Один из самых больших блоков, рассмотренных 29 октября на XXVI заседании Магаданской областной Думы, был посвящен бюджетным вопросам. Основные из них - стратегия социального и экономического развития территории на период до 2025 года и обсуждение основного регионального документа - бюджета на 2010 год.
Второй блок не менее важный - социальный. Так, во втором чтении внесены изменения в некоторые законы Магаданской области в части реализации Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Утверждена величина прожиточного минимума пенсионера в Магаданской области в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2010 год.
В общей сложности депутаты рассмотрели 36 значимых для жизни территории законопроектов и постановлений. В работе заседания регионального законодательного собрания приняли активное участие губернатор Николай Дудов и член Совета Федерации от Магаданской области Владимир Кулаков.
С докладом о стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года перед депутатским корпусом выступила председатель комитета экономики администрации Магаданской области Ирина Пеньевская.
Как уже подчеркивалось, этот важнейший документ принимается для определения общих ориентиров развития социальной и экономической сферы территории для органов государственной власти области, бизнеса, потенциальных инвесторов.
Ожидаемый эффект от реализации стратегии заключается в обеспечении долгосрочного роста макроэкономических показателей, увеличении налогооблагаемой базы региона и поступлений в консолидированный бюджет Магаданской области, повышении уровня жизни жителей Колымы.
По словам докладчика, реализация стратегии обеспечит увеличение валового регионального продукта к 2025 году в 2,1 раза по сравнению с 2005-м в сопоставимых ценах. На этом этапе стратегия рассматривается в рамках принятия областного бюджета 2010 года и общего видения развития территории на длительную перспективу.
По словам депутата Михаила Котова, это очень своевременный документ и его надо обязательно передать для рассмотрения на предприятия и в организации области, чтобы колымчане, внимательно ознакомившись с предложенной стратегией, имели возможность внести в нее свои предложения.
- Представленный законопроект необходим, и его надо принимать, -подчеркнул и депутат от региональной организации КПРФ Александр Воронов. - Но, с моей точки зрения, требуется его дальнейшая доработка.
Что касается финансовых средств (я имею в виду источники поступления), то предлагаемый документ носит в основном декларативный характер, отсутствует концепция построения правового поля и выхода области из депрессивного состояния. В предлагаемых разделах требуются финансовые расчеты перехода экономики области в режим самоокупаемости. На мой взгляд, проект не содержит четких источников финансирования данного перехода.
Какие средства поступают из бюджета области, какова возможность их поступления из Особой экономической зоны, от инвесторов? Эти моменты обязательно надо отразить, работая над законопроектом для его принятия во втором чтении.
Как отметил Владимир Кулаков, надо учитывать, что стратегия принимается до 2025 года и она будет корректироваться по ходу своего развития.
Председатель Магаданской областной Думы Александр Александров, напомнив о том, что инициатором вынесения на утверждение регионального законодательного собрания данного документа был депутатский корпус, рассказал о том, что стратегия предварительно подробно рассматривалась на заседании комиссии по экономическому развитию, бюджету и налогам.
Депутаты исходили из того, что если согласно Бюджетному кодексу РФ полномочие по принятию областных целевых программ отнесено к исполнительной власти, то необходи-
мо общее видение стратегии и принятие ее на уровне регионального парламента.
Был изучен опыт Приморского, Алтайского краев, Пензенской, Волгоградской, Воронежской, Тамбовской и других областей, после чего решили остановиться на предложенной депутатам форме законопроекта для его рассмотрения в первом чтении.
По словам председателя Думы ранее на заседании комиссии по эко-номразвитию в частности прозвучало, что в стратегии не нашла подтверждения предстоящая газификация области, которая существенно повлияет на экономику территории, о чем губернатор Николай Дудов уже подписал соглашение с Газпромом. Также среди других было высказано предложение: более четко озвучить оптимизацию организации государственной власти и местного самоуправления, исходя из малочисленности колымских поселков.
- И, конечно, самое главное, о чем говорил губернатор, и мы на этом акцентировали внимание, -требуется дальнейшая скрупулезная работа со стороны депутатов, среди которых есть достаточно серьезные эксперты в той или иной отрасли, - отметил Александр Александров.
Законопроект «О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года» принят в первом чтении.
- Видение перспектив развития территории - это очень важный вопрос для любого субъекта Российской Федерации. Безусловно, мы очень внимательно работали с этим документом и наша стратегия, разработанная в соответствии с федеральыми целевыми программами развития страны до 2020 года, а также Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, ни в коей мере не противоречит требованиям федерального центра и Дальневосточного округа, -сказал, отвечая на вопросы журналистов, губернатор Николай Дудов.
- При этом применен программный целевой метод, рассчитанный на использование имеющихся возможностей нашей территории с тем, чтобы достичь развития экономики такого уровня, который бы в конечном итоге положительно сказался на качестве жизни наших граждан.
Это основная цель, которая преследуется этим законопроектом, на который мы будем опираться, принимая целевые программы.
В двух чтениях принят проект закона о внесении изменений в областной бюджет 2009 года, что обусловлено приведением его в соответствие с нормативными документами.
В первом чтении принят бюджет области на 2010 год. Формирование его параметров осуществлялось, исходя из положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010 -2012 годах», бюджетной и налоговой политики Магаданской области.
Проект разработан на базе среднесрочного финансового плана Магаданской области на 2009-2011 годы.
Доходная база сформирована на основе прогноза социально-экономического развития Магаданской области на 2010-2012 годы, основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год и среднесрочную перспективу, и оценки поступлений доходов в областной бюджет в 2009 году. В соответствии со статьей 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расчетах доходов областного бюджета учтены изменения и дополнения в налоговое законодательство на 2010 год.
В проекте налоговых доходов областного бюджета на 2010 год учитывались экспертные оценки налоговых доходов УФНС России по Магаданской области, а также отраслевых департаментов и управлений администрации Магаданской области.
Доходы областного бюджета на 2010 год представлены для рассмотрения в первом чтении законопроекта в размере 14787783 тыс. рублей. Общий объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2010 год спрогнозирован в сумме 4960107,8 тыс. рублей.
Расходы областного бюджета на 2010 год представлены для рассмотрения в первом чтении законопроекта в размере 15349959,8 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2010 год в сумме 4960107,8 тыс. рублей; объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 2010 год в сумме 9787481,6 тыс. рублей; объема прочих безвозмездных поступлений в областной бюджет (благотворительная и спонсорская помощь, плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов) в сумме 40193,6 тыс. рублей; источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2010 год в размере 562176,8 тыс.рублей.
Дефицит областного бюджета определен в размере 562176,8 тыс. рублей, что составляет 11,3 % от общего объема доходов областного бюджета без учета объема.безвозмездных поступлений. Это соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
- Проект бюджета размещен на нашем официальном сайте, и мы уже получаем замечания и предложения от колымчан, - сказал председатель областной Думы Александр Александров.
- Хотелось, чтобы как можно больше жителей области поучаствовало в этом обсуждении, и пусть они будут уверены, что ни одно замечание и предложение, поступившее от них, не останется без внимания.
В бюджетном блоке депутаты также в первом чтении приняли проект закона Магаданской области «О бюджете внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны на 2010 год».
Основная сумма поступлений во внебюджетный фонд ОЭЗ в 2010 году планируется по статье «Регистрационные сборы, уплачиваемые участниками ОЭЗ от сумм полученных налоговых и таможенных освобождений».
Объем освобождений, предоставляемых участникам ОЭЗ, запланирован в соответствии с действующим Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».
Доходная часть внебюджетного фонда ОЭЗ сформирована с учетом мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации в изменяющихся условиях развития экономики страны под влиянием международного финансового кризиса.
В частности, с учетом действующих в настоящее время мер регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающих установление повышенных ставок ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили и отдельные виды мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы.
Кроме того, при формировании доходной части учтено применение рыбодобывающими предприятиями -участниками ОЭЗ - особого правового режима, при котором участники ОЭЗ, экспортирующие продукцию рыбного промысла, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, а от сумм полученных освобождений уплачивают регистрационный сбор во внебюджетный фонд ОЭЗ.
Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области прогнозирует на 2010-й поступление регистрационных сборов участников ОЭЗ в размере 230 млн. рублей, что соответствует уровню 2009 года.
Основным источником формирования бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны в 2010 году будет регистрационный сбор от сумм таможенных освобождений.
С учетом возвратных средств и прочих доходов общая сумма доходов бюджета внебюджетного фонда планируется в размере 232,1 млн. рублей.
При обсуждении этого вопроса свое мнение высказал депутат Михаил Котов. По его словам, у таможенных органов отсутствует четкая позиция о возможности предоставления преференций в случае, если продукция вывозится с таможенной территории РФ без выгрузки в сухопутную часть Магадана.
Это может негативно отразиться на доходной части бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности ОЭЗ.
- Таможня сегодня при осуществлении своих функций ориентируется на Таможенный кодекс РФ и множество ведомственных нормативно-правовых документов, которые и определяют действия этой службы, - прокомментировал по просьбе журналистов все эти перипетии рыбодобытчиков с Магаданской таможней губернатор Николай Дудов.
- В конечном итоге не всегда нормы этих документов совпадают с нашими устремлениями осуществлять развитие области более ускоренными темпами, потому что законодательство порой отстает от требований, выдвигаемых на современном этапе, когда нужно принимать оперативные решения.
Поэтому приходится искать компромиссы и обращаться в вышестоящие таможенные инстанции, кстати, зачастую получая оттуда поддержку, что дает нашим региональным органам возможность действовать на опережение.
Будем продолжать эту работу и впредь, стараясь с учетом действия Особой экономической зоны максимально использовать весь имеющийся у нас потенциал, в том числе и в рыбной отрасли.
В окончательной редакции приняты изменения в некоторые областные законы в части реализации Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В связи ссокращением численности населения территории и для снижения расходов, связанных с деятельностью органов государственной власти региона, депутаты приняли решение об уменьшении состава областного парламента с25 человек до 21. Изменения вступят в силу со следующего созыва.
В двух чтениях принят закон об изменении транспортного налога, который не повышался в течение последних шести лет. В среднем налоговые ставки увеличились на 20 %. Эти средства остаются в бюджете территории и будут направлены в основном на ремонт и содержание дорог, обеспечение безопасности водителей и пешеходов. Закон вступает в силу с 1 января 2010 года.
На прошедшем заседании депутаты также приняли беспрецедентное решение о роспуске за бездействие представительного органа муниципального образования «Поселок Широкий».
В разделе «Разное» депутаты заслушали членов межведомственной комиссии, созданной для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в поселке Карамкен Хасынского района. По результатам докладов членов комиссии депутаты пришли к выводу,>что должно быть принято решение о закрытии поселка и расселении людей.
Член Совета Федерации от нашей области Владимир Кулаков подчеркнул, что на необходимые для этого деньги область может рассчитывать полиции Министерства чрезвычайных ситуаций, и обещал свое всемерное содействие в этом вопросе, лишь бы были обоснованные расчеты потребностей.
Они есть, заверил губернатор Николай Дудов, и администрация области находится в постоянном диалоге со всеми федеральными структурами, которые могут помочь территории. Большую помощь, подчеркивалось на заседании, в этом вопросе оказывает и «Единая Россия», которую карамкенцы активно поддержали на последних выборах.
Ирина Нефедова