У Колымы появится второе дыхание. За самые отдаленные субъекты России центральная власть решила взяться основательно.
Недавно были приняты решения о поддержке приоритетных объектов Магаданской области. На что собираются потратить деньги?
Дальний Восток поднимут
Мы хорошо помним, что еще 30-40 лет назад жить и работать в районах Крайнего Севера было выгодно. Многие приезжали сюда заработать и уехать, но оставались навсегда, пленившись суровым краем. Здесь жили и работали, а в теплые края уезжали отдохнуть, причем с размахом. Все изменилось в 90-е, люди практически бежали с Севера, а власть, казалось, вовсе запамятовала о нашем существовании. Как ни печально, но процент уезжающих довольно высок и сегодня.
Поэтому программа «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» преследует несколько целей. Во-первых, создать условия для ускоренного развития дальневосточных регионов и превратить их в конкуренто-способные. Во-вторых - сократить отток населения и обеспечить миграционный прирост с преобладанием квалифицированных специалистов.
Общий объем финансирования беспрецедентен: 10,6 трлн рублей, из которых 3,8 трлн - средства федерального бюджета, 6,5 трлн - внебюджетные источники, 0,3 трлн - консолидированные бюджеты субъектов РФ. Часть федеральных средств получит Магаданская область, уже известно, какие объекты будут финансироваться в первую очередь.
Доедем до Эвенска?
Сегодня перед Правительством Магаданской области стоит задача подготовки служб региона к реализации федеральной программы, в которую вошли пять значимых для Колымы объектов. Почти все они связаны с развитием транспортной инфраструктуры - болевой точки региона. Отсутствие и ненадлежащее состояние наших дорог затрудняет не только развитие экономики, но и снижает его привлекательность для инвесторов.
Поэтому в ближайших планах - связать область с Чукоткой, для чего будет проложена автодорога Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь. Новая дорога откроет новые перспективы для повышения инвестиционной привлекательности Северо-Востока. Также в программу развития вошло строительство моста на трассе Магадан - Талон. Часть бетонных работ уже выполнена, а металлоконструкции будущего моста уже отправлены в Магадан.
Для освоения Яно-Колымской золоторудной провинции реконструкции подвергнутся автомагистрали Палатка - Кулу - Нексикан и Магадан - Балаганное - Талон. А если в федеральную программу будет включено строительство автодороги Меренга - Эвенск, станут доступны месторождения Северо-Эвенского района, и добраться туда можно будет на автомобиле.
«Транспортная доступность территорий с богатыми запасами природных ископаемых и населенных пунктов региона, - подчеркнул глава территории Владимир ПЕЧЕНЫЙ, - непременное условие для устойчивого социально-экономического развития нашей области».
Ворота - на ремонт!
С принятием федеральной программы, наконец, решится вопрос о реконструкции местных аэропортов. Воздушные ворота Сеймчана и Эвенска уже включены в планы по реконструкции. Несмотря на то, что оба объекта вошли в состав федерального казенного учреждения «Аэропорты Севера», власти Магаданской области будут добиваться выполнения всех за-планированных работ. Также руководство области не отказывается от идеи получить аэропорт «Магадан», который вскоре может стать собственностью региона.
Помимо этого, в 2015 году должно начаться возведение ЛЭП «Магадан - Палатка - Оротукан», что позволит эффективнее развивать добывающие отрасли промышленности.
Программа развития Дальнего Востока уже заработала, первые результаты не заставят себя ждать. А Магаданская область готовится к экономическому прорыву, о котором так много говорилось в последнее время.
Андрей ГРИШИН