Из коллапса почту Колымы вытянули специалисты регионов. С почтовыми отделениями в нашем регионе уже не первый год творится неладное, претензий к доставке посылок, к очередям и отсутствию извещений в почтовых ящиках накопилось предостаточно.
По итогам проверок в 2013 году судебные приставы выявили 89 нарушений в работе магаданского филиала - предприятие оштрафовали более чем на 260 тысяч рублей. Причем большинство проблем нашей почты связано было с острой нехваткой кадров - в Магадане из положенных 77 операторов работало всего 46.
В августе 2013 года в дело вмешались власти региона: администрация Магаданской области подписала с ФГУП «Почта России» соглашение о сотрудничестве. Произошло это после длительного обсуждения непростой ситуации в регионе с руководством «Почты России»: на тот момент и. о. губернатора области Владимир Печеный упирал на то, что основные проблемы магаданского филиала - низкая заработная плата сотрудников и, как следствие, - отток кадров.
На что гендиректор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов ответил, что хотя они и являются коммерческим предприятием, тем не менее понимают нашу специфику и постараются помочь:
- В таких регионах, как Магаданская область, деятельность предприятия убыточна по объективным причинам, - сказал Дмитрий Страшнов. - Мы будем решать вопрос о бюджетной поддержке с федеральными органами власти.
В итоге в октябре прошлого года в магаданский филиал приехали специалисты из крупных городов: нынешний руководитель филиала «Почты России» Денис Хижняков - из Томска, начальник отдела кадров Александр Ефремов - из владивостокского филиала. И завертелось.
Этап 1.
Командировочные феи
Стоять в очередях за посылками по 3 часа стало для нас делом почти привычным. Человек вообще ко всему привыкает. Только готовиться морально к походу на почту приходилось заранее - как к неизбежному стрессу.
- Как подумаю, что сейчас придется топать на почту и стоять в очереди, а потом еще раз, так как жду еще одно отправление, так сразу начинается истерика, - жаловались магаданцы друг другу на магаданских форумах. Скандалы в почтовых отделениях, утомительные процедуры поиска посылки, недоставление почтовых извещений - все это стало притчей во языцех.
И тут вдруг - в декабре, когда традиционно наша почта не справлялась с наплывом посылок, - сюрприз!
- Ну да... я взяла планшет, прочитала себе нотацию о терпении и смирении и пошла на главпочтамт, - рассказывает одна магаданка. - Иду, вздыхаю... Захожу и НИКОГО там нет! То есть вообще ни одного человека. Спрашиваю у девушки: куда народ дели? Или, может, у нас эпидемия, мор, чума... Люди-то где? А она говорит, что всех обслужили уже! Я прям сначала не поверила... Жаль, что командировочные почтовые феи уезжают от нас через неделю...
«Феями» горожане прозвали 16 новых временных сотрудниц почты, которые приехали к нам в конце прошлого года из нескольких регионов страны в качестве экстренной помощи, и работали они так быстро, что только руки мелькали в воздухе. Они, надо сказать, были очень удивлены нашим смирением: «Магаданцы - еще терпеливые люди, стоят по несколько часов в очередях, у нас бы почту по кирпичикам разнесли… И сами сотрудники жалобы бы строчили, и жители...»
- Ситуация была действительно тяжелая, - говорит новый директор магаданского филиала Денис Хижняков, приехавший в Магадан в конце октября прошлого года. - Поток посылок из сортировочного цеха упирался в гору нерассортированных посылок в отделениях - их просто негде уже было хранить, оставлять посылки в МСЦ тоже было невозможно… Работников не хватало, извещения не только разносить было некому, но даже выписывать. Эти 16 операторов нас буквально спасли. В итоге мы выдавали даже посылки с истекшим сроком хранения, и командировочные сотрудники, уезжая, оставили после себя чистые кладовые.
Ну, одними чужими специалистами общую ситуацию не исправишь. Поэтому наступил этап второй.
Этап 2.
Повышение зарплаты и учеба
Самое, конечно, важное для сотрудников - повышение зарплаты - тоже наконец-то произошло. С 1 января заработная плата почтовиков поднялась на 50%, сейчас зарплата оператора 1 класса примерно 18-20 тысяч рублей, по сравнению с прежними 10-12 тысячами это уже что-то. Кроме того, оказалось, не все почтовые работники на Колыме знают о системе премирования и о том, как можно увеличить свою зарплату, выполняя план.
- Оказалось даже, что в некоторых поселках в глаза не видели своего руководства! - с удивлением говорит Денис Хижняков. Он объездил несколько почтовых отделений на трассе, пообщался с работниками, объяснил требования к ним, ответил на их вопросы. И первое, что услышал: «Наконец-то мы хоть в глаза увидели начальников!»
- Работа с коллективом - это очень важная составляющая, - сказал «КП» начальник отдела кадров магаданского филиала «Почты России» Александр Ефремов. - Кстати, приезд специалистов из других регионов (которые работали, как «вертолеты») дал нашим работникам толчок, даже в психологическом плане что-то поменял в них…
А с 15 января магаданский филиал открыл учебный класс, где теперь готовят операторов второго класса. Учащиеся 2 недели узнают теорию и после 2 недели проходят практику на рабочем месте. Сейчас набраны 2 группы по 10 и 14 человек.
- Увы, раньше из-за нехватки работников на почту принимали неквалифицированных людей, буквально с улицы, и обучали их на месте, - сказал Александр Ефремов. - Сейчас, после обучения, мы рассчитываем получить квалифицированных операторов связи и закрыть все вакансии в городе. Под этот учебный класс была закуплена и техника, и мебель, установлены самые современные программы.
Естественно, планируется повышать квалификацию и нынешних работников - обучаться будут не только операторы, но и сортировщики и даже почтальоны.
Этап 3.
Нововведения
Совсем скоро «Почта России» во всех городах-миллионниках планирует открыть круглосуточные центры выдачи посылок, где можно будет получить корреспонденцию всего за несколько минут.
- Но и для Магадана с его 100 тысячами жителей дополнительный пункт выдачи посылок - вполне реальная задумка, - поделился с «КП» Денис Хижняков. - В наших планах открытие такого центра выдачи посылок, который бы работал не круглые сутки, но не меньше 14 часов, там будут открыты 4 окна выдачи посылок по удобному для клиентов графику, и операторы будут ориентироваться на количество клиентов. В таких условиях можно было бы получить посылку в течение 3 минут, не дольше. Уже сейчас у нас есть место для такого отделения - на Пролетарской, 10. Туда даже закуплены стеллажи. Конечно, прямо сейчас этот центр не откроется: во-первых, нужны специалисты, во-вторых, есть проблемы с возможностями МСЦ - в настоящее время цех не может подстроиться под схему работы центра, нет еще таких производственных мощностей. Тем не менее, это лишь вопрос времени.
Несмотря на явные улучшения, проблемы все же остаются. Увеличение штата сотрудников - дело не одного дня. По-прежнему не хватает почтальонов и некому разносить извещения (некоторые сотрудники просто выполняют эти функции по договору). Есть вопросы и по частному сектору. Почтальоны, скажем, 17 почтового отделения просто отказываются разносить извещения и корреспонденцию в «свои» дома.
- Там много нерешенных моментов, - говорит Денис Хижняков. - Во-первых, отсутствует 90 % почтовых ящиков - куда опускать извещения-то? Мы обратились в мэрию, чтобы установили там абоншкафы, в перспективе они появятся, но пока их нет. Во-вторых, в районе бродят стаи псов, и я просто не имею морального права отправлять туда сотрудников, если это представляет опасность для их жизни…
Как сказал «Комсомолке» директор магаданского филиала, результат нововведений будет виден в мае-июне этого года - пока же выводы делать рано.
Анна САВИЦКАЯ.