Представьте пьяную семейную драку, а точнее, избиение озверевшим до невменяемости мужиком собственной тоже пьяной супруги. Нецензурная ругань, вой, кровь, сопли, слюни - омерзительное, страшное зрелище. Понятно, какой ужас, боль, смятение и стресс испытывал невинный свидетель побоища - восьмилетний ребенок.
Порой невиданной силы детское отчаяние заставляет маленьких людей взрослеть за минуты. Это был тот самый случай. Мальчик выразил свой протест как вполне взрослый разумный человек - он позвонил в дежурную часть УМВД России по г. Магадану и вызвал наряд полиции.
Так закончился один из январских вечеров в обычной магаданской семье...
Только за январь текущего года в городскую участковую службу от населения поступило 1200 заявлений (тогда как в прошлом, 2013-м, за этот же период - 900). Заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции УМВД по г. Магадану Зураб Нателашвили констатировал, что 70 % данных обращений - семейные конфликты на бытовой почве.
По версии магаданки Татьяны Б. 30 лет, она засиделась в гостях у подруги и вернулась домой в два часа ночи. Увидев, что ее муж не спит и пьет водку, забрала у него бутылку и вылила ее содержимое в раковину. В отместку пьяный мужчина нанес ей телесные повреждения. Молодая женщина тут же вызвала наряд полиции и написала на супруга-драчуна заявление: «Прошу привлечь к уголовной ответственности...».
В свою очередь, муж Татьяны пояснил, что он мирно ужинал в два часа ночи с ребенком (!) на кухне, когда наконец-то вернулась домой его пьяная жена. Разбушевавшись, она начала к нему придираться, а потом побила. Написать на жену заявление мужчина тем не менее отказался.
По словам сотрудников полиции, в аналогичных ситуациях разумнее поступает тот, кто из двоих более трезв.
Доставленные в дежурную часть в третьем часу ночи Татьяна и ее супруг отправились под утро пешком домой - на ул. Гагарина.
Данная житейская драма типична, как и ее завершение.
- Скандалы на бытовой почве бывают разные. Наша задача - урегулировать конфликтную ситуацию, чтобы она не вызвала более тяжких последствий, - говорит Зураб Робертович. - При наличии телесных повреждений (синяк под глазом, вырванный клок волос, покраснение на щеке) - выяснить, при каких обстоятельствах это произошло. Кроме того, пострадавшие получают направление на судмедэкспертизу. Но супруги пишут заявления, а через три дня у них наступает перемирие. Их вызывают для дачи показаний, а они не отвечают на телефонные звонки, не открывают двери, начинают скрываться. При этом работы у нас только прибавляется. Поскольку вызов состоялся, запущенный механизм можно остановить, лишь выяснив истинные обстоятельства происшедшего.
Допустим, женщина не обращалась к нам, но ходила с нанесенными ей побоями в травмпункт, чтобы попугать мужа. Однако данная информация все равно идет к нам, и мы обязаны разбираться. Вот и начинаем бегать, просить уделить нам хотя бы пять минут. А потом проходит какое-то время, и наши «знакомые» вновь активизируются, опять скандалят, вызывают наряд полиции, пишут друг на друга заявления, и все повторяется...
Самое отвратительное, что, когда взрослые пьют, матерятся и дерутся, рядом находятся дети.
Значительная часть нынешних родителей - это поколение, выросшее в 90-е. Многие дети тех лет испытали и голод, и бедность и при наличии родителей были предоставлены сами себе. Взрослым было не до них. Но зато пиво рекой лилось, вспомните магаданские пивные праздники.
Однако, как отметил заместитель начальника отдела участковых уполномоченных УМВД России по г. Магадану З. Р. Нателашвили, в поле зрения полицейских попадают не только 30 - 35-летние родители, возраст не имеет значения. Нередко, «бытовуха» возникает и в благополучных, по общепринятым меркам, семьях. Беря во внимание все нюансы, впору перефразировать на местный лад известную поговорку: «От сумы, от тюрьмы и от попадания в дежурную часть магаданской полиции не зарекайся!».
Ситуация в целом пугает. Учитывая приведенную статистику, «бытовуха» становится нашей общей бедой. Что характерно, массовые вызовы нарядов полиции отмечаются в Магадане в пятницу, субботу и воскресенье, особенно в плохую погоду. При этом 80 % из общего числа вызывающих граждан находятся в нетрезвом состоянии. Не редкость, когда человек, позвонивший в дежурную часть, способен внятно произнести лишь два слова: «Хочу участкового!». А зачем и что случилось, добиться от него попросту невозможно.
- Конечно, влияет на ситуацию и тот факт, что у нас слишком много торговых точек, где продают спиртное, - считает директор школы № 29 депутат городской Думы В. А. Голубева. - Не секрет, что есть точки, где можно приобрести алкогольные напитки и ночью. В этой связи хочу вспомнить передачу по ЦТ о похожей московской ситуации: тележурналисты выяснили, что достаточно поменять одну строчку в лицензии, и магазин превращается вечером в кафе с одним столиком. На самом же деле это завуалированная продажа алкоголя в ночное время.
- Что касается пресловутой «бытовухи», похоже, пришло время, когда надо начинать активно бороться с этим позорным явлением всем миром, одной участковой службы тут явно недостаточно. Виктория Александровна, на ваш взгляд, что нам нужно делать? Какой должна быть профилактика?
- Наверное, нужно соответствующим службам сопровождать семьи независимо от их статуса - многодетные, малообеспеченные и т. д. Мне кажется, там, где женщина пишет свое заявление о побоях, должны лежать визитки наших женских общественных организаций. Она должна знать, что есть такое место, где можно поплакаться, услышать совет, получить моральную поддержку. При том, что у нас женские общественные организации существуют, где они находятся, как их найти, обычные магаданки понятия не имеют, - считает Виктория Голубева.
Виктория Александровна уверена, что взять на себя профилактику бытовых скандалов могли бы данные организации или отделы опеки. Но скорее тут требуется «незамыленный» взгляд, нужно что-то принципиально новое. Центр для жертв домашнего насилия, например. Мужья-садисты - одна из неизменных составляющих данной проблемы.
По информации участковой службы, самые ожесточенные бытовые схватки между супругами возникают на фоне разводных и постразводных ситуаций, когда люди продолжают жить в одной квартире.
Психолог Магаданской областной поликлиники А. А. Достовалов утверждает, что в таких случаях можно говорить о психологической зависимости, от которой надо избавляться.
- Люди не могут разъехаться, стремятся что-то доказать друг другу, насолить, сделать существование другого невыносимым. Всегда есть возможность изменить ситуацию, - считает Алексей Анатольевич. - Лучший вариант - переехать на время к родственникам или снять жилье, душевное здоровье важнее, чем квадратные метры. Можно целую жизнь потратить на борьбу за квартиру, но никто тебе не вернет ни ушедшие годы, ни здоровье. Бесплодная борьба с человеком, который еще недавно был дорог, а теперь осыпается проклятьями и поливается грязью, - поведение не для самодостаточной личности. Психологическая зависимость в том и проявляется, что он или она не думает о собственном поведении, а стремится изменить другого, винит его в своих бедах. Такие люди способны годами драться и тратить на это массу энергии. Но стоит ли превращать жизнь в ад?.. На детей взваливается при этом непосильный груз, который выливается потом в заниженную самооценку, чувство неуверенности и комплекс жертвы. Постепенно у ребенка исчезает сам принцип удовольствия, остается лишь «надо», «должен», «обязан». Происходит подсознательный запрет на счастье. Девочки из таких семей, повзрослев, приходят к тому, что нужно жить ради кого-то, надо терпеть. Даже если мальчику не нравилось поведение отца по отношению к матери, он критично это не переосмыслит, «бей бабу молотом, баба будет золотом» - усвоит ребенок навсегда.
- Снять квартиру женщине, скажем, с зарплатой в 20 тысяч рублей нереально, но ждать, пока тебя или твоего сына или дочь сделают инвалидом, тоже не вариант, согласитесь, - замечает В. А. Голубева. - В моей депутатской практике были случаи, когда обращались женщины, которые находились в подобных «квартирных» ситуациях. Они беспомощно метались и были уверены, что их положение практически неразрешимо, тогда как выяснялось, что они просто не владели юридическими знаниями в сфере раздела имущества.
...Из рапорта участкового от 17.02.2014 года «...гражданин К. пояснил, что с бывшей женой у него возник конфликт, гражданка К. также пояснила, что у нее с бывшим мужем возник конфликт. Данные граждане пожелали написать друг на друга заявления на причинение телесных повреждений и угрозу физической расправы, о чем было доложено в дежурную часть УМВД по г. Магадану, по указанию которой данные граждане были доставлены в опорный пункт микрорайона Нагаево». В этой семье двое детей - 8 и 12 лет.
В этот же день было зарегистрировано 119 заявлений, поступивших в службу участковых. Из них 19 свидетельствовали о преступлениях (украли, разбили, угнали), остальные 100 заявлений все на ту же тему семейных междоусобиц. Иной раз скандалы принимают настолько курьезный оборот, что от смеха невозможно удержаться. Только вот некоторые из них заканчиваются так, что становится не смешно, а страшно.
Не все еще знают, что в конце прошлого года на территории Магаданской области заработали поправки в областной закон об административном правонарушении - семейном дебоширстве, предусматривающие штрафные санкции от 2 до 5 тысяч рублей. Для семейного бюджета это убыток. Есть категория семей, вызывающих полицию регулярно, можно надеяться, что теперь они будут все-таки потише себя вести.
...Родители 8-летнего ребенка, вызвавшего наряд полиции усмирить разбушевавшегося пьяного отца, тоже помирились. Сейчас с этой семьей работают сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних. Как они говорят, за долгое время этот мальчик единственный, кто сделал такой шаг. Сколько детских душ изуродовали родительские пьянство и драки в быту, не сосчитать. В реабилитационном центре «Тихая обитель» 90 % детей - жертвы «бытовухи». Многим из них уже не до своих домашних проблем, их тянет улица. Меньше тех, кто, попадая в эти стены, тоскует по дому, каким бы он ни был. Они плачут, еще хотят к маме...
Виктория ШАДРИНА.