Все больше людей сегодня беспокоятся о возросшей подростковой агрессии. Не читал, не смотрел, не писал, не говорил об этом феномене поведения молодежи только совсем уж ленивый человек или отшельник. Неужели наше будущее поколение катится в тартарары?
От Сократа и Лао-цзы
Анекдот
Отец: «Безобразие! Искать женщин по Интернету! Это же чудовищно! Безнравственно!»
Сын: «А как ты познакомился с мамой?»
Отец: «Как все нормальные люди… Как полагается… Выиграл ее в покер».
Обвинять молодежь в «забвении правильного чтения молитв» и в «уклонении от истинного Дао» - традиционное занятие. Первые тексты такого рода с ритуальными обвинениями в адрес тогдашней молодежи найдены среди папирусов Вавилона (Папирус Присса, написанный в III тысячелетии до н. э.) и творений Лао-Цзы.
А признанный отец философии, грек Сократ еще при жизни сетовал на молодежь: «Наши нынешние дети стали тиранами, они не приветствуют стоя, если в комнату входит старше по возрасту человек, спорят со своими родителями. Попросту говоря они плохие. Жадно глотают пищу и изводят свои! учителей».
Если обратится к истории последних веков, то прежде всего можно вспомнить студентов - бомбистов, юных нигилистов, способствовавших кардинальному повороту хода российской истории. А советское время? Совсем недавно, в 1960-е - начале 1970-х годов, молодежь обвиняли в распущенности, отступлении от идеалов отцов и дедов, легкомыслии. Молодых людей обвиняли также в том, что они носят длинные волосы и ходят в джинсах - то есть в кощунственном нежелании воспроизводить не только духовный, но и физический облик отцов и дедов.
В конце 2000-х годов бросать такие обвинения еще легче: на место хиппи и рокеров пришло до 30 различных молодежных субкультур, среди которых такие экзотичные, как эмо, готы или байкеры.
Иными словами молодежь ругали всегда. И это закономерность, присущая веку и людям, проживших жизнь в определенный период времени, воспринимающих изменение привычного уклада в виде новых веяний почти всегда отрицательно.
Всегда есть «но»
Ругать молодежь за распущенность и короткие мини-юбки - одно дело, другое - стать жертвой проявления агрессии со стороны подростков и молодых людей. И сегодня у любого из нас вполне есть шанс попасть под пресс культа силы и насилия, возникшем в подростковой среде.
Многие сравнивают происходящее у нас с волной подростковых преступлений на Западе. Однако разница между психопатичным одиночкой, истерично отправляющим пулю за пулей в одноклассников, а затем совершающим самоубийство, и толпой отморозков, с шутками и смехом избивающих ногами женщину, а потом с радостным гвалтом возвращающихся домой, на наш взгляд очевидна. В первом случае речь идет о желании совершить преступление, эпатировать общество, доказать ему собственную отчужденность, нарушив все мыслимые и немыслимые границы морали и права. Во втором - о явном наслаждении от насилия. Если первые видят границу дозволенного, и демонстративно ее нарушают, то в сознании вторых эта граница уже стерта. Нельзя сказать, кто лучше или хуже. И те и другие - порождения явной болезни общества, однако диагнозы абсолютно разные.
Статистика негатива
Начиная с 2005 г. сотрудники Института социологии РАН проводили во многих больших и малых городах России опросы «трудных» и обычных подростков-старшеклассников, их родителей и учителей, а также воспитанников Белореченской мужской колонии для несовершеннолетних. Исследования вели как традиционным способом личного интервью, так и в режиме онлайн в сети Интернет.
Выводы не слишком-то радостные. За последние 9 лет подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе «тяжелые», проявлять агрессивность, совершать преступления. Социологи на основании своих исследований заключили: в России так и не удалось создать эффективную систему борьбы с подростковой преступностью.
Доля «законопослушных» подростков снизилась почти вдвое: с 32 до 15% от общего числа опрошенных. И наоборот: несовершеннолетние, которые периодически нарушают «нормы общежития» - дерутся, пьют, курят, воруют, хулиганят - это уже не 58%, как раньше, а целых 69%. И если 8 лет назад к числу «трудных» можно было причислить лишь каждого десятого подростка в России, то сейчас это уже каждый шестой (16%).
В ходе исследований выяснилось, что среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с «неоконченным средним». Каждый пятый старшеклассник (20%) и вдвое меньше их младших товарищей совершали мелкие кражи из магазинов. Очень тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% 7-9-классников поставили галочку в строке «избиение с группой человека». По 2-5% признались социологам, что совершали кражу кошелька или сумочки, угоняли чужой велосипед или скутер, что-то похитили из чужого автомобиля.
Самые частые преступления, которые совершают подростки, - это кражи, уличные грабежи, хулиганство. Особенно тревожит то, что в последнее время несовершеннолетние успешно «осваивают» вполне взрослый криминал: торговлю оружием и наркотиками, рэкет, сутенерство, разбойные нападения. Они не останавливаются перед тем, чтобы пытать своих жертв, калечить и убивать их. Юные бандиты проявляют сейчас гораздо большую изобретательность и жесткость, чем в прежние времена. Причем их отличительная черта - то, что они обычно собираются в «стаи», и примерно в 2,5 раза чаще, чем взрослые, совершают именно групповые преступления. Так, при опросе осужденных в Белореченской колонии для несовершеннолетних 58% подростков сказали, что в момент совершения преступления действовали в компании со сверстниками, еще 15% указали, что в этот момент в их «группе» были взрослые.
Культ силы сегодня обрел реальных поклонников, если хотите, жрецов. И многие из них сегодня выступают и борются с современным злом, но так, как привыкли - с помощью насилия. Педофилия, наркомания, ЛГБТ-сообщества - серьезные проблемы современного общества. Но бороться нужно с причинами. В итоге мы получаем неконтролируемых подростков под руководством всяческих «Тесаков», берущих пример с накачанных мужиков, собственноручно наводящих порядок. И у себя в городках и селах подростки начинают сбиваться в группы и искать среди своих тех, кто не входит в рамки или попросту слабее. Тут уж молодая энергия находит выход. Уже сегодня кое-где появляются группы детей, выявляющие подростков, продающих себя по интернету, затем находят, избивают и снимают все на камеру. А дальше выкладывают в сеть и находят новых последователей.
Хулиганство они считали невинным «озорством», групповое избиение - восстановлением справедливости, как у Робин Гуда, драку - «мужским» выяснением отношений и т. д. Подросток подменяет понятия: себя он видит мстителем, а жертву - «злодеем», которого надо «наказать».
Что делать?
Психологи находят причины обострения жестокости подростков, кроме прочего, в «агрессивном влиянии» извне: в жестоких фильмах, в постоянном насилии и крови на киноэкране и на мониторе, где разворачиваются компьютерные игры. А еще - в Интернете, куда по новой «моде» подростки выкладывают видеозаписи, например, своих издевательств над сверстниками и находят массу откликов. В ходе онлайн-исследования 15-летние респонденты без малейшего стеснения хвастались своими «режиссерскими успехами» на этом поприще - например, обсуждали ролик «школы боев без правил для девочек». Ученых поразило то, что подростки занимали позицию нейтрального и аморального наблюдателя и жертве ни капли не сопереживали.
Как же исправлять ситуацию, где мы будем жить через десять, двадцать, тридцать лет? Ученые не дают однозначного ответа, кивают на воспитание в семье, в школе, социализацию, потерянное поколение и иные факторы. Обуздать же феномен подростковой жестокости пока не удается, остается надеяться, что перебесятся…
«ВгМ»