Завуч - главный инженер школьного производства


В актовом зале областного института повышения квалификации педагогических кадров прошло общественное обсуждение доклада «О состоянии и развитии образования и молодежной политики в Магаданской области», с которым выступила министр образования и молодежной политики Правительства Магаданской области Анжела Шурхно.

ЗАГЛЯДЫВАТЬ В ПЕРСПЕКТИВУ

Региональное правительство не впервые проводит подобные мероприятия, незадолго до этого руководители учреждений области и общественность слушали выступления министра здравоохранения и демографической политики Сергея Зайнутдинова и министра сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Веры Дынды.

Необычная публичная форма отчетности, тематика выступления привлекли внимание. На слушаниях присутствовали губернатор В. П. Печеный, представитель Магаданской области в Совете Федерации РФ В. Ф. Кулаков, заместители губернатора и мэра г. Магадана, депутаты областной Думы, епископ Магаданский и Синегорский Иоанн, председатель обкома профсоюза работников образования Т. В. Баранова, ректор СВГУ А. И. Широков и другие.

В докладе А. В. Шурхно звучали цифры, иллюстрированные схемами и диаграммами достижений магаданских учителей, результатами их творческой деятельности. Украшали доклад «вставки» выступлений детей с наивными, но искренними речевками, стихами и песнями, обещаниями старшеклассников, учащихся учреждений профтехобразования и воспитанников кадетского класса быть достойными современных государственных и общественных требований к учащейся молодежи.

В сущности, доклад представлял отчет и перспективный план мероприятий по реконструкции структуры муниципальных образовательных организаций Магаданской области, охватывающих все типы действующих учреждений образования: дошкольные, средние общеобразовательные, начальные и средние профессиональные учреждения и дополнительного образования.

Слушателям была понятна огромная организаторская работа педагогов по занятости детей, их обучению и воспитанию в современных условиях, забота об обеспечении учебно-материальной базы образовательных учреждений области, внимание государства и региональных властей к педагогическому корпусу территории и роль социальных партнеров в этом процессе.

В этой связи мне вспомнился давний исторический документ, рожденный 8 апреля 1921 года председателем Совета Народных Комиссаров (ныне его преемник Совет Министров Российской Федерации) В. И. Ульяновым - Лениным, который в своем письме в Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос. - Д. Р.) писал: «Тов. Луначарскому, Покровскому и Литкенсу. Множатся признаки, что по части систематичности и плановости работы дела в Наркомпросе не улучшаются вопреки директивам ЦК и специальным заданиям ЦК при реорганизации Наркомпроса. Когда основной план работы будет выработан? Какие вопросы в этот план войдут? Такие ли, как составление учебников, библиотечная сеть и ее использование, образцовые школы, отчетность учителей, программы курсов, лекций, школьных занятий, контроль за степенью фактического исполнения школьных программ и хода учебных занятий? Или другие вопросы? Какие? Какие вопросы признаны важнейшими, ударными? Есть ли Постановление об этом? Какие меры систематического надзора за исполнением? Прошу краткого ответа». (Ленин В. И., ПСС. - М., 1951. - 4-е изд. - Т. 35. - С. 411).

Впервые этот документ был опубликован в 1932 году. Но он и в наши дни не потерял актуальности.

В обсуждении доклада А. В. Шурхно приняли участие представители различных организаций и учреждений области, которые непосредственно работают с детьми и педагогами. Они рассказывали о своем участии в реализации Закона РФ «Об образовании», взаимодействии педагогических коллективов в решении проблем учебно-воспитательного процесса, итогах реализации молодежной политики в Магаданской области в 2013 году, совершенствовании социальной активности молодежи в рамках организации «Молодая гвардия»…

Итог обсуждения подвел губернатор В. П. Печеный, подчеркнувший важность такого публичного обсуждения проблем развития системы народного образования в области, когда акцентируется внимание на взаимодействии школы, родительской общественности, что является условием стабильности, сдерживания миграции населения нашей территории.

- Это приоритеты нашей работы, - говорил В. П. Печеный.- Проблема кадров для территории - заглядывать в перспективу!
Действительно, в истории освоения Колымы начиная с начала промышленного строительства в районах Крайнего Севера в 30-х годах прошлого века проблема кадров оставалась весьма острой и дорогостоящей. И это касалось и работников образовательных учреждений.

ЛЮБИТЬ И ЗНАТЬ СВОЙ КРАЙ

Но чтобы решать вопросы закрепления тех, кто планирует жить, учиться и работать в Магаданской области, необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на популяризацию знаний о нашей территории: ее географии, истории и перспективах развития - со школьной скамьи, не забывая о реализации регионального компонента содержания образования в учебных заведениях профессионального образования. Недавно с болью услышал историю, когда в документах, исходящих из структуры мэрии г. Магадана, улицу Наровчатова обозвали Нарывчатого. Может, для чиновников нужно организовать курсы изучения русского языка и истории г. Магадана? Ведь это наверняка не единичный случай.

Анализ ответов учащихся школ г. Магадана, в том числе и инновационных учебных заведений, в прошедшем, 2013 году показал слабую включенность детей в проблемы освоения территории, видение своего личного участия в развитии хозяйства и культуры Магадана и области. Не владеют фактическим материалом об особенностях истории, экономики и культуры северного региона сами педагоги Магадана и области. И здесь прослеживается недостаточная роль института повышения квалификации педагогических кадров, всей системы методической сети областного центра и районов.
Изданные учебные пособия по географии, биологии, истории родного края, литературе народов Севера не используются в полной мере, школьники их просто не знают. Эта проблема не анализируется педагогами, и главная причина - устранение из Закона «Об образовании» указания об обязательном использовании регионального компонента. В то время как есть необходимость изучения востребованности учебных программ и пособий, работы с ними в школьных библиотеках и предметных кабинетах.

Невозможно спрашивать со школьников знание истории и географии Магаданской области, не организуя эту работу на уроках и факультативных занятиях, без опоры на дидактические материалы и учебные тексты, привлечения телевизионных и радиозаписей, посвященных краеведению.
Краеведческая работа в школах, на уроках и внеклассных занятиях ныне ведется лишь единичными педагогами-энтузиастами. А этого явно недостаточно, не говоря уже о неэффективном использовании бюджетных средств на издание учебных пособий и программ регионального содержания. Учебники лежат в шкафах предметных кабинетов, в библиотеках - ими редко пользуются.

Трудно говорить о востребованности учебных пособий, когда эта проблема не изучается, хотя в ряде случаев региональный компонент просматривается в выступлениях детей и педагогов на различных творческих конкурсах. Обидно, что это не стало масштабной практикой магаданского учительства. В любви к родному краю важны не только эмоции, но и знания. В каждой аудитории, будь это школьная, студенческая или взрослая (профессиональная), я задаю такой вопрос: «Кто родился в Магаданской области, кто прожил последние 5 сознательных лет в городе или в районах? Расскажите об истории своей улицы, своего поселка и района». Вразумительного ответа нет, они не владеют фактическим материалом. Зато легенды, бытующие на «материке», знают: «Белые медведи гуляют по улицам Магадана и спотыкаются о колючую проволоку».

«ГДЕ-ТО ЧТО-ТО СЛЫШАЛ…»

Не менее актуальная задача стоит перед школьными работниками в повышении качества образовательного процесса. Порой усвоение выпускниками школ программного материала оказывается поверхностным, лишенным межпредметных связей, видимо, сказывается узконаправленная подготовка детей к сдаче пресловутого ЕГЭ. Старшеклассники перестали рассуждать, доказывать, аргументировать, иллюстрировать свои ответы примерами из классических художественно-исторических и музыкальных произведений, выявлять причинно-следственные связи. Для многих школьников и студентов исторические персоналии из состава выдающихся представителей творческой интеллигенции страны: художников, писателей, поэтов, артистов, режиссеров, композиторов, скульпторов, архитекторов, военачальников - остаются неизвестными, на уровне «где-то что-то слышал…».
Грамотному человеку должно быть понятно, что эти сведения необходимы не только в день сдачи экзамена или в год, объявленный Годом культуры. Нет, это все-таки показатель уровня образованности и нравственности молодого поколения, которому предстоит укреплять цивилизационное состояние российского общества в ХХI веке.

Назрела необходимость поднять престиж и ответственность заместителей директоров учебных заведений по учебно-воспитательной работе, этих главных инженеров производства, которые отслеживают процессы качественного обучения и воспитания детей. К сожалению, о завучах стали меньше говорить и ценить их работу. А ведь от их ответственности и принципиальности зависят осознанные прочные знания. На мой взгляд, на сегодня это актуальнейшая проблема, которая буквально вопиет на экзаменах, итоговых испытаниях и аттестациях.

Заканчивалось общественное обсуждение деятельности системы образования Магаданской области вручением благодарственных писем социальным партнерам, кто понимает государственные задачи подготовки молодежи к предстоящей трудовой деятельности и плодотворно помогает органам образования и учебным учреждениям Магадана и районов области.

Давид РАЙЗМАН, заслуженный учитель школы РФ, член Союза писателей России, наш внешкор

Автор:  Давид РАЙЗМАН "Магаданская правда"









Колымские колонки