Такая сеть - маршрутная


Сегодня не только в западноевропейских странах, но и практически везде, где развивается туристическая индустрия, автобусные перевозки составляют неплохую конкуренцию железнодорожному и авиационному транспорту.

Северо-Восток России только движется к этому. Возможно, толчком к развитию конкурентной среды в сфере пассажирских перевозок послужит реконструкция, какая сегодня ведется как на автодорогах регионального значения, так и на федеральной. Неплохим приложением в достижении этой цели может стать и новая дорога на Чукотку. Увы, до европейской картины Магаданской области еще далеко.

НЕ КОНКУРЕНЦИИ РАДИ - ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ

Железная дорога на Колыме, если, конечно, по ней покатят купейные и плацкартные вагоны, в еще большей степени создаст условия для развития здоровой конкуренции в области пассажирских перевозок. Пока же конкуренцией здесь и не пахнет. И решение, каким транспортом сегодня добраться из Сусумана в Магадан, принимается исходя из складывающихся обстоятельств, а не личного предпочтения. Один мой знакомый сусуманец на вопрос, как он добрался до Магадана, ответил: автобусом. «Почему не самолетом?» - спросил, в свою очередь, я. «Два раза брал билет на самолет, но и в первом, и во втором случае погода была нелетной», - ответил он. Получается, альтернатива, конечно, есть, только воспользоваться ей можно далеко не всегда.
Таким образом, сегодня на территории области решается задача не развития транспортной конкуренции, а транспортной доступности для населения. В частности, выделением средств на приобретение новой автомобильной техники для перевозки пассажиров также реализуется государственная программа транспортной доступности, что позволяет не только обновлять автобусный парк, но и увеличивать маршруты.

- Наша задача - охватить сетью регулярных пассажирских маршрутов все населенные пункты Магаданской области, уделяя особое внимание комфорту и безопасности пассажиров, регулированию цен на билеты, - говорит Владимир Печеный.

Причем речь идет о субсидировании не только региональных авиаперевозок, но и перевозок автобусным транспортом.

Итак, какова же прошлогодняя картина перевозок пассажиров автобусным транспортом на межмуниципальных маршрутах? Как сообщил и. о. начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Максим Марков, в 2013 году объем пассажирских перевозок на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах Магаданской области составил 83,9 тыс. пассажиров (в 2012-м - 85,2 тыс. чел.), при этом выполнено 4842 рейса (в 2012-м - 4975). Для осуществления перевозок пассажиров по субсидируемым маршрутам Мага- дан - Ола, Магадан - Армань, Магадан - Клепка, Магадан - Талая, Магадан - Омсукчан в минувшем году было выделено 5,3 млн. рублей. Кроме того, приобретено 4 автобуса на сумму 12 млн. рублей. В этом году на субсидированные маршруты запланированы средства в размере 26,3 млн. рублей, а также на приобретение автобусов - 15 млн. Ввиду того что цены на перевозки регулируются Правительством Магаданской области, в то время как стоимость автозапчастей и топлива определяется внешним рынком, затраты автотранспортных предприятий растут. Поэтому в 2014 году для обеспечения транспортной доступности субсидированные маршруты расширились. Несубсидированным остался только маршрут Магадан - Палатка - Магадан.

Замечу, цифры прошлого года несколько уступают показателям предшествующего, 2012-го, и это закономерно, ведь в минувшем году отсутствовало регулярное автобусное сообщение с Омсукчанским районом. Сегодня этот маршрут прикрыт. Без, так скажем, автобусной связи остаются только Северо-Эвенский (здесь все понятно) и Среднеканский районы.

В ОМСУКЧАН - НА ВАХТОВКЕ
Кстати, недавно губернатор Магаданской области Владимир Печеный вручил ключи от новых автобусов, два из которых - машины повышенной проходимости на шасси автомобиля КамАЗ. Они как раз будут использоваться для пассажирских перевозок по маршруту Магадан - Омсукчан. Конкурс на перевозку пассажиров выиграло ООО «Маршрут-Центр».

Данное предприятие работает на городских автобусных маршрутах, впрочем, его директор Сергей Смирнов также является руководителем других автотранспортных предприятий, работающих и на пригородных маршрутах. Об этом Сергей Владимирович сообщил, отвечая на вопрос: кто сядет за руль новых автобусов? По его словам, водителей с соответствующими категорией и опытом найти было несложно. Среди работников предприятия есть и такие, кто уже водил по колымским трасам КамАЗы, чей стаж работы в категории «Д» составляет более 10 лет. Это уже гарантирует надежность и безопасность пассажирских перевозок.

- Насколько сложно было принять решение выйти на такой дальний маршрут, тем более пролегающий по непростым перевалам, таким, как Капрановский? - спрашиваю перевозчика.

- Предложение осуществлять регулярные пассажирские перевозки по маршруту Мага- дан - Омсукчан - Магадан от департамента дорожного хозяйства и транспорта поступило больше года назад. Тогда же начались наши переговоры о транспортных средствах, подходящих именно для омсукчанского направления. Выбор пал на автобусы на базе КамАЗов. В народе они называются вахтовками, тем не менее это специальное пассажирское транспортное средство категории «Д», выполненное в соответствии со всеми требованиями, в частности обустроен салон, имеется багажное отделение. Автобусы утеплены и оборудованы с учетом климатических условий Севера.

- Когда планируется начать регулярные перевозки?

- В данный момент приводится в соответствие необходимая документация, сами машины будут дорабатываться… Вообще, срок определили до 1 марта. Этому будет предшествовать пробная поездка с участием специалистов департамента дорожного хозяйства и транспорта, целью которой станет обследование маршрута. И только после пробного заезда начнется регулярное сообщение.

- Дорабатываться? Выходит, техника не так уж хороша?

- Техника требует незначительных доработок, но автобусы на базе КамАЗа - для нас единственный вариант. Я часто ездил в районы области и уверенно могу сказать, что другой техники, которая могла бы там работать на регулярных пассажирских перевозках, нет. Я в этом убежден и ни на чем другом пробовать возить пассажиров не стал бы, - выразил свое мнение о новой технике директор ООО «Маршрут-Центр» Сергей Смирнов.

ЛЮДИ ЕЗДЯТ НА АВТО

Как и в прежние годы, дальние маршруты, такие, как в Омчак, Сусуман, Ягодное, Талую, сегодня обслуживает ООО «Снежное». Не могу не спросить у директора предприятия Александра Крамаренко, что же так изменилось за последние годы, что область вынуждена субсидировать практически все межмуниципальные автобусные маршруты. Может, повлияла авиация? По крайней мере, в прошлом году авиарейсы выполнялись и в Сусуман, и в Ягодное.

- Пассажиропоток снизился в целом по всем направлениям, но влияние авиации здесь не такое большое. Скорее, авиация здесь будет идти в совокупности с другими факторами. Например, улучшился уровень жизни, и это позволило населению приобретать автомобили. В той или иной мере продолжается и отток населения, что также сказывается на количестве пассажиров. Развивается золотодобывающая отрасль. Если раньше предприятия завозили вахтовых рабочих рейсовыми автобусами, то теперь практически на всех золотодобывающих предприятиях есть свои вахтовки. Поэтому вопрос о субсидировании назрел уже давно, поскольку топливо в цене растет, а количество пассажиров уменьшается. Прежде всего сделано это для того, чтобы стоимость проезда оставалась на прежнем уровне, иначе для рентабельности автобусных пассажирских перевозок цену на билеты надо было поднять значительно, и даже не в два раза, - отметил Александр Крамаренко.

Как уже было сказано, в рамках областной целевой программы обеспечения транспортной доступности, приобретены 4 автобуса. КамАЗы - для работы на омсукчанском направлении, и ПАЗы - для работы в Хасынском и Сусуманском районах. Как сообщила заместитель главы администрации Хасынского района Лидия Исмаилова, новый автобус на данный момент в перевозках не задействован, идет процедура оформления всех необходимых документов, а также монтаж системы ГЛОНАСС. Автобус планируется задействовать в перевозке школьников из п. Хасын в Палатку.
В этой работе в Хасынском районе прежде уже были задействованы два автобуса, но они давно устарели и требовали немало внимания и финансовых вливаний в ремонт. Более того, один из них и вовсе ввиду своей ветхости использовался только в случае крайней необходимости. О сроках, когда новый «пазик» выйдет на линию, сказать сложно, но администрацией района делается все, для того чтобы с этим не затягивать.

ТЕХНИКА НУЖНА ЕЩЕ!

Нужду в новой технике испытывал и Сусуманский район, куда, кстати, и отправился второй ПАЗ. Как рассказала первый заместитель главы администрации Сусуманского района Наталья Лебедева, зимний путь к месту прописки (г. Сусуман, МУП «Авто») машина прошла хорошо, проявив себя надежной и безопасной техникой. Вопрос использования его на маршруте Сусуман - Ягодное - Сусуман только прорабатывается, точно можно сказать, что новый ПАЗ будет задействован в перевозке людей между поселками района, такими, как Широкий, Холодный, и самый протяженный маршрут - это Сусуман - Мяунджа. Также Наталья Лебедева добавила, что техника району нужна еще.

Такая не совсем удовлетворительная, но обнадеживающая ситуация сегодня складывается в сфере пассажирских перевозок автобусным транспортом. Конечно, для перевозки вахтовых рабочих предприятия обзаводятся собственными транспортными средствами, но в поселках области живут и работают колымчане, для которых автобус - единственный способ выехать в областной центр. И сегодня благодаря обновлению подвижного состава автотранспортных предприятий, субсидированию маршрутов задача по обеспечению транспортной доступности решается успешно. А развитие конкурентной среды - это уже дело будущего, главное, чтобы пассажирские перевозки пользовались спросом. Я уверен, Магаданская область может стать привлекательной не только для недропользователей.

Глеб БОЯРКИН.

Автор:  Глеб БОЯРКИН "Магаданская правда"









Колымские колонки