Антиконкурс явил Магадану самые страшные подъезды. Кто виноват в их безобразном состоянии: нерадивые управленцы, нечистоплотные жильцы или еще кто?
Каждый нормальный человек хочет, чтобы подъезд, в котором он живет, был чистым, соседи - хорошими, а управляющая компания - добросовестной. Кому как повезет. Есть в Магадане такие подъезды, куда заходить не очень-то приятно, настолько они разбиты и загажены. И мучаются здесь люди годами, и никто о том знать не знает.
Антиконкурс на самый страшный подъезд, прошедший в Магадане впервые, и был задуман, чтобы обратить сугубое внимание и общественности, и органов власти, и управляющих компаний на состояние жилфонда в нашем городе, да и самих жильцов побудить к большей ответственности.
Организаторы антиконкурса - специалисты регионального Центра общественного контроля ЖКХ - решили позаимствовать удачный опыт Екатеринбурга и Ижевска, где страшный подъезд выбирали с великим энтузиазмом. И у нас он нашел отклик в сердцах людей - заявки на участие подали жильцы 18 подъездов.
Сначала члены комиссии (куда помимо Центра контроля ЖКХ вошли также специалисты Госжилинспекции, областного департамента ЖКХ, Фонда капремонта, представители Общественной палаты) ознакомились с представленными фото- и видеоматериалами заочно, из них выбрали семерых претендентов - самых-самых страшных. Затем побывали на месте в каждом и увидели безобразное состояние подъездов воочию. Это подъезды, расположенные по адресам: ул. Пролетарская, 32; пр. Ленина, 7; ул. Берзина, 11а; ул. Колымская, 17а, корпус 2; ул. Портовая, 5а; ул. Билибина, 5а; пр. Карла Маркса, 31/15. Вместе со специалистами Центра ЖКХ побываем в трех из них.
Есть такой гадюшник
«Как на духу вам скажу: мне счета за «коммуналку» приходят, но я не плачу. Я и начальнику управляющей компании прямо сказала: «Я живу в гадюшнике, где никогда не было ремонта, где крысы с меня размерами, и платить мне не за что!», - проживающая в доме 17а, корпус 2 по улице Колымской Лариса Шапошникова разражается гневной тирадой. Женщину можно понять: подъезд и вправду являет собой зрелище полной разрухи. Потолки то ли закопченные, то ли изъеденные грибком, стены и почтовые ящики обшарпаны и разбиты, окна мутны, кругом грязь, пивные бутылки, окурки.
«Кто здесь живет, почему так грязно?» - спрашиваю у Ларисы. - «А кто убирать будет? С декабря уборщица не приходит. На первом этаже, где моя квартира, я сама убираю, потому что у меня маленькие дети, а дальше, как видите, помойка».
Л. Шапошникова также сообщила: раньше в подъезде было еще хуже. Парило из подвала, с потолков капало. Чтобы добиться ремонта канализации в подвале, ей пришлось до МЧС дойти, добиться же ремонта подъезда никак не удается. До недавнего времени дом находился в ведении РЭУ-7, сейчас передан в МУП «МУК».
Проявят ли заботу о злосчастном подъезде новые управленцы? Победителем он не стал, но специалисты Центра ЖКХ, потрясенные увиденным, бросать подъезд на произвол судьбы не собираются - обещают всячески содействовать наведению здесь порядка. Тем более что уверены - «до ручки» он доведен бездействием управляющей компании. Ремонт, это невооруженным глазом видно, здесь действительно не делался многие годы.
Ссылки управленцев на неплатежи населения, по мнению специалиста Центра ЖКХ Нины Новохатько, не состоятельны. Отношения жильцов и управленцев должны определяться принципом: утром - работа, вечером - деньги. Сначала ремонт сделайте, а мы вам по факту оплатим. Но и самих жильцов от необходимости платить это не освобождает. И за чистоту в подъезде ответственность не уборщица должна нести. Увы, судя по загаженности подъезда, жильцы не больно радеют о чистоте - иначе откуда здесь столько мусорных куч?
Историю теряем?
Совсем иная картина на Карла Маркса, 31/15. С первого взгляда и не поймешь, почему этот подъезд, на редкость опрятный, вошел в число худших. Почему встречающая нас Галина Увижева с порога делает заявление: «У нас в подъезде катастрофа! Дом под угрозой обрушения!»? Но, если пройти чуть далее, вопросы отпадают сами собой - обрушение кирпичной кладки сразу бросается в глаза. Дыры в стенах преглубокие. Такие же, кстати, заметны и на фасаде со стороны двора, где до сих пор валяются и груды строительного мусора.
«Кладка стала разрушаться после того, как владельцы новоявленного ювелирного магазина расширили оконные проемы, - рассказывает Галина Увижева. - Убрали часть цокольного этажа, нарушили целостность конструкции. Мы, жильцы, протестовали против этого безобразия, но нас не услышали».
«Обрушение очень опасно, - подтверждает Нина Новохатько, - поскольку это несущая стена. Посмотрите, кирпич обнажился, в него проникает влага, что ведет к еще большему разрушению. Необходимо усилить стену, сделать армированный каркас, восстановить целостность всей конструкции. Кто это должен делать? Тот, кто стену разрушил».
Галина Увижева призналась, что на победу в конкурсе и не надеялась. Не ради победы она, инициативный жилец, стала в нем участвовать. Не победа жильцам нужна, а внимание общественности. Чтобы услышали и помогли спасти дом. Если он рухнет, не только люди останутся без крыши над головой - город лишится частицы своего исторического наследия и в архитектурном своеобразии безусловно потеряет. Тем большая помощь нужна этому жилому дому, что он старейший в Магадане - построен еще в 30-е годы. Не простят нам потомки, если мы его потеряем.
Страшнее не бывает
Дом на Билибина, 5 впечатляет с порога: весь тамбур усеян семечковой шелухой и окурками, в нос ударяет затхлый сырой дух. Подъезд черный, грязный и какой-то склизкий. Перил нет, на окнах вместо стекла дырявая пленка, стены ободраны и тоже разрушены до кирпичной кладки. Дверь открыта настежь: домофон не работает. Зимой, из-за наледи, он просто не действует. «Ужас, как в таких условиях люди живут?» - руководитель Центра ЖКХ Ксения Суханкина, заглянувшая сюда впервые, шокирована.
«Мы не живем - бедствуем, - замечает в ответ Александра Батурина, жилица этого подъезда. - Еще, посмотрите, здесь кривые ступеньки, дети постоянно падают, боюсь, убьются. Из окон дует нещадно».
«Застекление здесь в одну нитку, - говорит Нина Новохатько, а должно быть в две. То есть этот подъезд не был готов к зиме, а его почему-то приняли и выдали паспорт готовности».
«Я, конечно, не из пугливых, но подъезд страшный, - включился в разговор и жилец Сергей, молодой парень. - За «коммуналку» я плачу исправно. Только за что плачу? За мифические услуги?».
Подъезд на Билибина, 5 и стал героем антиконкурса. По мнению всех, он вполне этого «достоин». Страшнее не придумаешь. Ему и главный приз - ремонт. Организаторы собрали на это 250 тысяч рублей спонсорских средств. Руководству управляющей компании «Любимый город наш», в чьем ведении дом, теперь, наверное, очень стыдно?
«Нет, нисколько, - парирует руководитель этой компании Анатолий Переверзев, - и я не уверен, что ремонт здесь продержится долго. Последний раз подъезд ремонтировали в 2007 году, но он в таком состоянии, будто ремонта никогда не было. Рядом ларек, школа - школьники сюда бегают курить, маргиналы распивают спиртное».
Валить всю ответственность на управленцев в данном случае, кажется, не стоит - если подъезд являет собой проходной двор, порядка здесь никогда не будет. С другой стороны, не жильцы рушат стены и делают в подъезде парилку, но на это почему-то ноль внимания.
Ну а что же остальные подъезды, не победившие в конкурсе? Среди них ведь есть и аварийные. Например, по Портовой, 5 - там пластами отваливается штукатурка, протекает кровля. Но делать косметический ремонт, который только и можно сделать за 250 тысяч, здесь бессмысленно - сначала нужен капитальный.
«Подъезды, заявленные на конкурс, - подытоживает Ксения Суханкина, - мы не оставим без внимания. Собранную информацию передадим в Государственную жилищную инспекцию и Жилищную инспекцию города, и будем разбираться, почему подъезды в таком состоянии и как им можно помочь».
Между тем, в городе объявлен еще один конкурс - на самый лучший подъезд. Как жить нельзя, мы уже посмотрели. Теперь узнаем, как надо и можно жить. Поможет нам в этом, будем надеяться, и обновленный подъезд на Билибина, 5. Когда его отремонтируют, он будет явлен всем горожанам в назидание. Только бы, вопреки скептическому прогнозу Анатолия Переверзева, ремонт там продержался долго…
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ