Сегодня трудно представить, как еще недавно люди обходились без сотовых телефонов, загружали электронную страницу по нескольку минут, скачивали часами один-единственный трек.
Сегодня человек ежедневно потребляет огромное количество информации, соответственно, для комфортного существования он нуждается в стабильной сотовой связи и быстром и бесперебойном Интернете.
Заголовки газет вещают, что в Магаданской области скоро появится дешевый скоростной Интернет. Это станет возможным после прокладки оптоволоконного кабеля по дну Охотского моря. Новая подводная волоконно-оптическая линия протяженностью около 2 тыс. км должна связать Оху на Сахалине с Магаданом и Петропавловском-Камчатским. Пропускная способность сети составит 8 Тбит в секунду. А это новое качество услуг, в том числе и подвижной (сотовой) связи.
Ежегодно начиная с 1994 года в России отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций. По сложившейся традиции Международная федерация потребительских организаций каждый год называет его тематику. В этом году для 15 марта определен слоган: «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи» (FixOurPhoneRights! Justice for mobile consumers) и «Оказание финансовых услуг». В современном обществе человек без мобильного телефона - редкость. Каждый из потребителей, имеющих такой аппарат, пользуется услугами подвижной связи. Тема Всемирного дня защиты прав потребителей и призвана привлечь внимание мирового сообщества к существующим проблемам в данной сфере. Это делается в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, широких возможностях населения по защите своих интересов.
Роспотребнадзор и ранее уделял защите потребителей услуг подвижной связи огромное внимание. Так, в недавнем прошлом арбитражный суд Магаданской области привлек оператора к административной ответственности и выписал штраф 30 тыс. рублей за то, что со счета потребителя без его ведома он списал приличную сумму после того, как тот попытался скачать фильм с интернет-ресурса и ввел свой номер телефона для получения промокода. Клиент получил бесплатное сообщение с промокодом, однако, как выяснилось позднее, он активировал подписку на рассылку платных СМС. Всего мужчина получил 9 сообщений. При этом ему ни разу не поступало сообщения о том, что он может отказаться от платной услуги, и именно это абонент счел нарушением лицензионных требований.
Благодаря активным действиям формирующегося гражданского общества в России происходят изменения не только в сознании людей, но и в действующем законодательстве. С 1 декабря 2013-го вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2012 года. № 253-ФЗ «О внесении изменений в Закон «О связи» и некоторые положения Налогового кодекса РФ», более известный как закон об отмене «мобильного рабства».
Новые нормы законодательства о связи установили право сохранить свой абонентский номер. Его перенесение (сохранение) осуществляется на платной основе. Плата за использование сохраненного абонентского номера должна вноситься новому оператору, с которым заключается соответствующий договор. При этом указанный оператор вправе самостоятельно определить размер платы, но не выше 100 рублей.
Сохранение абонентского номера будет осуществляться на основании письменного заявления абонента новому оператору связи или его представителю (агенту). Также законодателем определено, что по договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности по оказанию услуг подвижной связи и совершению иных действий, связанных с обслуживанием абонентов, возникают непосредственно у оператора связи. При этом «такое третье лицо обязано по требованию пользователя услугами подвижной связи предъявить копию документа, подтверждающего его полномочия на заключение договора от имени оператора связи».
Данные изменения начнут действовать уже скоро - 8 апреля 2014 года. Дата начала оказания услуг операторами подвижной связи с использованием перенесенного абонентского номера не может быть определена позднее 15 апреля т. г.
Потребителям необходимо знать, что услуги подвижной связи оказываются на основании договора на неопределенный срок, хотя по желанию абонента может быть заключено срочное соглашение.
В случае, когда оператор отказывается или уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении оператора связи заключить договор и с требованием о возмещении ущерба, возникшего в результате его действий (бездействия).
Законодательство о связи объемно. Не всякий потребитель может в нем разобраться. В связи с направленностью нынешнего Всемирного дня защиты прав потребителей мы будем и дальше давать информацию об услугах сотовой связи. Приглашаем читателей «МП» задавать вопросы по данной тематике.
Петр ПАНКРАШКИН,
консультант консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области».