Вокруг взлетно-посадочной площадки в п. Ягодное было немало шумихи. Жители отдаленных от областного центра населенных пунктов мечтали о том, чтобы в их местности вновь стали осуществляться пассажирские перевозки по воздуху.
Это и понятно, ведь тогда многим не пришлось бы трястись по Колымской трассе. К тому же время в пути при авиаперелете до областного центра из Ягодного составляет всего полтора часа, а не порядка десяти, как наземным транспортом.
Долгожданное событие произошло в мае 2012 года. Именно тогда официально открылась площадка, и самолеты малой авиации стали совершать первые полеты. К тому же любителей воздушного транспорта ждал еще один приятный сюрприз - цены для многих категорий населения практически не превышали стоимости проезда автомобильным транспортом, поскольку часть билета стала субсидироваться из областного бюджета. Но радоваться пришлось недолго…
«Жители Ягоднинского района искренне были рады тому, что в нашем поселке согласно программе президента о налаживании воздушных сообщений с помощью малой авиации была открыта ВПП в п. Ягодное и начал летать по маршруту Магадан - Ягодное - Сусуман - Магадан рейсовый самолет Ан-28. Но возможность добраться до Магадана воздушным путем быстро исчерпалась, - рассказал начальник Ягоднинского авиаотделения МОГБУ «Авиалесоохрана» Н. П. Процкий. - После обильного снега, уборка которого не осуществляется, воздушные полеты из Ягодного в Магадан прекратились. Взлетно-посадочная площадка в поселке находится в ведении Департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области и закреплена за МОГБУ «Авиалесоохрана». Однако наша организация не занимается перевозкой пассажиров воздушным путем, и средств на ее содержание не имеется».
По его словам, ранее эта полоса была предназначена для того, чтобы группы огнеборцев вылетали в места возникновения пожаров. Потом местные власти решили приспособить ее под полосу взлета и посадки пассажирских самолетов. С этой целью произвели отсыпку дороги, полосу удлинили и укатали, поставили разметку.
Соответственно, первоначально все шишки полетели на него, что не прибавило Н. П. Процкому особой радости. Хоть задел был и хорош, но до конца начатое не довели - в плане не было ни специфического оснащения, ни содержания ВПП и прилегающей автодороги, ведущей к площадке. И чтобы как-то решить возникшую проблему, начальник Ягоднинского авиаотделения МОГБУ «Авиалесоохрана» решил обратиться в Департамент дорожного хозяйства администрации Магаданской области с просьбой оказать содействие и обеспечить финансирование необходимых затрат.
В свою очередь, начальник Департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области Т. А. Соболь в октябре 2013 года направила в администрацию Ягоднинского района официальное обращение с той же самой просьбой.
«По информации ООО «Сибирская легкая авиация», в настоящее время поступают обоснованные жалобы пассажиров на невозможность воспользоваться при наличии билета услугой на авиарейсы Магадан - Ягодное. Такое положение сложилось из-за неготовности посадочной площадки «Ягодное», используемой для осуществления перевозок пассажиров по маршруту Магадан - Ягодное - Сусуман - Магадан, к приему воздушного судна Ан-28. Учитывая сложившуюся ситуацию, принято решение о временной приостановке продажи билетов на авиарейсы до решения вопроса по содержанию и приведению посадочной площадки «Ягодное» в состояние, пригодное для осуществления полетов, - писала в своем обращении Татьяна Аркадьевна. - В целях осуществления полетов без срывов расписания Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области просит вас оказать содействие в организации необходимых мероприятий по подготовке посадочной площадки «Ягодное». О результатах просим информировать в кратчайшие сроки».
По словам первого заместителя главы Ягоднинского района П. Н. Страдомского, данная ситуация действительно имеет место быть, но решение возникших вопросов весьма затруднительно даже при участии администрации района.
«В 2011 году принято решение о реконструкции ВПП, которая была предназначена только для приема вертолетов и самолетов Ан-2 и Ан-3, выполнявших рейсы по облету территории либо для транспортировки пожарных при возникновении чрезвычайных ситуаций в лесной местности. Этот объект относится к ведомству МОГБУ «Авиалесоохрана», являющегося структурным подразделением Департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области, - рассказал П. Н. Страдомский. - К середине 2012 года взлетно-посадочную полосу реконструировали. Этими работами занималась горная компания «Майская» при финансировании из областного бюджета. Было завезено более 20 тысяч кубометров грунта, полоса утрамбована, увеличена до 60 метров в ширину и до 760 метров в длину, как того требуют стандарты. Состоялось официальное открытие полосы, и стали производиться первые пассажирские авиаперевозки».
Как сообщил Павел Николаевич, вопросы по содержанию стали возникать в том же году, ведь выпадающие осадки - это те факторы, которые негативно влияют на состояние ВПП и условия ее безопасной эксплуатации. К примеру, после дождя полосу необходимо укатывать либо грейдировать, если выпал снег. К тому же нужно поддерживать в рабочем состоянии подъездные пути.
«В летнее время самолеты прибывали к нам пять раз в неделю. Зимой они должны были летать один или два раза в неделю, в зависимости от загруженности борта. Но в этом году пассажирские перевозки прекратились, поскольку полоса засыпана снегом и никто ее не чистит. Руководитель Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области Т. А. Соболь обратилась к нам с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса. Между тем в феврале 2013 года глава Ягоднинского района Ф. И. Тренкеншу старался оказать данное содействие. С этой целью велись переговоры с потенциальным подрядчиком ООО «Вертикаль», который составил проектно-сметную документацию на летнее и зимнее содержание взлетно-посадочной полосы и содержание автодороги, ведущей к площадке, - рассказал П. Н. Страдомский. - В мае 2013 года в данную документацию были внесены необходимые поправки и ее передали руководству Департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области для проведения аукциона. Но до настоящего времени по неизвестным нам причинам аукцион на содержание ВПП «Ягодное» не объявлен и не определена организация, отвечающая за содержание взлетно-посадочной площадки. В связи с чем напросился вполне справедливый вывод, что вся ответственность за срыв регулярных авиарейсов между Магаданом и Ягодным полностью лежит на Департаменте лесного хозяйства администрации Магаданской области. Особенно если учесть, что в результате переговоров по этому вопросу с экс-губернатором Магаданской области Н. Н. Дудовым и действующим губернатором Магаданской области В. П. Печеным выяснилось, что финансирование в целях содержания площадки и подъездных путей выделяется из областного бюджета именно департаменту лесного хозяйства как собственнику этой взлетно-посадочной полосы».
Данную ситуацию руководитель Департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области В. И. Чунаев прокомментировал следующим образом: «Проблем с содержанием взлетно-посадочной полосы в п. Ягодное и прилегающей автодороги не имеется. Перебоев в авиарейсах по маршруту Магадан - Ягодное - Сусуман - Магадан не наблюдается. Полоса полностью готова к взлету и посадке малой авиации.
К тому же перевозками наш департамент не занимается, следовательно, не имеется и дохода от данной услуги. Средств на самостоятельное содержание этого объекта мы не имеем. Наша прямая обязанность - следить за сохранностью лесных массивов и предотвращать чрезвычайные ситуации на вверенной территории. Деньги на содержание ВПП в п. Ягодное не выделялись. Но, возможно, ближе к концу декабря этого года будет осуществлено финансирование из областного бюджета».
Данное заявление теоретически перечеркнуло на корню всю проблему, но, как ни парадоксально, фактически существовать она не перестала. Возник вопрос: кому же верить? Жителям Ягоднинского района, которые страдают от того, что не могут воспользоваться услугами авиаперевозчиков? Должностным лицам, осуществляющим свою деятельность на территории этого же района? Или все-таки представителям государственных структур области?
На этот запутанный вопрос начальник Ягоднинского авиаотделения МОГБУ «Авиалесоохрана» Н. П. Процкий ответил с нескрываемым вздохом сожаления, под тяжестью неведомого груза: «Расчистили мы полосу, расчистили, но надолго ли…».
После расспросов выяснилось, что взлетно-посадочная полоса действительно не могла принимать судна малой авиации в период с 1 по 20 октября этого года. И это факт. Соответственно, проблема существует.
Работы по расчистке и утрамбовке осуществлял на основании договора один из предпринимателей Ягоднинского района, около трех суток непрерывно колеся на своем фронтальном погрузчике по территории взлетно-посадочной полосы. В результате Ягоднинское авиаотделение МОГБУ «Авиалесоохрана» осталось должно исполнителю более 93 тыс. рублей. Сумму эту теоретически обязаны погасить из средств областного бюджета, а точнее финансов, которые, по сути, должны быть или были выделены Департаменту лесного хозяйства администрации Магаданской области в целях содержания данного объекта.
Однако история прошлого года заставляет усомниться в этом. Ведь в 2012-м двум предпринимателям, осуществляющим эту же работу, авиалесоохрана уже осталась должна около 120 тыс. рублей. Причем в 2012 году большую часть работ по содержанию этой ВПП и прилегающей автодороги взяло на себя ООО «Сибирская легкая авиация», затратив порядка 800 тыс. рублей своих средств без надежды на компенсацию со стороны реального собственника объекта.
«В настоящее время авиаперевозки из п. Ягодное до города Магадана возобновлены. Но продлятся они недолго. До первого серьезного снегопада, - констатировал Н. П. Процкий. - Выходов, как я считаю, из этой ситуации два: или чтобы деньги были выделены в достаточном объеме на содержание взлетно-посадочной полосы и прилегающей автодороги и, конечно же, на ее оснащение, установку шлагбаумов, охраны, средств связи и оповещения. Или же передать этот объект в частные руки или, может быть, Департаменту дорожного хозяйства администрации Магаданской области. Причем по поводу всего этого мы уже выходили с ходатайствами, но так и не были услышаны».
Ясно одно, что после очередной метели самолеты опять перестанут садиться в п. Ягодное. Полоса взлетная оказалась ничейной, нейтральной.
Валерия КАДЫШЕВА.