраивается Магадан. Еще совсем недавно жители города с удовольствием наблюдали, как садовники разбивают первые клумбы, высаживают молодые деревца, как плотники укладывают новые щиты деревянного тротуара, строят детские городки внутри кварталов. Сейчас на улице Колымское шоссе, которая вскоре станет одной из лучших улиц города, появился первый фонтан. На снимке: юные магаданцы у фонтана».
В этой же подшивке газеты в номере 203 от 27 сентября 1946 г. находим интересное объявление, или лучше назвать, наверное, извещение: «Гр-ка Медведь Анна Мелентьевна, 1922 года рождения, проживающая в гор. Магадане, Сталинская, 40, кв. 1, возбудила в народном суде гор. Магадана дело о разводе с гр-ном Медведевым Давидом Ефремовичем, 1910 года рождения, проживающим в поселке Юбилейный». Как видим, личная жизнь магаданцев нещадно придавалась огласке, и то, что сегодня нам кажется вполне рядовым событием, в те годы являлось чем-то не очень приличным.
«Объективные» причины
Или вот еще из письма в редакцию в заметке «Формальный подход» от 29 сентября 1946 г.: «Все годы городская аптека г. Магадана работала круглые сутки. Но в нынешнем году, когда число жителей значительно возросло, руководители Сануправления установили новый график работы аптеки, который не может удовлетворить запросы трудящихся и вызывает, по меньшей мере, недоумение.
В обычные дни аптека работает до 10 часов вечера, а в воскресенье - до 4 часов дня. Таким образом, если больной был у врача в 8 часов вечера и ему срочно необходимо лекарство, то он может его получить только на следующий день не раньше 13 часов.
Такой порядок работы аптеки не исключает возможности обострения состояния здоровья больного. Об этом хорошо знают руководители Сануправления, но ссылаются на ничем не оправданные «объективные» причины.
В работе наших медицинских учреждений есть много хорошего. Медицинский персонал целиком отдает себя служению народу, но есть немало серьезных изъянов в его работе.
Был такой случай: в августе внезапно заболела сотрудница одного учреждения тов. Бурова. При очень высокой температуре у нее начали отниматься ноги. Это произошло в 11 часов утра, когда врача в поликлинике N 2 уже не было (получив вызовы, он ушел в обход к больным). Пришлось обратиться по телефону в скорую помощь. И, как это ни странно, на станции скорой помощи ответили: «…Мы выезжаем только по назначению врача!».
Стоит сказать несколько слов о вызове врача на дом, особенно по детским болезням. Вызов производится только до 12 часов. После этого запись прекращается, и если вам к тяжело больному ребенку надо срочно вызвать врача, то требуется уже обращаться в скорую помощь, которая не имеет врача по детским болезням и направит к ребенку… фельдшера.
Работу учреждений здравоохранения надо строить, исходя из интересов трудящихся. Начальнику Санитарного управления тов. Винокурову пора упорядочить работу городской аптеки, скорой помощи и вызов врачей на дом.
Н. Фадеева».
Пропавшая премия
А вот письмо в «Советской Колыме» от 20 июля 1940 г.: «В апреле прошлого года приказом начальника Аэрогеодезического управления за стахановскую работу меня премировали сапогами. Я был несказанно обрадован: во-первых, премированием за хорошую работу отметили мой труд; во-вторых, весна - и сапоги были очень кстати. Но, как показали последующие события, радоваться было просто нечему. Приказ остался приказом, а премию я по сей день так и не получил.
Сперва просто говорили, что нет материала для пошива, а потом, когда прошло много времени, стали обходиться молчанием. Я подал несколько заявлений с просьбой о выдаче премии. На одном из них начальник управления тов. Швецов наложил резолюцию: «Тов. Долгов. При наличии материала дайте заказ в мастерскую».
А Долгов в свою очередь под этой резолюцией на заявлении начертал: «В настоящее время материала на сапоги нет».
С тех пор прошло полгода. И заявления, которыми я изредка напоминаю о премии, остаются без ответа. Д. Авдошкин».
Думаем, после публикации этой заметки, несчастному премированному стахановцу, выдали, наконец, новенькие сапоги.
Просека, ставшая улицей
Известно, что до постройки первых причалов в бухте Нагаева, положивших начало морскому порту, все приходившие суда останавливались на рейде. Затем разгружались с помощью барж и кунгасов.
Так было положено начало улице Портовой. В архивных документах, согласно работам историка А. Козлова, она встречается с 1932 года.
В момент возникновения эта улица была наиболее короткой и удобной просекой через когда-то существовавшие здесь заросли. По сути, она предвосхитила возникновение самого порта, но в дальнейшем была подвергнута значительной реконструкции.
Действительно, в начале 1930-х годов она начиналась прямо от Колымского шоссе (ныне - проспект Ленина) в районе многоэтажного дома с встроенным магазином «Полярный», который тогда еще не был возведен. Чуть дальше, как бы в глубине, в 1933 году была построена первая П-образная гостиница Магадана. Позднее с достроенным вторым этажом она стала обыкновенным жилым домом, а потом и зданием, где разместились магазин «Фортуна», ряд других коммерческих структур и мастерские художников.
Поэтому именно от здания первой магаданской гостиницы в начале 30-х годов и начиналась улица Портовая, которая сначала резко сворачивала вправо, затем шла вниз в район современного моргородка. Вдоль нее возникали деревянные строения. Часть из них возводилась стихийно, без какого-либо плана и разрешения местной власти. И чтобы навести порядок, директор Дальстроя Эдуард Берзин в 30-х годах издал постановление о введении прописки.
В дальнейшем, после вступления в строй Нагаевского морского порта и увеличения потока перевозимых грузов, улицу отсыпали более прочным грунтом.
В 1947 году на углу улицы Портовой и Колымского шоссе было построено (с помощью японских военнопленных) самое большое по тому времени четырехэтажное жилое здание протяженностью 215 метров. Вслед за ним началось строительство целого ряда других домов, имеющих своеобразную архитектуру, похожую на Питерскую, и которой до сих пор гордятся магаданцы. В 1958 году улица Портовая была заасфальтирована и стала приобретать современный вид, а также близкую к сегодняшней протяженность. Вскоре на ней открылось несколько ателье, магазинов, а потом выросли корпуса Магаданского пединститута (ныне СВГУ) и СВКНИИ. В настоящее время улица Портовая - одна из главных в областном центре.
Наталья АЛЕКСЕЕВА